logo
Анализ и оценка формирования и распределения занятости и безработицы на региональном рынке труда на примере Краснодарского края

1.2 Занятость и безработица как основные характеристики социально трудовых отношений

В любом обществе существует объективная связь и взаимозависимость между наличным трудоспособным населением и характером, степенью его участия в общественном производстве. Совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием в хозяйственной деятельности, можно рассматривать как занятость.

По мнению С. Н. Трунина, занятость - это определенное производственное отношение по поводу характера, условий и степени вовлечения трудоспособного населения в процесс общественного производства. Занятость характеризует деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую, как правило, заработок (трудовой доход) [31, c. 146].

Согласно ст. 2 ФЗ РФ от 19.04.91 г. №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятыми считаются граждане, относящиеся к одной из следующих групп:

- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

- зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических ассоциаций и союзов, которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

- являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства [3, ст. 2].

Рассмотрев данные категории "занятых", можно сделать вывод, что Федеральный закон "О занятости в РФ", помимо различных групп работающих и временно отсутствующих на рабочем месте, относит к занятым и достаточно большую группу безработных, участвующих в общественных работах, а также граждан, обучающихся очно в разных учебных заведениях.

Что касается общественных работ, по-нашему мнению, трудно понять, почему одна часть безработных, участвующих в их выполнении, отнесена Законом о занятости населения в РФ к занятым, а другая - к незанятым. Почему, например, безработный, стремящийся возобновить трудовую деятельность после более чем годичного перерыва и участвующий в общественных работах, относится к занятым, а если такое желание появилось у безработного в срок менее годового перерыва (даже на один день), будет отнесен к незанятым. Здесь можно предположить какие-то конъюнктурные соображения, о которых догадаться сложно.

Относительно обучающихся очно, на наш взгляд, положение более понятное. В самом деле, обучающиеся очно - люди занятые, такими их считает Закон о занятости населения в Российской Федерации. Но, однако, в силу специфики своей деятельности - дневного обучения - фактически они должны быть экономически неактивны, т. е не работать на производстве или в сфере услуг с целью получения заработка.

Подобное, казалось бы, разночтение согласуется при рассмотрении видов и форм занятости. Дело в том, что практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Так, А.И. Рофе выделяет занятость продуктивную, социально полезную, полную, рациональную, эффективную, скрытую и др. В пределах этих видов занятости ученый выделяет такие формы, как частичную, временную, гибкую занятость и др. [25, c. 162].

Продуктивная занятость - это занятость населения в общественном производстве. Она характеризуется численностью занятых людей из числа экономически активного населения, установленной Росстатом в соответствии с методологией учета занятости Международной организации труда.

Социально полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, на военной службе, альтернативной гражданской службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся очно (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. По нашему мнению, данное понятие занятости близко по своему содержанию понятию занятости, данному в Законе о занятости населения в Российской Федерации (за исключением занятых в домашнем хозяйстве, уходом за детьми и больными родственниками, которых этот Закон занятыми не считает).

Полная занятость - это такое экономическое стояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей.

Рациональная занятость определяется отношением величины продуктивной занятости к величине занятости социально полезной. Уровень рациональной занятости гипотетическая величина, требующая научного обоснования и имеющая, как это можно предположить, для каждого этапа экономического развития страны определенную оптимальную величину, выше и ниже которой степень рациональности понижается.

Эффективная занятость - теоретическое понятие, подразумевающее использование персонала без потерь рабочего времени, когда достигается наибольший экономический результат.

Скрытая занятость - это занятость людей, находящихся вне сферы учета официальных органов в незарегистрированных хозяйственных структурах, которые не платят налогов. К такому виду занятости, на наш взгляд, относится теневая экономика или ее неформальный сектор - нелегальные производство товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг (ремонт квартир, бытовой техники, частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды и др.).

Частичная занятость - форма занятости, характеризующаяся сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки. Данный вид занятости характерен для работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также для иных категорий работников, установленных федеральными законами.

Временная занятость - такая форма занятости, при которой люди заняты на производстве иди в сфере услуг строго ограниченное трудовым договором время, которое может составлять от одного дня до нескольких лет.

Гибкая занятость - форма трудоустройства с нестандартными условиями найма и труда. Такими условиями могут быть, например, нестандартные режимы рабочего времени, самозанятость граждан, нестандартные способы работы и рабочие места и др.

Другой, не менее важной, характеристикой рынка труда является безработица. Безработица это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активное население) не занята в производстве товаров и услуг [21, c. 78]. Действительно, в реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Безработным, по методологии МОТ, считается тот, кто в настоящий момент не имеет работы, ищет ее, готов к ней приступить и не имеет других источников доходов, кроме заработной платы в сфере оплачиваемой занятости [14, c. 114]. А по Закону РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить.

Вместе с тем законодательство выделяет категории населения и случаи, когда незанятые граждане не могут быть признаны безработными:

- граждане, не достигшие 16-летнего возраста;

- лица, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости, за выслугу лет;

- лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии, в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профподготовка) дважды;

- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;

- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными [3, ст. 3].

Мы считаем, что число безработных в каждый конкретный момент развития экономики зависит от темпов экономического роста и эффективности труда, степени соответствия профессионально-квалификационной структуры работников существующему спросу, конкретной демографической ситуации, политики занятости, проводимой государством.

В зависимости от различных характеристик и критериев безработицу можно классифицировать на явную и скрытую, фрикционную, структурную, циклическую, естественную, длительную, застойную, институциональную. Рассмотрим в отдельности каждый из видов безработицы.

С.Н Трунин в своей монографии "Экономика труда" делит безработицу на естественную и вынужденную [31, c. 156].

Естественная безработица - это совокупность тех форм безработицы, которые неустранимы и предполагают долговременное устойчивое равновесие рынка труда. Данный вид безработицы характеризуется наилучшим для развития экономики резервом потенциальных работников, которые способны достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от изменения спроса на рынке труда и потребностей производства.

Естественная безработица подразделяется на несколько видов.

Фрикционная безработица связана с естественным процессом перемещения работников с целью поиска наиболее подходящей работы и отличается небольшой продолжительностью.

Институциональную безработицу порождают сами институты рыночной экономики. Например, безработица, вызванная введением пособий по безработице, существованием гарантированного минимума заработной платы, недостаточно продуманной налоговой политикой и т.д.

К естественной безработице так же можно отнести и добровольную безработицу.

Вынужденная безработица - это превышение фактического уровня безработицы над ее естественной нормой. Она имеет несколько видов.

Технологическая безработица порождается НТП, который противоречиво воздействует на занятость населения. Сокращая старые рабочие места, он способствует созданию новых рабочих мест. Однако в целом внедрение достижений НТП ведет к увеличению безработицы. Технологическая безработица в первую очередь охватывает отрасли с высоким уровнем оплаты труда.

Структурная безработица - это результат несовпадения спроса и предложения на рынке труда в профессиональном, квалификационном или территориальном разрезе: либо структура рабочих мест не соответствует структуре рабочей силы, либо у работников нет навыков, которые нужны работодателю.

А.И. Рофе считает, что наиболее разрушительные последствия приносит циклическая безработица, которая вызывается неравномерностью развития экономики, резким сокращением производства в связи с циклически возникающими экономическими спадами, кризисами [24, c. 177]. Сложно не согласится, с данным мнением, так как в таких условиях многие предприятия сворачивают или прекращают деятельность, оказываясь банкротами. Циклическую безработицу также можно характеризовать как безработицу недостаточного спроса на труд, порождающего хаос в экономике. Для безработных в условиях экономического кризиса характерны отчаяние, безысходность, готовность на многие жертвы ради заработка.

Региональная безработица обусловлена неравномерностью развития отдельных регионов страны в условиях рыночной экономики. По нашему мнению, даже в наиболее богатых и развитых капиталистических странах всегда есть менее развитые экономические территории с более высоким уровнем безработицы.

Сезонная безработица - это безработица, характерная для лиц, имеющих работу только в определенные периоды (например, в разгар сельскохозяйственных работ) и не занятых в остальное время года.

Скрытая безработица, определяется численностью работников, которые формально считаются занятыми, но не выполняют сколько-нибудь значимого объема работы. Однако, мы считаем, что необходимо отличать скрытую безработицу от частичной занятости, которая при определенных условиях вполне эффективна. В настоящее время значительная часть циклической безработицы в России является скрытой.

Рассмотрев классификацию безработицы, следует вернуться к понятию "естественная безработица". Она отражает равновесное состояние рынка труда, когда число ищущих работу совпадает с количеством свободных вакансий. Превышение фактического уровня безработицы по сравнению с естественной нарушает сбалансированность рынка труда. Следовательно, возникает потребность в определении уровня естественной безработицы.

С.Н. Трунин считает, что уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных от численности экономически активного населения (в процентах) [31, c. 158].

В разных странах уровни безработицы различны, поскольку зависят от естественной безработицы, фазы экономического цикла, в которой находится страна, а также проводимой государством политики занятости. В экономически развитых странах естественный уровень безработицы составляет 4-6%, в России - 3-5%. Однако, с сентября 2008 г. в связи с мировым финансовым кризисом уровень безработицы в большинстве развитых стран мира резко возрос.

Предотвращение или смягчение тяжелого материального положения безработных достигается в результате целенаправленной социальной политики государства, одним из направлений которой является государственная социальная поддержка безработных, социальные гарантии и компенсации гражданам, увольняемым с предприятий.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач любой страны.

Большую роль в обеспечении занятости играет государство.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

- программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;

- программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

- программы содействия найму рабочей силы;

- программы по социальному страхованию безработицы [33, c. 138].

Цели государственного регулирования рынка труда:

- обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении "естественного уровня безработицы", определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

- создание "гибкого рынка труда", способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта "гибкость", по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям [33, c. 141].

Механизм регулирования занятости населения и рынка труда в целом реализуется государственными органами исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органами местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения занятости населения.

При разработке и осуществлении государственных программ занятости широко используются как экономические, так и правовые рычаги. Экономические рычаги предполагают создание новых рабочих мест, повышение экономической заинтересованности предпринимателей в гибких режимах работы, стимулирование перемещения трудовых ресурсов по территории страны, совершенствование системы подготовки кадров.

Правовые рычаги предполагают совершенствование законодательства, позволяющее осуществлять наиболее эффективное регулирование рынка труда. При разработке правовых рычагов так же учитывают опытом регулирования занятости населения в зарубежных странах.

С.Н. Трунин в своей монографии "Экономика труда" выделяет три модели политики занятости в развитых странах.

Американская модель ориентируется на создание рабочих мест для значительной части экономически активного населения, не требующих высокой производительности. Безработица формально уменьшается, но при этом увеличивается количество людей с низкими доходами

Скандинавская модель предполагает практически для всех трудящихся гарантии занятости с удовлетворительными условиями оплаты труда посредством создания рабочих мест в государственном секторе. Такая политика связана с риском возни инфляционного давления и истощения финансовых ресурсов государства.

Европейская модель предусматривает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и роста доходов работающих. Такая система предполагает дорогостоящую систему пособий для достаточно большой и продолжающей увеличиваться армии безработных [31, c. 178].

Принято выделять два типа политики занятости: пассивную и активную. Пассивная политика занятости представляет собой совокупность проводимых государством мер, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Основные направления: выплата пособий безработным и представление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости, оказание иной материальной помощи, осуществление неденежных форм поддержки безработных, оформление досрочного выхода на пенсию.

Активная политика занятости - совокупность мер, проводимых государством, направленных на снижение уровня безработицы. Данная политика занятости проявляется по следующим основным направлениям: помощь в трудоустройстве; содействие в профессиональной подготовке и переподготовке; содействие самозанятости и предпринимательству; организация общественных работ; помощь людям, испытывающим особые объективные трудности в трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др.

Так же одним из важных вопросов государственного регулирования на рынке труда является проблема трудовой миграции.