logo
Анализ и оценка эффективности использования основных средств (на примере УП "Гомельское отделение Белорусской железной дороги")

1.2 Методика анализа основных средств

Для перевозок грузов, пассажиров, нормальной работы многочисленных организаций железная дорога должна располагать необходимыми основными средствами, рационально их использовать, своевременно пополнять и заменять.

Эффективное использование основных средств в перевозочном процессе, которое и должно быть установлено в ходе анализа, способствует снижению стоимости транспортных услуг, повышает конкурентоспособность железной дороги на рынке транспортных услуг.

Для успешной реализации поставленной цели в ходе анализа должен быть решен ряд задач (рисунок 1.4).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1.4 - Задачи анализа основных средств

Последовательность осуществления анализа состояния и эффективности использования основных средств приведена на рисунке 1.5.

Источники данных для анализа:

ь План экономического и социального развития;

ь «Баланс» (форма №1);

ь «Приложение к балансу» (форма№5);

ь «Отчёт о наличии и движении основных средств и других нефинансовых активов» (форма №11);

ь «Баланс производственной мощности» (форма БМ);

ь данные о переоценке основных средств (форма №1 - переоценка);

ь «Отчет о выполнении плана ввода в действие объектов основных фондов и использовании капитальных вложений»;

ь инвентарные карточки учета основных средств;

ь данные инвентаризаций основных средств и другие источники информации. [2, стр. 222-242]

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1.5 - Этапы анализа состояния и эффективности использования основных средств

На первом этапе проводится анализ обеспеченности железной дороги основными средствами. При проведении анализа обеспеченности, прежде всего, необходимо оценить достаточность у железной дороги основных средств, их наличие, динамику, состав, структуру.

Поэтому анализ необходимо начинать с оценки изменения основных средств во времени в целом и по их составу. Для этого строится таблица динамики стоимости основных средств за ряд лет. В качестве показателей данной таблицы будет использоваться принятая в бухгалтерском учете классификация основных средств по группам, а именно: здания, сооружения, передаточные устройства, земляное полотно, верхнее строение пути, машины и оборудование, транспортные средства и прочее. На основании данной таблицы оценивается изменение стоимости основных средств в целом и по группам, а также дается оценка структурных изменений, произошедших в составе основных средств.

Далее строится аналогичная таблица для анализа основных средств в зависимости от функционального назначения. Согласно данной классификации все основные средства делятся на две большие группы:

1) производственные;

2) непроизводственные.

Для оценки технического уровня развития производства и его анализа используется ряд показателей структуры основных средств (таблица 1.3).

Таблица 1.3 - Характеристика структурных группировок основных средств для целей анализа

Структура основных средств

Характеристика

Отраслевая структура

Показывает распределение производственных фондов по их видам и важнейшим отраслевым организациям.

Возрастная структура основных средств

Определяется долей различных возрастных групп в общей стоимости производственных фондов.

Технологическая структура основных средств

Характеризуется долей различных видов основных фондов внутри определенной их группы. Например, такой группы, как транспортные средства, можно рассчитать долю локомотивного и вагонного парка в общей стоимости, в том числе по сериям локомотивов, видам тяги, роду вагонов и т.д.

Производственная структура основных средств

Один из показателей технического уровня развития производства, представляет собой соотношение различных групп основных фондов и их общей стоимости.

Особое внимание при оценке структуры уделяется изменению активной части средств, к которой относятся: подвижной состав, путевые и строительные машины, оборудование, производственный инвентарь и инструмент. От того, насколько полно они используются, зависит объем транспортной продукции, степень использования всех видов производственных фондов. Увеличение доли активной части в составе основных средств является положительной тенденцией.

На следующем этапе проводится анализ движения и технического состояния основных средств.

При изучении движения основных средств определяется их наличие на начало и конец периода с учетом их поступления и выбытия. На основании данных о движении основных средств рассчитывается система коэффициентов, позволяющая более полно оценить изменение основных средств во времени.

Коэффициент обновления отражает интенсивность обновления основных фондов и исчисляется как отношение стоимости вновь поступивших за отчетный период основных фондов (ОПФп) и их стоимости на конец этого же периода (ОПФк):

Кобн = , (1)

где ОПФп - стоимость поступивших за отчетный период основных фондов;

ОПФк - стоимость основных фондов на конец периода.

Коэффициент обновления (поступления) целесообразно рассчитывать по всем основным фондам, активной их части, отдельным группам производственных основных фондов и основным видам оборудования.

Коэффициент обновления можно рассчитывать отдельно по всем поступившим основным фондам и отдельно по введенным в действие (ОПФв). В таком случае данный коэффициент следует называть коэффициентом ввода (в результате капитальных вложений).

Кв =, (2)

где ОПФв - стоимость введенных в действие основных фондов.

При проведении анализа необходимо сравнить коэффициент обновления по активной части с коэффициентом обновления по всем основным фондам и выяснить, за счет какой части основных фондов в большей степени происходит их обновление.

Более высокий коэффициент обновления по активной части, чем по всем основным фондам, покажет, что их обновление в организации осуществляется как раз за счет активной части и при прочих равных условиях положительно повлияет на показатель фондоотдачи.

На железной дороге к активной части основных фондов относятся транспортные средства, машины и оборудование, передаточные устройства, т. е. примерно 60% стоимости всех основных фондов железной дороги.

Коэффициент выбытия характеризует степень интенсивности выбытия основных фондов. Он рассчитывается как отношение стоимости выбывших за отчетный период основных фондов (ОПФвыб) к их стоимости на начало этого же периода (ОПФн):

Квыб =, (3)

где ОПФвыб - стоимость выбывших основных фондов;

ОПФн - стоимость основных фондов на начало периода.

При проведении анализа необходимо сравнить коэффициент выбытия по активной части с коэффициентом выбытия по всем основным фондам и выяснить, за счет какой части фондов происходит выбытие.

Более высокий коэффициент выбытия по активной части, чем по всем основным фондам, покажет, что их выбытие в организации осуществляется как раз за счет активной части и при прочих равных условиях отрицательно повлияет на показатель фондоотдачи.

Разновидностью коэффициента выбытия является коэффициент ликвидации, который будет показывать интенсивность выбытия основных средств в результате ветхости и износа.

Кл =, (4)

где ОПФл - стоимость выбывших основных средств в результате ветхости и износа.

Коэффициент прироста характеризует уровень прироста основных фондов или отдельных их групп за определенный период и рассчитывается как отношение абсолютной суммы прироста основных фондов к их стоимости на начало периода:

Кпр ==, (5)

где - превышение стоимости поступивший основных фондов над

выбывшими.

Коэффициент воспроизводства основных фондов рассчитывается как отношение капитальных вложений к стоимости вводимых основных фондов.

Обобщающими показателями технического состояния основных фондов являются коэффициенты износа и годности.

Коэффициент износа определяется отношением суммы износа (величины амортизации) к первоначальной балансовой стоимости фондов на конец периода:

Кизн=, (6)

где И - величина амортизации основных средств.

Коэффициент износа в сумме с коэффициентом годности дает 1.

Чем ниже коэффициент износа (выше коэффициент годности), тем лучше техническое состояние, в котором находятся основные фонды.

Коэффициент годности рассчитывается отношением их остаточной стоимости (величина недоамортизированной стоимости) (ОПФост) к первоначальной балансовой стоимости на конец периода:

Кг = =, (7)

На техническое состояние основных фондов влияет выполнение плана ремонта. Своевременный и качественный ремонт, хорошо организованный уход, техническое обслуживание и правильная эксплуатация обеспечивают их сохранность и поддержание технико-экономических параметров, гарантируют эффективное функционирование.

Поэтому на данном этапе анализа необходимо дать оценку реализации плана по всем видам ремонта (текущему, капитальному, планово-предупредительному).

Кроме того, на данном этапе проверяется выполнение плана по внедрению новой техники, вводу в действие новых объектов основных фондов.

На третьем этапе проводится анализ эффективности использования основных средств.

В организациях железной дороги в качестве экономического эффекта могут выступать:

1) количественный показатель объема выполненных работ - грузооборот в приведенных тонно-километрах;

2) стоимостные показатели - доходы от перевозок и прибыль.

В процессе оценки эффективности использования основных фондов субъекты хозяйствования, как правило, больше внимания уделяют эффективности использования производственных фондов, так как именно они участвуют в производственном процессе.

Эффективность использования основных производственных фондов железной дороги (отделения дороги) оценивается с помощью следующих обобщающих показателей эффективности, к которым относятся: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, фондооснащенность, рентабельность, относительная экономия.

Важнейшим обобщающим показателем использования основных фондов является фондоотдача, которая рассчитывается как отношение объема перевозок в натуральном или стоимостном выражении к среднегодовой стоимости основных фондов, участвующих в процессе перевозок:

ФО = , ФО = ФО = (8)

где ФО - фондоотдача;

- грузооборот, прив. т-км;

среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. р. (в расчетах показателей фондоотдачи может использоваться не только стоимость всех основных производственных фондов, но и отдельных групп: активной части, транспортных средств и т.п.);

доходы от перевозок, млн. р.;

? прибыль от перевозок, млн. р.

Эти показатели фондоотдачи характеризуют объем перевозок в количественном (приведенные тонно-километры) и стоимостном (доходы или прибыль) измерении, приходящиеся на 1 рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов.

Фондоотдача рассчитывается поформуле:

ФО=

и выраженная в процентах, еще называется рентабельностью основных производственных фондов, которая характеризует процент прибыльности основных производственных средств, вовлеченных в процесс перевозок.

Анализ показателей фондоотдачи начинается с определения фондоотдачи основных производственных фондов и их активной части. Рассчитанные показатели сравниваются с данными прошлых лет, с плановыми значениями и выявляются изменения показателя в динамике и по сравнению с планом.

Сравнение уровней изменения фондоотдачи позволяет сделать вывод об улучшении или ухудшении использования основных производственных фондов.

В процессе анализа фондоотдачи необходимо определить, какие факторы оказывают влияние на ее уровень, и оценить влияние этих факторов, используя методы детерминированного факторного анализа.

Так, условно-натуральный показатель фондоотдачи зависит и от следующих факторов: объема перевозок, структуры перевозок, разрыва между тарифными и эксплуатационными тонно-километрами, изменения среднегодовой стоимости основных производственных фондов.

При анализе стоимостного показателя фондоотдачи основными факторами, оказывающими влияние на ее уровень, являются: общая сумма доходов, их структура по видам перевозок и изменение среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Целесообразно анализу повергнуть не только условно натуральные, но стоимостные показатели фондоотдачи.

Кроме того, анализ может быть детализирован по видам деятельности: основная деятельность, грузовые перевозки, пассажирские перевозки, вспомогательная деятельность. При анализе эффективности использования основных средств необходимо проводить аналогичные аналитические действия по всем их классификационным группам, т. е. устанавливать динамику фондоотдачи по всем основным фондам, в том числе по производственным и их основным группам.

Следующим обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является «фондоемкость» - показатель, обратный показателю фондоотдачи. Определяется отношением среднегодовой стоимости всех основных производственных фондов и отдельных их групп к объему перевозок:

ФЕ = . (9)

Фондовооруженность представляет собой отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности работников организации. Этот показатель характеризует обеспеченность труда работников основными средствами.

Коэффициент вооруженности сопоставляется с темпами роста производительности труда работников. Если темпы прироста производительности труда опережают темпы прироста фондовооруженности, то будет наблюдаться ускорение темпов НТП.

Специфическим показателем для железнодорожного транспорта является показатель «фондооснащенность», представляющий собой количество основных производственных фондов, приходящееся на 1 километр эксплуатационной длины дороги:

Фоснащ = , (10)

где - эксплуатационная длина пути, км.

Данный показатель рассчитывается на уровне Управления железной дороги и должен использоваться при дальнейших аналитических исследованиях по эффективности вложения средств в развитие материально-технической базы железной дороги.

Относительная экономия основных фондов характеризует дополнительное вовлечение либо высвобождение основных фондов с учетом сложившегося или планируемого объема перевозок. Определяется как разница между среднегодовой стоимостью основных производственных фондов в отчетном периоде и основных производственных фондов в базисном периоде, скорректированной на индекс роста объема перевозок:

?ОПФ = *IPl , (11)

где - среднегодовая стоимость основных производственных фондов в отчетном периоде, млн. р.;

- среднегодовая стоимость основных производственных фондов в базисном периоде, млн. р.;

IPl - индекс изменения объема перевозок.

Для более глубокой оценки использования основных фондов железной дороги возможно применение системы показателей, дополнительно характеризующих использование основных фондов в целом или по их группам:

ь показатели использования подвижного состава: средняя статическая и динамическая нагрузка вагона, среднее время его оборота, среднесуточная производительность вагона и локомотива, масса поезда и др.;

ь показатели использования сооружений пути: густота перевозок, фактически реализуемая пропускная и провозная способность перегонов;

ь показатели использования ремонтной базы в локомотивных и вагонных депо: съем продукции (число отремонтированных приведенных вагонов, локомотивов) с одного ремонтного стойла (с 1000 р. основных фондов, занятых на ремонте, или 1000 м2 производственной площади).

Одним из качественных показателей, характеризующих использование пассажирских вагонов, является населенность - показатель, характеризующий количество мест, занятых в поезде под перевозку пассажиров.

При оценке степени использования вместимости пассажирских поездов уровень их населённости по отношению к общему числу мест, выделенных для перевозки пассажиров, выражается в процентах или долях единицы.

Данный показатель исчисляется делением пассажиро-километров на вагоно-километры. Небольшая населенность (менее 60 % вместимости поезда) означает, что поезда курсируют с большим числом свободных мест. Населенность считается высокой при загрузке свыше 60 % вплоть до превышения допустимых норм. В последнем случае размеры движения пассажирских поездов следует увеличивать.

На четвертом этапе проводится анализ использования технологического оборудования и эффективности его работы.

Анализ работы оборудования базируется на системе показателей, характеризующих использование его численности и времени работы.

В процессе анализа наряду с исчислением доли среднегодовой стоимости активной части промышленно-производственных фондов определяют количественную обеспеченность организации машинами и оборудованием, устанавливают их технический уровень и соответствие мировым образцам.

При анализе все оборудование целесообразно сгруппировать по его участию в процессе производства. В связи с этим выделяют оборудование:

ь наличное;

ь установленное (сданное в эксплуатацию);

ь фактически используемое в производстве;

ь находящееся в ремонте и на модернизации;

ь резервное.

Наибольший эффект достигается, если первые три группы оборудования по величине приблизительно одинаковые.

Для характеристики степени привлечения оборудования в производство рассчитывают следующие показатели:

ь коэффициент использования парка наличного оборудования

Кн = (12)

где Кисп - количество используемого оборудования;

Кнал - количество наличного оборудования.

коэффициент использования парка установленного оборудования

Ку = , (13)

где Куст - количество установленного оборудования.

Разность между количеством наличного и установленного оборудования, умноженная на плановую среднегодовую выработку единицей оборудования, - это потенциальный резерв увеличения производства за счет увеличения количества действующего оборудования.

Для характеристики степени экстенсивной загрузки оборудования изучается баланс времени его работы (рисунок 1.6).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1.6 - Составные части баланса времени работы оборудования

Сравнение:

ь фактического и планового календарных фондов времени позволяет установить степень выполнения плана по вводу оборудования в эксплуатацию по количеству и срокам;

ь календарного и режимного - возможность лучшего использования оборудования за счет повышения коэффициента сменности;

ь режимного и планового - резервы времени за счет сокращения затрат времени на ремонт.

Для характеристики использования времени работы оборудования применяется ряд коэффициентов (таблица 1.4).

В процессе анализа изучаются динамика этих показателей, выполнение плана и причины возникших изменений.

Таблица 1.4 - Коэффициенты работы оборудования

Наименование показателя

Алгоритм расчета

Коэффициент календарного фонда времени

Кк.ф. = ;

(14)

Коэффициент режимного фонда времени

Кр.ф. = ;

(15)

Коэффициент экстенсивной загрузки (планового фонда времени)

Кпл.ф. = ;

(16)

Коэффициент удельный вес простоев в календарном фонде времени

?пр =

где П - время простоев оборудования, ч.

(17)

Коэффициент интенсивной его загрузки

Кинт =

где и - соответственно фактическая и плановая среднечасовая выработка оборудования.

(18)

Коэффициент интегральной загрузки

Кинтегр. нагр. = Кэкстинт

(19)

Эффективное использование оборудования скажется на изменении объема производства продукции (работ, услуг). Поэтому на следующем этапе анализа по группам однородного оборудования рассчитывается изменение объема производства продукции за счет его количества, экстенсивности и интенсивности использования.

Для этого применяется следующая модель:

ВПi = Кi •Дi •Ксм i •Пi •ЧВi , (20)

где ВП - выпуск продукции, р.;

Кi - количество i-го оборудования;

Дi - количество дней, отработанных единицей i-го оборудования, дн.;

Ксм i - коэффициент сменности работы i-го оборудования;

Пi - средняя продолжительность смены работы i-го оборудования, ч.;

ЧВi - среднечасовая выработка i-го оборудования, р. / ч.

Расчет влияния этих факторов производится способами детерминированного факторного анализа.

Следующим этапом является анализ использования производственной мощности и площади.

Важной характеристикой потенциальных возможностей основных производственных фондов является их производственная мощность, под которой понимается максимально возможный выпуск продукции, согласно основным техническим характеристикам.

На железной дороге деятельность подразделений весьма многообразна и каждой будет соответствовать свое измерение производственной мощности в разных единицах:

ь для транспортных линий в целом - пропускная (провозная) способность;

ь для сортировочных горок - число перерабатываемых составов;

ь для локомотивных депо - число одновременно ремонтируемых секций локомотивов;

ь для вагонного депо - число ремонтируемых вагонов;

ь для вокзалов - число отправленных в сутки пассажиров.

Анализ использования производственной мощности организации проводится по данным планового и отчетного баланса производственных мощностей, который составляется в натуральных показателях и в стоимостном выражении, в сопоставимых ценах по всей выпускаемой продукции.

Баланс производственной мощности организации рассчитывается по формуле:

Мк = Мн + Мо + Мр + Мс +(-) Ми - Мв , (21)

где Мк и Мн - производственная мощность на конец и начало отчетного (планового) периода;