Анализ и планирование показателей по труду и заработной плате

курсовая работа

2.2 Анализ численности работников

Эффективность финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия во многом зависит от персонала, выполняющего все необходимые функции, его численности, состава и рациональности использования работников, поэтому особое значение имеет экономический анализ всех процессов, связанных с использованием такого важного трудового ресурса, как численность работников.

В процессе анализа рассчитываются абсолютные и относительные отклонения численности работников отчетного периода в сравнении с базисным, определяются динамические показатели ее изменения, а также изучаются структурные параметры кадрового состава предприятия в разрезе основных категорий работников. Такой анализ позволяет не только выявить динамику и тенденции изменения численности работников, но и оценить характер сдвигов в составе персонала.

Абсолютное изменение численности работников () определяется как разность между показателями отчетного (Чотч) и прошлого () годов:

Расчет относительного отклонения (экономии или перерасхода) численности работников производится исходя из скорректированного (с учетом индекса роста товарооборота) базисного показателя численности, который затем сравнивают с ее фактическим значением в отчетном периоде:

где Чкорр -- скорректированная численность работников, чел.; Чбаз, Чотн -- численность работников базисного и отчетного периодов, чел.; Ут -- индекс роста товарооборота в сопоставимых ценах; Чотн -- относительная экономия (перерасход) численности работников, чел.

Анализ структуры персонала предполагает определение удельного веса основных групп работников торгового предприятия в его общей численности. При этом, чем больше масштабы деятельности предприятия и число сотрудников, тем более дифференцированным и подробным должно быть изучение кадрового состава по каждой группе вплоть до отдельных должностей. Сравнение структурных показателей дает возможность определить рациональность соотношения между группами и категориями работников, выявить степень соответствия их числа объему и профилю конкретной деятельности и наметить направления совершенствования кадровой политики торгового предприятия.

Таблица 2.5 Динамика численности работников и структуры персонала ООО «Альянс-83»

Показатели

Среднесписочная численность

Отклонение

2008 год в % к 2007

2007 год

2008 год

по численности, чел.

по структуре, %

человек

В % к итогу

человек

в % к итогу

1 . Административно-управленческий персонал

5

14.3

5

13.5

0

-0.8

100.0

2. Торгово-оперативный персонал

24

68.6

25

67.6

1

-1.0

104.2

3. Прочие работники

6

17.1

7

18.9

1

1.8

116.7

Всего работников

35

100

37

100

2

0.0

105.7

Как видно из табл. 2.5, общая численность работников торгового предприятия в отчетном году по сравнению с прошлым в абсолютном выражении возросла на 2 человека (37 - 35), или на 5,7 %. Изменение числа сотрудников связано с увеличением торговых работников с 24 до 25 человек, или на 4,2 %, и ростом вспомогательного (прочего) персонала на 1человека (7- 6), или на 16,7 %.

58676 - розничный товарооборот отчетного года, тыс. руб.;

1,165 - индекс цен;

50514 - розничный товарооборот предыдущего года, тыс. руб.;

58676 / 1,165 = 50366 - розничный товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах, тыс. руб.;

50366 * 100 / 50514 = 99,7% - темп изменения товарооборота в сопоставимых ценах, тыс. руб.

Скорректированный показатель, характеризующий изменение числа работников с учетом снижения товарооборота за отчетный год в сопоставимых ценах на 0,3 %, позволил сделать вывод, что на предприятии наблюдается относительный перерасход численности работников:

35*0,997 = 34,9 чел.

37 - 34,9 = 2,1 чел.

Это означает, что рост числа торговых работников на предприятии не оправдан, поскольку не связан с хозяйственной необходимостью (увеличением объема торговой деятельности, повышением уровня обслуживания и т. п.).

Оценка структуры персонала предприятия свидетельствует, что наибольший удельный вес в нем занимают торгово-оперативные работники (68,6% и 67,6 %), численность которых выросла на одного человека. За два года резких изменений в соотношении отдельных категорий работников не произошло. Вместе с тем обращает на себя внимание так же рост числа прочих работников и высокий удельный вес этой группы в общей численности персонала --18,9 %, то есть практически каждый пятый сотрудник. Такая тенденция требует выявления конкретных причин, объясняющих необходимость этого роста, а также принятия мер по оптимизации численности вспомогательного персонала в случае его необоснованного завышения.

Характерной особенностью многих торговых предприятий является высокий уровень текучести кадров, поэтому подробный анализ проблемных сторон состояния и динамики персонала выступает как важнейшее условие рациональности его использования в целях повышения эффективности работы всего предприятия.

Анализ движения персонала производится на основе расчета и оценки ряда показателей, объединенных в две группы. Первая отражает интенсивность количественного изменения кадрового потенциала (коэффициенты оборота по приему и выбытию работников, коэффициент общего оборота кадров, коэффициент объективного оборота кадров). Вторая группа характеризует качественные параметры динамики кадрового состава (коэффициент текучести кадров, коэффициенты восполнения и стабильности кадров, коэффициент постоянства кадров).

Коэффициенты оборота по приему (Кn) или выбытию (Кв) определяются как отношение числа работников, принятых (Ч) или выбывших ( Чв) за анализируемый период, к среднесписочной численности персонала (Чсс):

К = (Ч/ Чсс) х 100 %; Кв = (Чв/ Чсс) х 100 %.

Коэффициенты показывают степень обновления и выбытия кадрового состава предприятия. Их значения необходимо сравнивать в динамике с аналогичными показателями за базовый период, а также рассматривать соотношение между ними в отчетном году, выявляя преимущественные изменения в численности работников и их причины. Например, превышение уровня выбытия работников по сравнению с их приемом может свидетельствовать как о внедрении передовых торговых технологий, объективно ведущих к сокращению штата, так и о различных кадровых проблемах (организационных, экономических, психологических и т. п.), приводящих к увольнению работников.

Делись добром ;)