Анализ и планирование показателей по труду и заработной плате
2.2 Анализ численности работников
Эффективность финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия во многом зависит от персонала, выполняющего все необходимые функции, его численности, состава и рациональности использования работников, поэтому особое значение имеет экономический анализ всех процессов, связанных с использованием такого важного трудового ресурса, как численность работников.
В процессе анализа рассчитываются абсолютные и относительные отклонения численности работников отчетного периода в сравнении с базисным, определяются динамические показатели ее изменения, а также изучаются структурные параметры кадрового состава предприятия в разрезе основных категорий работников. Такой анализ позволяет не только выявить динамику и тенденции изменения численности работников, но и оценить характер сдвигов в составе персонала.
Абсолютное изменение численности работников () определяется как разность между показателями отчетного (Чотч) и прошлого () годов:
Расчет относительного отклонения (экономии или перерасхода) численности работников производится исходя из скорректированного (с учетом индекса роста товарооборота) базисного показателя численности, который затем сравнивают с ее фактическим значением в отчетном периоде:
где Чкорр -- скорректированная численность работников, чел.; Чбаз, Чотн -- численность работников базисного и отчетного периодов, чел.; Ут -- индекс роста товарооборота в сопоставимых ценах; Чотн -- относительная экономия (перерасход) численности работников, чел.
Анализ структуры персонала предполагает определение удельного веса основных групп работников торгового предприятия в его общей численности. При этом, чем больше масштабы деятельности предприятия и число сотрудников, тем более дифференцированным и подробным должно быть изучение кадрового состава по каждой группе вплоть до отдельных должностей. Сравнение структурных показателей дает возможность определить рациональность соотношения между группами и категориями работников, выявить степень соответствия их числа объему и профилю конкретной деятельности и наметить направления совершенствования кадровой политики торгового предприятия.
Таблица 2.5 Динамика численности работников и структуры персонала ООО «Альянс-83»
Показатели |
Среднесписочная численность |
Отклонение |
2008 год в % к 2007 |
|||||
2007 год |
2008 год |
по численности, чел. |
по структуре, % |
|||||
человек |
В % к итогу |
человек |
в % к итогу |
|||||
1 . Административно-управленческий персонал |
5 |
14.3 |
5 |
13.5 |
0 |
-0.8 |
100.0 |
|
2. Торгово-оперативный персонал |
24 |
68.6 |
25 |
67.6 |
1 |
-1.0 |
104.2 |
|
3. Прочие работники |
6 |
17.1 |
7 |
18.9 |
1 |
1.8 |
116.7 |
|
Всего работников |
35 |
100 |
37 |
100 |
2 |
0.0 |
105.7 |
Как видно из табл. 2.5, общая численность работников торгового предприятия в отчетном году по сравнению с прошлым в абсолютном выражении возросла на 2 человека (37 - 35), или на 5,7 %. Изменение числа сотрудников связано с увеличением торговых работников с 24 до 25 человек, или на 4,2 %, и ростом вспомогательного (прочего) персонала на 1человека (7- 6), или на 16,7 %.
58676 - розничный товарооборот отчетного года, тыс. руб.;
1,165 - индекс цен;
50514 - розничный товарооборот предыдущего года, тыс. руб.;
58676 / 1,165 = 50366 - розничный товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах, тыс. руб.;
50366 * 100 / 50514 = 99,7% - темп изменения товарооборота в сопоставимых ценах, тыс. руб.
Скорректированный показатель, характеризующий изменение числа работников с учетом снижения товарооборота за отчетный год в сопоставимых ценах на 0,3 %, позволил сделать вывод, что на предприятии наблюдается относительный перерасход численности работников:
35*0,997 = 34,9 чел.
37 - 34,9 = 2,1 чел.
Это означает, что рост числа торговых работников на предприятии не оправдан, поскольку не связан с хозяйственной необходимостью (увеличением объема торговой деятельности, повышением уровня обслуживания и т. п.).
Оценка структуры персонала предприятия свидетельствует, что наибольший удельный вес в нем занимают торгово-оперативные работники (68,6% и 67,6 %), численность которых выросла на одного человека. За два года резких изменений в соотношении отдельных категорий работников не произошло. Вместе с тем обращает на себя внимание так же рост числа прочих работников и высокий удельный вес этой группы в общей численности персонала --18,9 %, то есть практически каждый пятый сотрудник. Такая тенденция требует выявления конкретных причин, объясняющих необходимость этого роста, а также принятия мер по оптимизации численности вспомогательного персонала в случае его необоснованного завышения.
Характерной особенностью многих торговых предприятий является высокий уровень текучести кадров, поэтому подробный анализ проблемных сторон состояния и динамики персонала выступает как важнейшее условие рациональности его использования в целях повышения эффективности работы всего предприятия.
Анализ движения персонала производится на основе расчета и оценки ряда показателей, объединенных в две группы. Первая отражает интенсивность количественного изменения кадрового потенциала (коэффициенты оборота по приему и выбытию работников, коэффициент общего оборота кадров, коэффициент объективного оборота кадров). Вторая группа характеризует качественные параметры динамики кадрового состава (коэффициент текучести кадров, коэффициенты восполнения и стабильности кадров, коэффициент постоянства кадров).
Коэффициенты оборота по приему (Кn) или выбытию (Кв) определяются как отношение числа работников, принятых (Ч) или выбывших ( Чв) за анализируемый период, к среднесписочной численности персонала (Чсс):
К = (Ч/ Чсс) х 100 %; Кв = (Чв/ Чсс) х 100 %.
Коэффициенты показывают степень обновления и выбытия кадрового состава предприятия. Их значения необходимо сравнивать в динамике с аналогичными показателями за базовый период, а также рассматривать соотношение между ними в отчетном году, выявляя преимущественные изменения в численности работников и их причины. Например, превышение уровня выбытия работников по сравнению с их приемом может свидетельствовать как о внедрении передовых торговых технологий, объективно ведущих к сокращению штата, так и о различных кадровых проблемах (организационных, экономических, психологических и т. п.), приводящих к увольнению работников.