Анализ и повышение конкурентоспособности ООО Компании "Виолет"

курсовая работа

1.1 Понятие, факторы и оценка конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее соответствие не только качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис. реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

В силу многоаспектности применение данной категории в различных отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.

Так, в некоторых источниках «…под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров - аналогов» [1]. Другие же понимают под конкурентоспособностью товара «комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынках» [2].

Словари дают следующие толкования этого слова:

«…конкурентоспособность товара - совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию» [3].

«…конкурентоспособность товара - способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам» [4].

Все эти определения имеют один небольшой недостаток, представляя конкурентоспособность как совокупность, т.е. сумму всех свойств товара и не учитывая того, что потребителя больше интересует соотношение «качество / цена потребления, кроме того, в этом понятии не учитывается конкурентоспособность предприятия».

Но наиболее общее понятие, охватывающее и конкурентоспособность предприятия, на мой взгляд, такое: «конкурентоспособность - количественный показатель доходности производства или выгодности применения товарной продукции в условиях наличия конкуренции и при соблюдении необходимых качественных требований общего плана (экологические стандарты, патентная чистота и т.п.), выражающаяся непосредственно в единицах стоимости».

Схема, классифицирующая показатели конкурентоспособности продукта приведена в Приложении А.

В свою очередь, конкурентоспособность фирмы характеризуется следующими показателями:

1. Доля рынка, контролируемого фирмой:

-в реализуемой на рынке продукции отрасли, в которую входит фирма;

-по основным продуктам фирмы на национальном рынке;

-на целевых внешних рынках или в импорте соответствующих стран;

-в экспорте страны по соответствующим товарам.

2. Показатели инновационной деятельности фирмы:

-количество сотрудников, занятых НИОКР, и их доля в персонале фирмы;

-размеры затрат фирмы на НИОКР;

-количество выданных фирме патентов;

-количество проданных фирмой лицензий;

-количество созданных продуктов рыночной новизны.

3. Показатели производственной деятельности:

-динамика стоимости валового продукта, произведенного фирмой;

-динамика производства основных видов продуктов фирмы;

-производительность труда в производстве;

-затраты (издержки) на производственный персонал;

-структура издержек производства;

-количество новых изделий, освоенных производством;

-инвестиции в производство.

4. Маркетинговая деятельность:

-степень интеграции маркетинга в деятельность фирмы;

-наличие или отсутствие службы (отдела) маркетинга;

-оценка эффективности работы службы маркетинга;

-глубина знания рынка и его возможностей;

-расходы на рекламу (суммарные и в расчете на единицу реализованных продуктов);

-качество поставляемых на рынок товаров;

-защищенность производимой продукции патентами;

-послепродажное обслуживание (оценка по анкетным данным).

5. Вовлеченность во внешнеэкономические связи:

-воздействие экспорта и импорта фирмы на ее производственные и сбытовые показатели (самооценка);

-экспортная квота в производстве фирмы;

-стоимость экспорта и импорта фирмы в динамике;

-динамика экспорта основных товаров фирмы;

-динамика экспорта фирмы и ее основных конкурентов;

-эффективность экспортной политики фирмы.

6. Финансовые показатели деятельности фирмы:

-прибыльность (убыточность) хозяйственной деятельности фирмы в динамике;

-краткосрочная и долгосрочная задолженность фирмы;

-дебиторская задолженность фирме;

-кредитные возможности фирмы;

-инвестиционные средства, полученные фирмой из зарубежных источников;

-воздействие валютных колебаний на финансовые показатели фирмы и ее устойчивость;

-ценовая политика как фактор финансового благополучия фирмы и ее ценовой конкурентоспособности.

Концепция маркетинга требует от компании не просто способности удовлетворять нужды потребителей, а делать это лучше, чем конкуренты. Потребители выбирают те фирмы, которые предлагают им большие блага. Если фирма не обладает конкурентными преимуществами, она потеряет долю рынка или, чтобы удержать ее, будет вынуждена снизить цены.

Чтобы привлечь наибольшее число клиентов необходимо не только быть лучше своих конкурентов на рынке товаров или услуг, но фирме следует также не стоять на месте, а развиваться, совершенствоваться, повышать качество товаров и уровень обслуживания. Компания должна не только систематически отслеживать степень эффективности удовлетворения потребностей потребителей, но и сравнивать ее с достижениями конкурентов.

Процедура сравнения включает пять этапов:

Определение критериев оценки. В процессе исследования рынка должны быть выявлены элементы качества продукции и обслуживания, представляющие наибольшую ценность для потребителей.

Оценка потребителями, в соответствии с данными критериями продукта и услуг фирмы.

Оценка потребителями деятельности компаний-конкурентов.

Определение сильных и слабых сторон компании в сравнении с конкурентами.

Составление плана мероприятий. Необходимо создать специальную группу, задача которой заключается в анализе полученных данных и определении способов преодоления отставания.

Переоценить значение сравнительного анализа невозможно. Он заставляет руководителя фирмы по-новому взглянуть на потребителей и конкурентов, не позволяет чрезмерно обольщаться достигнутыми результатами и стимулирует к активным действиям.

Именно конкурентоспособность предприятия или фирмы можно рассматривать как один из параметров мотивации работников к труду. Но скорее всего данный фактор необходимо отнести не к стимулированию начальника своих служащих, а точнее как самомотивация себя, как члена организации, а, следовательно, как одного из важных звеньев, от которых зависит положение предприятия на рынке.

Рисунок 1.1 - Конкурентная среда

Если говорить с точки зрения рыночной структуры, конкуренция представляет собой ряд условий, которые ставят фирму в положение «принимающего цену». В этом смысле можно определить конкурентный рынок как тип, противоположный монопольной структуре. С другой стороны конкуренция могла бы быть определена с помощью ассоциации со словом «конкурировать» (соревноваться, соперничать) как тип поведения фирм - соперников на данном рынке. С этих позиций олигополию, например, как соперничество среди нескольких и монопольную конкуренцию, как соперничество среди многих фирм путем дифференциации продукта, можно охарактеризовать как формы конкуренции, которые характеризуются наличием рыночного соперничества. Однако, как известно, эти типы рыночной структуры не являются рыночной конкуренцией.

Делись добром ;)