logo
Информация как один из факторов производства в России

1.3 Рынок информации

Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

- центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

- центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

- службы телекоммуникации и передачи данных;

- специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

- коммерческие фирмы;

- информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

Выделяют пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

В основе различных подходов к ценообразованию информации лежит разное понимание учеными стоимости информации, общественно необходимых затрат труда на ее производство, структуры этих затрат, полезности и результативности ее применения в производстве.

Цена информации формируется в результате сложного взаимодействия составляющих ее специфики, законов спроса и предложения, предельной производительности и стоимости ее воспроизводства и т.д. В современных условиях на этот процесс влияют и такие факторы, как востребованность производства в информации, ее себестоимость, меры государственного вмешательства (например, налоговая политика государства), научно-технический прогресс и т.д.

Рис. 1.2. Сектора информационного рынка

При определении цены на информацию сложность состоит в том, что информация имеет ряд следующих особенностей:

1. Потребительная стоимость информации (ее полезность, ее способность удовлетворять общественную потребность) не зависит от произведенных затрат и эффекта ее реального использования.

2. Стоимость информации и стоимость носителя ее часто не связаны друг с другом, поэтому цена одной и той же информации на разных носителях может существенно отличаться.

3. Информация в 1 экземпляре имеет такое же содержание, как и во многих экземплярах. В то же время реализация информации как стоимости существенно зависит от степени применения этой информации в сфере материального производства.

4. В отличие от материальных вещей, информация должна быть приобретена в «полном количестве», ибо только при этом она способна обеспечить ожидаемый результат в производстве. Частичный, неполный объем приобретенной информации, может вообще оказаться бесполезным для деятельности фирмы.

5. Информация имеет длительный, но все же ограниченный по времени срок функционирования, как и любой другой истощаемый ресурс. Физический износ обусловлен временным ограничением существования любого носителя информации, заложенным механизмом старения самой информации. Подобно обычному объекту производства, информация способна морально устаревать до того, как произойдет физический износ ее носителя, что обусловлено высокими темпами современного общества. Моральный износ определяет необходимость постоянного обновления информации на протяжении всего периода жизни фирмы.

6. Информация выявляется, создается и формируется конкретным человеком (или группой людей) в процессе труда и поэтому неотделима от живой человеческой личности, которая осуществляет производство. Обособляться и отчуждаться могут лишь готовые продукты умственного и физического труда, которые можно запатентовать или продать. Для производства желателен воспроизводственный процесс, обеспечивающий приращение информации в виде знания, без накопления которого невозможна материализация информации в производстве. Поэтому фирма должно поддерживать способность трудовой силы к созданию новой информации и способность к ее реализации в производственном процессе в виде новых видов продуктов.

Рынок информационных товаров и услуг является сегодня самым динамично развивающимся. Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.