1.4 Управление конкурентоспособностью фирмы
Современное толкование понятия конкурентоспособности, как многофакторного экономического процесса реализации конкурентных отношений, предполагает важнейшее условие его осуществления - управление конкурентоспособностью предприятия.
При этом в немногочисленных источниках, посвященных проблематике управления конкурентоспособностью организаций (рыночных субъектов), целостное системное определение понятия «управление конкурентоспособностью предприятия» отсутствует.
Только в работе Фатхутдинова Р.А. отмечается, что «составляющими слова «управление» в понятии «конкуренция» являются: нахождение, разработка, поддержание, использование, развитие, отмирание конкурентного преимущества».
В общем случае под управлением понимается «целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект, обеспечивающий наиболее эффективное выполнение задач».
Рассматривая управление конкурентоспособностью предприятия как организационно-экономическую категорию, необходимо отметить, что, прежде всего, это управление экономическими процессами и, соответственно, складывающимися при их осуществлении специфическими экономическими отношениями (рыночными конкурентными отношениями). Соответственно объектами управления конкурентоспособностью являются конкурентные отношения, а субъектами - разноуровневые органы управления предприятием и его менеджмент.
В то же время конкурентоспособность, рассматриваемая как процесс реализации специфических экономических отношений, является категорией динамичной и целенаправленной. Данная динамика обусловлена динамикой внешних и внутренних факторов, вызываемой изменением конкурентной (рыночной) среды вследствие ее нестабильности. Поэтому факторы конкурентоспособности предприятия могут рассматриваться в своей динамике как управляемые параметры, управление которыми направлено на формирование, поддержание и развитие конкурентных преимуществ предприятия.
Тогда, сообразно вышесказанному, под управлением конкурентоспособностью предприятия будем понимать научнообоснованный и целенаправленный процесс воздействия разноуровневыми субъектами управления предприятием на конкурентные отношения, обеспечивающий эффективное решение задач формирования, поддержания и развития конкурентного преимущества.
Данное определение, во-первых, осуществляет целеполагание, т.е. четко фиксирует цель, которая должна быть достигнута субъектом управления в процессе управления конкурентоспособностью предприятия, а именно: формирование, поддержание и развитие конкурентного преимущества любого предприятия. Во-вторых, определение указывает на целевую направленность управления конкурентоспособностью предприятия. В-третьих, определение достаточно точно отвечает на вопрос, кто конкретно осуществляет управление, указывая на активную роль в этом процессе различных субъектов управления в зависимости от уровня управления (стратегического - верхнего уровня управления, тактического и оперативного - среднего и нижнего уровня управления). В-четвертых, определение указывает не на субъективный, а на научный характер управления, которое должно базироваться на законах, закономерностях и вытекающих из них принципах управления.
Содержание управления конкурентоспособностью предприятия как экономической категории проявляется в реализации следующих внутренних взаимосвязей:
1) Выделение соответствующих направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия. Управление конкурентоспособностью предприятия осуществляется не вообще, а по определенным направлениям. В зависимости от горизонта управления конкурентоспособностью можно выделить соответствующие направления обеспечения конкурентоспособности по сферам конкурентоспособности предприятия. Соответственно направлениями обеспечения конкурентоспособности предприятия являются: обеспечение внешней (маркетинговой) и внутренней (ресурсной) конкурентоспособности предприятия.
2) Выделение трех уровней управления конкурентоспособностью: стратегического, тактического и текущего (оперативного).
Стратегическое управление осуществляется на уровне высшего руководства предприятия и ориентируется на долгосрочные (от трех лет и более) перспективы развития предприятия. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия должно быть направлено:
во-первых, на поиск, определение и формулирование основополагающих целей обеспечения конкурентоспособности (стратегических целей). Конкурентное преимущество любого предприятия может быть признано стратегическим конкурентным преимуществом, если оно является глобальным, т.е. устойчиво во времени и привлекает широкое и постоянное внимание со стороны внешнего окружения предприятия. Возможность эффективного функционирования предприятия в данной конкурентной среде определяется наличием именно стратегических конкурентных преимуществ. Соответственно показателем, характеризующим результат стратегического управления, является показатель стратегического успеха или неуспеха деятельности предприятия.
Во-вторых, для достижения перспективных целей конкурентоспособности стратегическое управление должно быть направлено на разработку и применение соответствующих инструментов - конкурентных стратегий, т.е. определенной системы действий, также направленных на широкое и долговременное признание предприятия внешней средой и на формирование уникальных позитивных отличий данного предприятия, которые являлись бы недоступными для конкурентов в долгосрочной перспективе. При этом в силу того, что конкурентные стратегии должны обладать признаками основательности и долговременности, им должны быть присущи также признаки научной обоснованности и устойчивости.
Тактическое управление конкурентоспособностью направлено на формирование тактики обеспечения конкурентоспособности - совокупности видов, приемов и методов конкурентной борьбы, которые избирает и практически применяет предприятие против своих конкурентов и с помощью которых оно реализует свою конкурентную стратегию.
Таким образом, тактическое управление является практическим инструментом стратегического управления, т.к. одна и та же конкурентная стратегия может быть реализована с помощью разнообразных тактических приемов и их сочетаний.
Показателем тактического управления будет являться совокупность результатов, характеризующих достигнутый уровень в формировании, поддержании или развитии стратегического конкурентного преимущества за тактический конкурентный период. Тогда под тактическим конкурентным преимуществом будем понимать конкурентное преимущество, вызывающее хоть и ограниченное, но растущее внимание со стороны внешнего окружения предприятия, приобретающее устойчивость во времени и в отношении которого у конкурентов отсутствуют очевидные возможности его «нейтрализации». Именно из тактического конкурентного преимущества при осуществлении эффективного управления конкурентоспособностью необходимо вырастает стратегическое конкурентное преимущество.
На основе тактической цели формулируются и решаются тактические задачи, которыми могут быть:
- развитие того или иного направления сфер конкурентоспособности предприятия (маркетинговой или ресурсной);
- количественное и качественное наращивание и эффективное использование ресурсного потенциала предприятия;
- вхождение в различные желательные предпринимательские союзы, общества, ассоциации, коалиции, альянсы и т.д., а также выход из нежелательных;
- приобретение и накопление опыта конкурентного взаимодействия для последующего его применения против конкурентов и др.
Текущее управление является объектом оперативного менеджмента, который непрерывно осуществляется в процессе решения текущих задач обеспечения конкурентоспособности предприятия (договорная, текущая хозяйственная работа и т.д.). Кроме того, текущее (оперативное) управление конкурентоспособностью должно предполагать проведение конкурентного маневрирования, представляющего собой комплекс мер, разрабатываемых и осуществляемых для устранения не предусмотренных ранее диспропорций.
3) Осуществление каждой сферой управления конкурентоспособностью соответствующих функций - устойчивой группы взаимосвязанных между собой действий субъекта управления (определение и постановка цели, принятие решения, планирование, организация, регулирование и контроль), исходя из выбранных видов и методов конкурентной борьбы, в рамках разработанных стратегии и тактики. Процесс управления конкурентоспособностью, как и управление, любым другим объектом, носит циклический, относительно замкнутый характер. Этот процесс, взятый в его единичном виде, начинается с постановки цели, задач и заканчивается выполнением этих задач, т.е. достижением определенного результата. На основе полученной информации о результатах (достижения или недостижения цели) конкретизируются и уточняются ранее поставленные задачи, ставятся новые, возможно, выдвигается новая цель и цикл начинается заново.
4) формирование системы управления конкурентоспособностью предприятия и разработка организационных регламентов функционирования системы управления конкурентоспособностью. Всякая система управления состоит из субъекта управления (управляющей системы), объекта или объектов управления (управляемой системы) и средств управления (каналов прямой и обратной связи). В качестве объекта управления конкурентоспособностью в системе ее управления могут выступать коллективы людей или отдельные люди - менеджеры среднего и нижнего звена предприятия.
Таким образом, на конкурентные отношения предприятия воздействуют все разноуровневые органы управления конкурентоспособностью (и верхнего, и среднего, и нижнего уровня управления) одновременно, совместно и координировано.
Конкурентоспособность является комплексным системным свойством, по-разному проявляющимся на каждом из уровней.
Конкурентоспособность является общей мерой интереса и доверия к услугам предприятия на фондовом, финансовом и трудовом рынках.
Содержание управления конкурентоспособностью предприятия как экономической категории проявляется в реализации следующих внутренних взаимосвязей:
1) выделение соответствующих направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия.
2) выделение трех уровней управления конкурентоспособностью: стратегического, тактического и текущего (оперативного).
3) осуществление каждой сферой управления конкурентоспособностью соответствующих функций - устойчивой группы взаимосвязанных между собой действий субъекта управления (определение и постановка цели, принятие решения, планирование, организация, регулирование и контроль), исходя из выбранных видов и методов конкурентной борьбы, в рамках разработанных стратегии и тактики.
4) формирование системы управления конкурентоспособностью предприятия и разработка организационных регламентов функционирования системы управления конкурентоспособностью.
- Введение
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
- 1.1 Понятие, факторы и оценка конкурентоспособности предприятия
- 1.2 Модели конкуренции
- 1.3 Оценка конкурентного статуса фирмы
- 1.4 Управление конкурентоспособностью фирмы
- 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО КОМПАНИИ «ВИОЛЕТ»
- 2.2 Организационная структура предприятия