logo
Анализ и прогноз финансового состояния предприятия в рыночной экономике

1.1 Сущность и содержание финансового состояния предприятия

Финансовое состояние характеризует размещение и использование средств предприятия. Оно обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников… а также скоростью оборота производственных фондов и особенно оборотных средств [2, с. 283]. Одновременно финансовое состояние проявляется «…в платежеспособности предприятий, в способности вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, выплачивать заработную плату рабочим и служащим, вносить платежи в бюджет» [8, с. 286].

Финансовое состояние выступает важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно характеризует конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, гарантирует эффективную реализацию экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности, как самого предприятия, так и его партнеров. Устойчивое финансовое положение предприятия представляет собой результат умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.

Можно сделать вывод, имеющий основополагающий характер, что финансовое состояние предприятия выражается в:

* рациональности структуры активов и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников;

* уровне ликвидности и платежеспособности предприятия; эффективности использования имущества и рентабельности продукции;

* степени его финансовой устойчивости.

Финансовое состояние предприятия - это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени [6, с. 606]. В процессе хозяйственной деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и, как следствие, изменяется финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность.

Более последовательную позицию по этому вопросу занимает В.В. Ковалёв. По его мнению, финансовое состояние характеризуется имущественным и финансовым положением предприятия, результатами его хозяйственной деятельности, а также возможностями дальнейшего развития[5, с. 99].

Анализ финансового состояния как одна из функций управления им представляет собой процесс исследования экономической информации с целью:

* объективной оценки достигнутого уровня устойчивости финансового состояния предприятия, оценки изменения этого уровня в сравнении с предыдущим периодом, с бизнес-планом под воздействием различных факторов;

* принятия инвесторами обоснованных управленческих решений по финансированию инвестиционных проектов исходя из критерия инвестиционной привлекательности предприятия;

* улучшения финансового состояния предприятия, повышения его финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности.

Содержание экономического анализа постоянно изменяется и совершенствуется под воздействием рыночной экономики, либерализации внешнеэкономических связей, усиления влияния факторов риска и неопределённости на результаты хозяйственной деятельности.

Анализ финансового состояния предприятия целесообразно проводить в следующей последовательности. На начальном этапе предварительно изучается финансовое состояние предприятия по данным бухгалтерской отчетности предприятия. Здесь оценивается сложившееся финансовое положение, выявляются наиболее важные тенденции его из0менеия за предшествующий период. Затем принимается решение о целесообразности проведения углубленного анализа по выявлению влияния основных факторов на изменение финансового состояния предприятия и выявлению резервов усиления финансовой устойчивости предприятия.

Анализ финансового состояния предприятия может проводиться с различными акцентами и степенью глубины в зависимости от основных категорий его пользователей и их экономических интересов. Пользователями результатов анализа финансового состояния предприятия могут выступать следующие: кредиторы, инвесторы, покупатели и заказчики, поставщики и подрядчики, работники предприятия, акционеры и собственники, менеджеры и руководители, органы государственной власти, налоговые органы, обще6ственность, аудиторы.

С некоторой долей условности всех вышеназванных пользователей результатов анализа финансового состояния предприятия можно разделить на «внутренних» и «внешних». К внутренним пользователям относятся руководство предприятия, его персонал и собственники, инвесторы, кредиторы и государственные структуры. Внешние пользователи опираются только на данные официальной бухгалтерской отчетности, отдельным категориям внутренних пользователей доступны все данные оперативного, статистического и бухгалтерского учета, включая первичные документы.

Цель внутреннего анализа заключается в установлении запланированного поступления денежных средств, рационального расходования средств на производственные нужды, размещения собственных и заёмных средств таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, ускорить оборачиваемость средств, максимизировать величину прибыли от продаж, исключить банкротство. Цель внешнего анализа - установление возможностей выгодного вложения средств, исключения потерь, максимизации прибыли[9, с. 92].

Отечественный экономист Ковалёв В.В. предложил классификацию признаков внутреннего и внешнего анализа. В её состав входят такие классификационные признаки, как название анализа, его исполнители и пользователи результатов, система информационного обеспечения, характер предоставляемой информации по степени её открытости, степень унификации аналитических процедур, период, за который проводится анализ.

Ведущими российскими экономистами предлагаются различные варианты классификационных признаков внутреннего и внешнего анализа. Наиболее рациональна классификация, на мой взгляд, предложена В.В. Ковалёвым. В её состав входят такие классификационные признаки, как название анализа, его исполнители и пользователи результатов, система информационного обеспечения, характер предоставляемой информации по степени её открытости, степень унификации аналитических процедур, период, за который проводится анализ (подробно классификация различий между внутренним и внешним экономическим анализом финансового состояния предприятия приведена в приложении 1).