Инфраструктура рынка Республики Беларусь

курсовая работа

2. Опыт функционирования инфраструктуры рынка в зарубежных странах

экономический инфраструктура рынок зарубежный

Инфраструктура рынка включает в себя совокупность разных рейтингов, индикаторов рынка, экспертов, законодательную базу, систему образования и еще много чего. Чем лучше выстроена инфраструктура, тем быстрее развивается рынок и тем больших размеров он достигает. В развитых странах, знают про то, что инфраструктура рынка намного важнее его самого и очень много ресурсов в нее вкладывают. В странах бывшего СССР очень мало людей об этом знает и как следствие инфраструктура у рынков этих стран очень слабая, в результате чего рынки имеет малую емкость. Очевидно, что для увеличения ёмкости любого рынка, следует позаботиться о создании надлежащей инфраструктуры для него.

В российской экономической литературе к инфраструктуре относят основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредиторов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационные службы. В этом случае мы имеем дело с расширенным толкованием понятия "инфраструктура" рынка.

Говоря об организации торговой сети в развитых странах, в числе получивших наибольшее распространение и более перспективных следует выделить следующие:

супермаркеты -- магазины самообслуживания с преимущественно продовольственным ассортиментом;

суперонтер -- перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, расположен чаще всего вне города;

конвинненсонтор -- небольшой магазин с ограниченным ассортиментом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупному магазину);

супертриада -- новая модель крупного магазина, имеющего современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зону супермаркета -- склада, зону продажи товаров улучшенного качества;

драгонтер -- розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимаются кредитные и дебиторские6 карточки;

магазин-дискаунт -- магазин сниженных цен, реализует товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др.

Широкое распространение получают розничные конгломераты -- корпорации свободной формы, объединяющие несколько предприятий разнородных направлений и форм розничной торговли под единым владением с частичной интеграцией функций распределения и управления. Своеобразный интерес представляют оптово-розничные клубы, члены которых -- мелкорозничные фирмы (60%) -- вносят 20--30 долларов в год, а индивидуальные потребители (40%) 5% к цене товара. Примером такого клуба может служить фирма "Прейс клаб" (Калифорния).

Охарактеризуем кратко некоторые элементы инфраструктуры рынка зарубежных стран:

Аудиторские компании

Аудит -- это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка носит характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). В настоящее время в России созданы "Мосаудит" и "Инаудит", их экспертиза -- обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, лицензий, а также для организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок западных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.

Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ).

Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е гг. наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В русском языке имеют место несколько терминов, определяющих понятие "свободные экономические зоны":

зона свободного предпринимательства (ЗСП);

зона свободной торговли;

экспертно-производственные зоны (ЭПЗ);

производственные зоны в регионах;

свободные порты;

свободные банковские зоны.

Все эти зоны рассматриваются как фактор экономического развития с привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком на 10 лет; прямые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в аренду за низкую плату; наличие дешевой рабочей силы и др.).

В настоящее время в мире насчитывается более 400 свободных экономических зон (преимущественно в развитых странах). Господствующее положение в СЭЗ занимают Япония, США и Западная Европа.

Для привлечения иностранного капитала в СЭЗ очень важны: политическая стабильность; отсутствие хаоса, дезорганизации хозяйственных связей; законопорядок, а не война законов; дешевая рабочая сила. Всего этого нет у нас в настоящее время. Плюс отсутствует опыт создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободных экономических зон в России.

Фондовая биржа -- это учреждение, организованный рынок, на котором собственники осуществляют процесс купли-продажи ценных бумаг.

Членами биржи являются, как правило, ее основатели -- отдельные физические лица и кредитно-финансовые институты. В случае необходимости основатели биржи могут расширить круг ее членов путем продажи биржевых мест. При благоприятной конъюнктуре цена места на Нью-Йоркской бирже достигает 1,5 млн. долл. Члены биржи, или государственные органы, которые контролируют ее деятельность, ставят условия, при которых та или иная компания может быть допущена к биржевой торговле. Так, чтобы котироваться на Нью-Йоркской бирже, корпорация должна иметь не менее 22 млн. активов, общая численность выпущенных акций -- не менее 1 млн. шт., а численность акционеров, которые владеют не менее чем 100 акциями, -- 200 чел. Поэтому в середине 90-х годов на этой бирже почти из 3 млн. всех корпораций США котировались акции только около 1900 наиболее могущественных корпораций. На Токийской бирже котировалось около 1600 компаний, на Лондонской -- около 2800 компаний. Для того чтобы зарегистрироваться на Токийской бирже, прибыль компании за последние три года должна составлять не менее 300 млн. иен, уставный капитал -- не менее 1 млрд. иен, а дивиденды на одну акцию -- не менее 5 иен. Таким образом, членами фондовой биржи могут стать только высокорентабельные фирмы. На таких биржах продаются также облигации государственных займов.

В конце 90-х годов в мире насчитывалось около 200 фондовых бирж, а суммарная рыночная капитализация компаний, чьи акции зарегистрированы на этих биржах, составила в конце 1998 г. почти 27 трлн. долл. США. Около 40% таких акций котируется на Нью-Йоркской фондовой бирже, а средняя цена акции достигла 42 долл. В США и Японии сложилась моноцентричная биржевая система. Это означает, что несмотря на существование в США 11 фондовых бирж, а в Японии -- 9, в каждой стране доминирует одна биржа, размещенная в ее финансовом центре. В Германии, Канаде и других странах функционирует полицентричная система бирж, где наряду с главной биржей существует одна или несколько ведущих бирж.

Регистрация на бирже поднимает престиж компании, облегчает доступ к рынку капитала, способствует повышению курса ее акций, а следовательно, расширяет круг акционеров. В некоторых наиболее могущественных американских корпорациях число акционеров достигает 3 млн. чел. и более. Поэтому они централизуют значительные денежные суммы, что способствует ускорению инвестиционных процессов, росту могущественности крупных корпораций. Членство на бирже не является раз и навсегда данным. Его необходимо постоянно подтверждать высоким и стабильным курсом акций. Показатели курса акций свидетельствуют о деловой активности и стабильности экономики. В США, например, используется такой агрегатный статистический показатель деловой активности, оценки экономической конъюнктуры, как индекс Доу-Джонса. Он основывается на динамике средних курсов акций 65 наиболее могущественных корпораций, в том числе 30 промышленных, 20 транспортных и 15 из сферы коммунально-бытового обслуживания, а также на данных о цене акций на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Руководящим органом на фондовой бирже является биржевой комитет (в США -- Совет руководителей), при котором функционирует биржевая комиссия, дающая разрешение или устанавливающая запрет на допуск новых ценных бумаг на котировку. При биржевых комитетах также функционируют котировочные комиссии, которые ведают вопросами ежедневной публикации данных о количестве поданных ценных бумаг, их курсе в курсовых бюллетенях. Такие бюллетени выпускают в США все виды бирж. На Нью-Йоркской бирже насчитывается около 50 тыс. сотрудников, более 30 тыс. зарегистрированных представителей членов бирж, около 1500 членов биржи и почти 6000 партнеров этих членов.

Современный рынок ценных бумаг характеризируется значительным объемом внебиржевого обращения, который осуществляется с помощью телефона и телефакса. Его масштабы обусловлены высокими финансовыми комиссиями и стоимостью услуг центральной биржи. На внебиржевом рынке ценные бумаги продаются с надбавкой в цене (или покупаются со скидкой), которая взимается с клиента вместо комиссионной платы и составляет прибыль посреднической фирмы. Объектом продажи на внебиржевом рынке выступают ценные бумаги средних и части мелких корпораций, которые не включены в биржевые списки, а также государственные облигации.

Товарная биржа -- это постоянно действующие рынки, где купля-продажа товаров осуществляется на основе установленных стандартов и образцов, соответствующих форм документов, которыми регламентируются номенклатура, объем, цены, сроки, виды доставки и другие условия.

Товарные биржи делятся на международные и национальные, универсальные и специализированные. Международные биржи находятся в США, Англии и Японии: на них приходится более 90% международного биржевого оборота. Национальными биржами могут быть как универсальные, так и специализированные. На универсальных биржах продаются промышленные и сельскохозяйственные товары. Так, на товарной бирже в Чикаго продаются пшеница, кукуруза, бобы сои, бройлеры, золото, серебро, нефть, фанера и др. На специализированных товарных биржах продаются отдельные товары и родственные группы товаров. Например, на Нью-Йоркской бирже продаются кофе, какао и сахар. Существуют лондонские биржи шерсти, нефти и т. п. На специализированной товарной бирже Великобритании, где продаются кофе, какао, сахар, за один торговый день заключается около 2,5 тыс. контрактов на какао объемом 10 т каждый. На Лондонской бирже металлов ежегодно заключается около 14 млн контрактов. Всего в середине 90-х годов в развитых странах мира насчитывалось более 50 товарных бирж с объемом оборота около 11 трлн. долл. США.

Валютная биржа -- это учреждение, в котором на основании действующего законодательства осуществляется регулярная и упорядоченная торговля иностранной валютой в соответствии со спросом и предложением. В качестве самостоятельного элемента инфраструктуры этот вид биржи сохранился лишь в некоторых странах (например, в ФРГ, Франции), а в большинстве стран такую роль выполняют крупнейшие банки.

Биржа рабочей труда, или служба занятости, -- это учреждения, которые осуществляют посреднические функции между работниками и предпринимателями, собирают и предоставляют информацию о наличии вакансий, содействуют подготовке и переподготовке кадров, созданию рабочих мест, быстрому перемещению рабочей силы, обеспечению эффективности занятости трудоспособного населения, частично регулируют процесс занятости. Биржи имеют свои отделения в городах и районах. Их задание состоит в том, чтобы анализировать, разрабатывать программы занятости, предоставлять профконсультации, осуществлять подготовку, переподготовку кадров и трудоустраивать их.

Биржи рабочей силы возникли в первой половине XIX в., в России -- в начале XX в. В современных условиях посреднические функции между работниками и предпринимателями выполняют государственные биржи. В США в середине 90-х годов их насчитывалось около 2 тыс. В некоторых странах (Великобритания, Франция и др.) биржи не только ведут учет безработных, но и выплачивают им помощь. Если безработные отказываются от работы, предложенной биржей, их лишают выплат из фондов безработицы. Кроме государственных бирж труда в странах Запада существуют частные агентства для трудового посредничества и посреднические бюро. Частные агентства содействуют трудоустройству отдельных категорий трудящихся (сельскохозяйственных работников, учителей и др.). Так, в США насчитывается около 15 тыс. таких агентств (фирм). Посреднические бюро выполняют свою функцию при профсоюзах, молодежных организациях и т. д.

Рекламные агентства

Когда у производителя есть продукт на продажу, он должен иметь возможность проинформировать публику о наличии этого продукта, о том, как его продукт противостоит альтернативным продуктам и чем особенно отличается от них, а также о том, как он будет обслуживать покупателя и по какой цене. Система информации, которой пользуется производитель, называется рекламой.

Рекламу можно дать через радиостанции, телевидение, журналы, газеты или прямо по почте. Есть и другие формы рекламирования товаров и услуг. Миллиарды долларов тратятся в Соединенных Штатах на рекламу продаваемых продуктов. Рекламируется не только новый товар. Часто бывает так, что фирма должна рекламировать свои традиционные продукты просто для того, чтобы оставаться на обычном для нее уровне. Если она ослабит рекламу, прибыль получат соперники, которые потратили на нее больше средств.

На современном этапе научно-технического прогресса происходит качественный подъем в развитии рыночной инфраструктуры, связанный с ее технологическим перевооружением на базе высоких, в первую очередь, информационных технологий. «Модернизируются фондовые биржи. Все большее их число становится полностью электронными. К новым элементам рыночной инфраструктуры относятся конкурирующие с биржами электронные коммуникационные и внебиржевые электронные торговые системы. Особую роль играют интернет-технологии. Быстро развиваются сетевые электронные компании, в особенности интернет-магазины. Это - чрезвычайно важный современный фактор» [11, с.2].

Весь ход экономического развития показывает, что природа рыночной инфраструктуры заложена, прежде всего, в специфике взаимодействия материально-вещественных факторов общественного производства. Общественной первопричиной возникновения организационного обособления и институционального закрепления рыночной инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики явилось развитие общественного разделения труда, производства, национального хозяйства и собственности. Следовательно, нынешняя форма рыночной инфраструктуры сложилась в результате исторического развития товарного производства и эволюции рыночного хозяйства. Это закономерный процесс: по мере расширения границ товарно-денежных отношений формировались новые потребности и раскрывались возможности появления новых видов деятельности. «Если для этапа зарождения инфраструктуры характерно первоначальное выделение функций по оказанию дополнительных или вспомогательных услуг в рамках основного производства, то дальнейшее расширение ее масштабов происходило в результате выделения производства услуг из рамок компаний производителей в специализированные фирмы» [12, с. 31].

Некоторые ученые Российской академии государственной службы, анализируя рассматриваемое понятие, дают следующее определение: «Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование субъектов рыночной экономики, а также их единство и взаимодействие в определенном реальном рыночном пространстве» [13, с. 648]. Данная трактовка представляется слишком общей, расплывчатой, обтекаемой. К тому же спорным является выражение «их единство и взаимодействие». Единства субъектов рыночной экономики в процессе жизнедеятельности и конкуренции может вовсе и не быть.

В функционировании рыночной инфраструктуры постоянно открываются новые требования, условия и возможности приложения сил и знаний. Здесь можно затронуть важный аспект деятельности, связанный с особенностями экономико-правового положения российских предприятий, которые кратко можно обозначить в следующем изложении: институты, направляющие деятельность руководителей и владельцев предприятия в нужное для самого предприятия и общества русло, развиты недостаточно; большинство руководителей владельцев предприятия озабочены в первую очередь достижением индивидуальных и краткосрочных целей, а не целей развития предприятия; давление рынка не обеспечивает последовательное продвижение предприятия к желательным позициям в пространстве зон хозяйствования; разрешение споров между хозяйствующими субъектами происходит, как правило, с применением неправовых практик, криминальных и коррупционных методов или с привлечением административного ресурса; предприятия как субъекты экономики не имеют достаточных институциональных, и в частности, правовых средств для защиты и сохранения своего суверенитета [14, с.90-91].

Для своевременного и полноценного развития сферы инфраструктурного комплекса, на наш взгляд, должна быть выработана программа действий по следующим направлениям:

· создание благоприятных условий для конкуренции предприятий;

· стимулирование предприятий для решения основных задач экономического роста и безусловное выполнение возложенных на них функций;

· привлечение иностранных инвестиций для приоритетного развития объектов рыночной инфраструктуры;

· решение проблем получения образования с учетом требований рынка, обеспечивающего право и возможности работать по специальностям, в которых нуждаются объекты рыночной инфраструктуры.

Мировой опыт свидетельствует, что непременным условием эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитая инфраструктура товарного рынка. Ее субъекты выполняют очень важные функции: затаривание, расфасовка, хранение товаров на складах, в холодильниках, разукрупнение или наоборот увеличение объемов поставок, транспортировка и доставка продукции; предоставление информации о спросе, предложении, ценах, условиях продажи, местонахождении товаров, финансовая помощь для поддержки производства в некоторых случаях.

Анализ зарубежных и отечественных публикаций показывает, что в современный период основой высокой конкурентоспособности ведущих корпораций развитых стран является не только реализация рациональных маркетинговых стратегий, но и постоянная работа над повышением эффективности организации производства, борьба со всеми видами потерь, за сокращение издержек. Все это свидетельствует о возрастании роли рыночной инфраструктуры в обеспечении конкурентоспособности товаропроизводителей.

Таким образом, формирование рыночной инфраструктуры в нашей стране уходит корнями вглубь общемировых рыночных отношений и общественного разделения труда, является результатом социально-экономических преобразований и становится объективной необходимостью, закономерностью, важным фактором развития современного национального рыночного хозяйства.

Делись добром ;)