logo
Использование лизинга как формы замещения устарелого оборудования

2.2 Особенности лизинга в зарубежной практике и в практике Украины

В настоящее время перед многими украинскими предприятиями стоит проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий. По статистике, в Украине около 70 % оборудования украинских предприятий эксплуатируется более десяти лет. Процент нового оборудования предприятий (моложе пяти лет) снизился в Украине с 29 % в 2006 году до 5 % в 2009 году.[13]

По данным ассоциации европейских лизинговых компаний Leaseurope, подавляющую часть лизинговых операций в 25 странах-членах ассоциации составляют соглашения с движимым имуществом.

В США лизинговые операции появились еще в 50-х годах, а в настоящее время половина мирового оборота товара из лизинга приходится на американские лизинговые компании. Главной причиной стремительного развития лизинга в США стали налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10% стоимости новых инвестиций высчитывалось из суммы налога). В период стабилизации экономики, в 80-х годах, налоговые льготы не рассматривались больше как инструмент стимулирования капиталовложений. Реформа налоговой системы в США ограничила использование налоговых льгот (отмена инвестиционной льготы и изменение профиля амортизации). Со снижением прибыльности лизинга его развитие не приостановилось, что объясняется большей гибкостью лизинговых соглашений сравнительно с банковской ссудой.

Внедрение в 70-х годах налоговых льгот в Великобритании стали предпосылкой значительной активизации лизинговых операций. Предприятия получили возможность уменьшать на 100% инвестиций облагаемую налогом прибыль.

Во Франции большого распространения приобрел такой вид лизинга, как "креди-бай”. В 1967 году была основана первая французская лизинговая компания "Локафранс" Принят в 1967 году закон, который регулирует лизинговые отношения, предоставил существенные налоговые льготы лизинговым компаниям СИКОМИ (общества операций из недвижимости в сфере промышленности и торговли): на 85% снижение налога на прибыль, ускоренная амортизация и тому подобное.[13]

В Германии существует большое количество лизинговых компаний, 57 из которых входят в немецкую лизинговую ассоциацию. Согласно действующему законодательству при заключении лизинговых соглашений, в соответствии с установленными правовыми нормами, лизинговым компаниям предоставляются существенные налоговые льготы. Среди лизинговых компаний Германии с наибольшим уставным капиталом следует выделить "Митфинанц Гмбх" и "Гефа-лизинг Гмбх".

В Австрии средний срок лизингового соглашения - от 2 до 15 лет, что базируется на экономической целесообразности использования имущества. Опцион на покупку или удлинение не допускается. По окончании срока действия соглашения лизингополучатель может заключить новое лизинговое соглашение до конца полезного срока использования объекта лизинга или предложить покупку имущества. Для получения налоговой льготы в Австрии необходимо, чтобы срок договора из лизинга не превышал 40-90% общего срока полезного использования оборудования и, чтобы объект лизинга был самостоятельной единицей. Ведущей лизинговой компанией в Австрии является "Райффайзен лизинг".

В Италии лизинговая ассоциация насчитывает 50 компаний, а наибольшей лизинговой группой в Италии является "Локафит".

В Японии наибольшая лизинговая компания - “Gentury leasing System”, которая имеет филиалы у Гонконга, Сингапуре, Великобритании.

Развитие лизинга в 60-х годах в Швеции началось с операций малых и средних компаний с коротким сроком действия договора - 3-5 лет, в отдельных случаях до 9 лет.[13]

Обобщая данные относительно стран Западной Европы, США и Японии, можно сделать такие выводы: лизинговые операции главным образом осуществляют не коммерческие банки, а специализированные компании; развитой рынок лизинговых услуг усиливает производственный сектор экономики, создавая условия для ускоренного развития стратегически важных отраслей; наличие определенных налоговых льгот направлено на стимулирование развития лизинговых операций.

Сегодня уже никто не будет отрицать того факта, что лизинг оборудования способствует развитию украинской промышленности, непосредственно стимулирует процесс замещения импортной продукции качественными отечественными аналогами, повышению занятости населения, росту доходов частного бизнеса и государства. К слову, объем лизинговых услуг в Украине в 2010 году составил 4,3 процента от общего объема инвестиций или 1,4 миллиарда долларов США, рост лизинговых операций в Украине составляет около 9 процентов. Всего в Украине на сегодня насчитывается 415 действующих лизинговых компаний, 277 из которых заключили хотя бы один договор лизинга в 2010 году. [17]

Развитие лизинга в Украине сдерживается многими причинами общего характера. Прежде всего, это - отсутствие государственной программы развития лизинга, низкая квалификация специалистов, которые обслуживают рынок данных услуг. Лизинговые компании финансово слабые, поскольку полностью зависят от учредителя, им нередко не хватает денег для приобретения именно того оборудования, которым интересуются производители как потенциальные лизингополучатели. [10]

Развитие лизинговых операций сдерживается несовершенством украинского законодательства. Главный недостаток законодательства по отношению к лизингу заключается в том, что основным регулирующим параметром в лизинговых соглашениях установлено срок амортизации. По этому вопросу Закон Украины «О лизинге» противоречит действующему Закону «О налогообложении прибыли предприятий», согласно которому оперативный и финансовый лизинг могут быть использованы на срок, который не превышает срок полной амортизации, то есть, по сути, для финансового лизинга нижняя граница срока является нулевой. [18]

В Законе «О лизинге» совсем не нашла отражение проблема сублизинга, что сдерживает реализацию международных лизинговых проектов. Мировой лизинговый бизнес не может эффективно внедрятся в Украине путем договоров с украинскими лизинговыми компаниями, которые потом сами могли бы выступать по объектам лизинга лизингодателями.

Такая схема была распространена на начальном этапе развития лизинга в соседних странах. И это правильная схема, потому что лизинговые компании, которые появляются на постсоветской территории, немногочисленные, маломощные и не владеют в достаточной мере техникой лизинга. Отечественным лизинговым компаниям также необходима операция сублизинга, поскольку при отсутствии заказов лизингополучатель вынужден сам обращаться к сублизингу. [13]

Существенным препятствием на пути развития лизинга в Украине является психологический аспект. Морально не готовы к восприятию лизинга ни лизингодатели, ни лизингополучатели. Вследствие отсутствия достаточной информации лизинговые компании воспринимаются многими хозяйственниками как посреднические структуры, которые якобы «накручивают» стоимость операций, связанных с кредитованием.

Кроме того, с точки зрения лизинговых отношений, большое значение приобретает использование вторичного оборудования. Поскольку в Украине отсутствует рынок такого оборудования, возникает проблема выкупа имущества лизингополучателем. Этот вопрос намного усложняется, когда речь идет об оперативном лизинге. Безусловно, образование вторичного рынка позволит сделать лизинговые соглашения более мобильными и привлекательными в финансовом плане. [15]

Недостатком в регулировании лизинговых отношений является отсутствие специальной консультационной службы по этим вопросам. Кроме того, для таможенной службы практически нет разницы, или ввозиться объект через границу на условиях лизинговой операции, или на другом основании, или является лицо, которое его ввозит, собственником этого объекта, или нет. Если объект ввозится на срок, больший, чем один год, этот объект при любых обстоятельствах считается товаром. Следствием этого является то, что приходиться оплачивать все таможенные платежи, предусмотренные таможенным законодательством, на товар: НДС, акциз и т. д. Хотя, по логике вещей, лизинговое имущество - это аж никак не товар.

Важной проблемой на пути развития лизинга является отсутствие нормального менеджмента на всех уровнях хозяйственного управления, в том числе и на уровне предприятий. В Украине большинство кредитов не возвращается. 50% кредитов предприятия не возвращают совсем, а с оставшихся 50%, может, 70% отдают, но не за счет реализации проектов, предусмотренных бизнес-планами. А если план не сходится с фактом, то это означает, что не работает система менеджмента.

Главным выходным пунктом бизнес-планирования для получения кредита, даже в форме лизинга, должна быть степень уверенности менеджмента предприятия в том, что это предприятие готово принять «чужие» деньги, уверенности в том, что реализация проекта с точки зрения процентных ставок и времени гарантирует накопление необходимого объема доходов, чтобы в указанный срок эти деньги можно было бы вернуть заемщику. [18]

Вопреки целому ряду преимуществ лизинг - наиболее дорогой способ привлечения денег. Лизинг хорош, когда его обслуживание осуществляется на «западных» деньгах. То есть в основе лизинга должен быть дешевый источник денег. Осуществлять лизинг на украинских деньгах - абсурд. Проблема не в том, что в Украине нет денег. Деньги есть, только некому их грамотно использовать. [18]

Еще одной проблемой лизинга является проблема страхования рисков при проведении лизинговых операций. Необходимо осуществлять процесс перестрахования путем разложения степени риска на несколько страховых компаний, что повышает гарантию выплаты страховой суммы в случае, предусмотренном в договоре страхования.

Многие специалисты считают, что развитие лизинговых экономических отношений в Украине блокируется отсутствием четкой согласованности в действиях разных ведомств и служб в плане регулирования этого процесса: различные законодательные акты предусматривают различные моменты лизинга, таможенная служба имеет при этом свои интересы, налоговая - свои и т. д. Без достижения соответственной согласованности перспективы развития лизинга в Украине достаточно сомнительные. [10]

Государственную коммисию по регулированию ринков финансовых услуг Украины было создано на исполнении Закона Украины «О финансовых услугах и государственного регулирования рынков финансовых услуг» от 12.07.2010 г. №2664-III Указом Президента Украины от 11.12.2008 № 1152/2008 год как специально уполномоченный орган исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг, главным заданием которого является:

· проведение единой и эффективной государственной политики в сфере финансовых услуг;

· реализация стратегий развития рынков финансовых услуг;

· осуществление государственного регулирования и наблюдением за финансовых услуг;

· защита прав потребителей финансовых услуг путем применения способов влияния с целью предостережения нарушения законодательства Украины по вопросу функционирования рынков финансовых услуг, внесение предложений что до его усовершенствования.

Считаем, что сегодня острую потребность в инвестициях украинской экономики можно обеспечить путем использования потенциала рынков финансовых услуг в целом и непосредственно лизинга. Лизинг в разных формах является альтернативой банковского кредитования. С налоговой точки зрения некоторые виды лизинговых операций освобождены от налогов на стоимость. Использования лизинга дает возможность значительно уменьшить стартовый капитал для развития бизнеса. Таким образом, расширение лизинговых операций стает рычагом развития малых и средних предприятий Украины. Лизинг активизирует инвестирование частного капитала в сфере производства, улучшает финансовое положение непосредственных товаропроизводителей, что увеличивает конкурентоспособность отечественного малого и среднего бизнеса [1].