logo
Анализ и прогнозирование на примере фитнес клуба "ИКС-ФИТ Азимут"

1. Фитнес-системы в своём развитии.

1.1 История фитнеса в мире и России

Родоначальниками фитнеса, по праву, можно считать атлетов античной Греции. В V веке до н.э. физическая нагрузка рассматривалась не только как возможность достижения спортивных результатов, но и как средство достижения гармонии мыслей и внешней красоты, причисляя атлетизм к определенному виду искусства, с явным философским смыслом.

Фитнес в то время, во многом, был уделом избранных. Выдающиеся умы были сильнейшими атлетами: философы Платон и Сократ, математик Пифагор, отец медицины Гиппократ, поэты Софокол и Еврипид. Спортсмены боролись за право быть лучшими на самом значимом спортивном мероприятии - на Олимпийских играх. Можно утверждать, что уже тогда фитнес стал профессией. Атлеты тратили все свое время для подготовки к олимпиаде, участие в которой возвеличивало спортсмена, идеализируя гармонично развитого человека - атлета и мыслителя.

Прообразом первых фитнес-клубов можно считать Гераколовы пещеры, которые были обнаружены на юге Пелопонесского полуострова. В пещерах сохранились каменные устройства для занятия спортом, возраст которых насчитывает почти три тысячи лет.[2]

Во II веке до н.э. искусство атлетизма пришло в Рим, где спортивные состязания подобного рода сразу же вызвали массовый интерес. Однако римляне, ставшие к 390 г. н.э. христианами, посчитали, что подобные фестивали являются языческими, и в 394 г. н.э. император Римской империи Феодосий I полностью запретил проведение Олимпийских игр. Лишь через 15 столетий Игры были возрождены вновь.

Помимо Олимпиады римляне унаследовали от греков общественные заведения, которые можно считать наиболее близким подобием фитнес-клубов в современном понимании - термы. Они представляли собой античные бани, в которых можно было осуществлять как гигиенические процедуры, так и заниматься физическими упражнениями. Термы были центрами общественной жизни, древние римляне проводили в них чуть ли не треть жизни.

Позже подобные заведения открылись и в Европе. Однако, в отличие от античных терм, они не предназначались для физических упражнений. Только на рубеже тысячелетий историки отмечают появление заведений, сочетающих в себе гимнастические залы, салоны красоты и сауны.

В конце 19 веке активно развивается атлетическое направление фитнеса - бодибилдинг. Стоит отметить, что в Европе культуризм изначально развивался как элемент циркового искусства, а в США, прежде всего, интерес к этому вид силовых тренировок возник из-за укрепляющего воздействия на организм, а также возможностью его использовать для улучшения физического состояния американской армии.[2]

В нынешнем понимании термин фитнес появился около 30 лет назад в Америке, когда проведенные в 70-е годы правительством соединенных штатов тесты физического состояния, выявили множество проблем со здоровьем среди американцев. Улучшение общего качества жизни населения еще более усугубило проблему. Правительством страны было принято решение заняться активной популяризацией фитнеса. При президенте был создан совет, в число которого вышли 20 наиболее известных профессионалов в данной области, а также политики из разных штатов. Первым результатом работы совета стало создание в 1983 году системы «Фитнес 24 часа», основной целью которой было сделать фитнес доступным по всем параметрам: цена, количество центров, персонал и другим. К сожалению, на полностью реализовать программу не удалось. Однако, работа совета дала определенный результат. Фитнес стал набирать большую популярность среди всех социальных слоев населения и за последние 10 лет количество людей, посещающих фитнес-центры в Америке, увеличилось в 4 раза.

Что касается нашей страны, то в 80-е годы понятия фитнеса не существовало вовсе, были только спорт и физическая культура. Важно отметить, что в этот период большое количество спортивных секций и их массовая доступность для населения наилучшим образом сказалось на развитии спорта в стране. Каждый способный ребенок мог рассчитывать на профессиональное занятие спортом, а остальные могли заниматься сколько угодно в свое удовольствие.

В России, а точнее в Москве индустрия начала свою официальную историю в 1993 году, с появлением первого клуба World Class на Житной. Фитнес-клуб вобрал в себя разные услуги, направленные на оздоровление и красоту. Это и бассейн, и тренажерный зал, и занятия аэробикой, которая преобразовалась в различные виды групповых программ. И все это было впервые собрано под одной крышей. Конечно, до этого существовали различные «клубы по интересам». Помните, все эти маленькие качалочки в полуподвалах, в закуточках, где ни о каком сервисе, ни о каких таких требованиях к санитарным условиям, ни о каком статусе, кроме как «среди своих таких же» речь не шла? Все это не было фитнесом. Это было некой субкультурой, выросшей на волне занятий бодибилдингом. Равно как нельзя назвать фитнесом отдельно существовавшие бассейны с абонементной системой посещений, секции аэробики и прочие отдельно стоящие удовольствия. На протяжении всего периода зарождения фитнес развивался вместе с нашей деловой культурой. Давайте не будем забывать, что 94 год - это год существования «новых русских» с особенными понятиями о статусе и особенным к этому отношением. А фитнес - это престижно! (Во многом наши бизнесмены пытались копировать привычки западных коллег, но, обладая частично все же азиатским мышлением и отсутствием культуры, делали это в несколько гипертрофированной форме). Если говорить о количестве людей в процентах, занимающихся фитнесом на тот момент, от момента зарождения до начала следующей стадии - роста индустрии, то это 1,5% от всего населения Москвы. Сегмент потребителей - только высокодоходный. Соответственно - клубы, появляющиеся тогда - клубы исключительно премьер-класса, как называют сегменты клубов сейчас.

Особенность восприятия фитнеса потребителем в этот момент тоже очень любопытна. В первую очередь, фитнес был развлечением

Прошло около 10 лет, прежде чем индустрия перешла во вторую фазу, и начался период роста. Последние несколько лет формируется сегмент потребителей, воспринимающий фитнес как страховку, превентивную меру в отношении собственного здоровья. В некоторых компаниях, особенно крупных, часто с западным капиталом, фитнес опускается с уровня top-менеджеров до уровня middle-менеджмента. Как следствие - появляются клубы корпоративного формата, то есть ориентированные, в первую очередь, на работу с корпорациями.[3]

Если говорить о дальнейшем развитии индустрии, то следующим этапом станет период зрелости. Характерные признаки этой стадии - снижение прибылей, насыщение рынка услугами, высокий уровень конкуренции, активное развитие клубов эконом-класса, направленного на низко-доходный сегмент потребителей. Причем чаще всего это сетевые клубы. В данный момент в Москве уже существуют две сети клубов эконом - класса: «Зебра» и «Империя фитнеса». Они существенно отличаются от клубов премьер- и бизнес-класса по очень многим параметрам, например, отсутствием бассейнов. Эти сети - первые ласточки будущей стадии зрелости фитнеса как индустрии, но в целом до этой стадии нам еще очень далеко.

И сейчас можно с уверенностью заявить, что занятия спортом в фитнес-центрах и фитнес-клубах России доступны если не всем, то значительной части городского населения. Мы постепенно осознаем, что быть в хорошей форме не только модно, но и полезно и стремиться к этому - норма.