logo
Анализ и прогнозирование на примере фитнес клуба "ИКС-ФИТ Азимут"

1.2 Современные фитнес-системы

О том, что россияне стали проявлять больший интерес к здоровому образу жизни, в частности фитнесу, говорят давно, но еще несколько лет назад занятия спортом в комфортных условиях были недоступны большинству жителей нашей страны. Развитие сетевых структур в фитнес-индустрии, расширение линейки предлагаемых форматов и увеличение числа спортивных залов на фоне повышения уровня жизни должны были сделать фитнес ближе и доступнее. Насколько сильна конкуренция среди спортивных клубов сегодня, к чему стремится потребитель и каковы тенденции развития перспективного рынка фитнес-услуг? «Фитнес-центр это еще и место общения людей, которые много работают, и у них мало личного времени, - говорит Анастасия Юсина менеджер клуба Планета Фитнес. - То есть, фитнес выполняет, кроме оздоровительной, еще и социальную функцию»[8]

Фитнес -- относительно новое явление для России, поэтому качественный и количественный рост сетевых фитнес-объединений выглядит внушительно только по сравнению с более ранней ситуацией в этом сегменте рынка в нашей стране. На сегодняшний день никакие показатели российского рынка фитнес-услуг не могут сравниться с цифрами, определяющими положение дел в США и Европе. Так, крупнейшая в США сеть женских клубов для фитнес-тренировок и проведения программ снижения веса Curves объединяет около 8 000 комплексов, американская сеть Bally Total Fitness включает более 500 клубов, сеть 24 Hours Fitness -- более 400 клубов, крупнейшая сеть Великобритании Fitness First состоит из 180 клубов и т. д. При этом под управлением самого крупного объединения клубов на российском фитнес-рынке Russian Fitness Group (сети World Class, «ФизКульт», MaxiSport) находятся 37 клубов (еще 10 -- в стадии строительства). Согласно данным исследования, проведенного в 2006 году компанией Deloitte & Touche по заказу Международной спортивной ассоциации IHRSA, в среднем в Европе фитнес-клубы посещает 8,1 % населения. Наиболее активно занимаются спортом жители Голландии, где в спортзалы ходят 15,5 % населения, Испании -- 14,8, Великобритании -- 12,8 и Германии -- 8,5 %. По данным 2007 года от фонда «Общественное мнение» опроса в России фитнес-клубы регулярно посещают 6 % населения. [3]

Несмотря на относительно небольшое число россиян, пользующихся фитнес-услугами, темпы роста отечественного рынка фитнес-индустрии достаточно высоки. Основными факторами роста рынка являются рост платежеспособности населения, а также увеличение числа приверженцев здорового образа жизни. Развитие рынка услуг фитнес-клубов происходит за счет трех основных направлений: улучшение качества технического оснащения фитнес-центра, индивидуализация отношения к клиенту, введение новых эксклюзивных или популярных массовых тренировочных программ.

Специалисты сходятся во мнении, что в ближайшее время количество фитнес-центров в стране увеличится на 30-50%. «Растет доля недорогих клубов с меньшим количеством предоставляемых услуг и уровнем сервисного обслуживания, которые можно условно отнести к категории «народного фитнеса». Стоимость услуг таких клубов невысока и увеличение их числа, конечно, отразится на ценовой политике клубов для среднего класса, - уверена Марина Стрельченко, старший инструктор клуба Гладиатор.

Теоретико-методологические и экспериментальные исследования позволили установить, что фитнес можно рассматривать как процесс улучшения физического совершенствования людей, совокупность материальных и духовных ценностей, систему оздоровительных занятий, где системообразующим фактором являются требования общества к повышению и сохранению уровня физической дееспособности и состояния здоровья населения, системорегулирующим фактором - свобода выбора, добровольная деятельность, мотивация, которая определяет собой совокупность различных объективных и субъективных условий, которые оказывают воздействие на состояние системы фитнеса. Определено, что его развитию способствуют следующие социокультурные характеристики: широкая стратификация; большой интерес к занятиям фитнесом у значительной части общества, признание и поддержка со стороны правительственных структур; высокая мобильность к изменениям, происходящим в культуре, науке, общественно-политической жизни, активная пропаганда и реализация социокультурных ценностей, носителем которых он является. В связи с этим он реализует целый спектр ценностей: витальные, эстетические, социальные, политические, культурные.

Фитнес-это бизнес…

Это бизнес доверия. Клиент кредитует компанию, потому что клиент оплачивает единовременно и вперед стоимость посещений клуба в течение срока действия контракта (обычно - год/полгода). Эта система оплаты носит название non-dues-based. Одна из особенностей индустрии состоит в cпецифической системе ценообразования с учетом разнообразных видов членств: индивидуальных, семейных, корпоративных, детских и т.д. Здесь свои законы и традиции, нарушение которых напрямую отражается на проценте продления членских билетов. Собственно термин «процент продления» является ключевым при оценке успеха деятельности фитнес-клуба. В некоторых российских клубах он достигает 70% - это очень высокий результат по западным меркам.

Это бизнес сферы услуг. Обычно люди, вступающие в члены фитнес-клуба, проводят в нем значительную часть свободного времени. А значит, надеются на доброжелательность и радушие, приветливость и вежливость, любезность и обходительность, а также - заботу, дружелюбие, теплоту и помощь обслуживающего персонала. Высокий сервисный уровень фитнес-услуг - это историческая особенность российской фитнес-индустрии. Несмотря на яркую тенденцию к «демократизации», работа с клиентом фитнес-клуба очень персонифицирована, а слово «фитнес» все еще ассоциируется со словом «элита». [3]

Фитнес-услуга - это процесс, происходящий между клиентом и клубом, оказывающим услугу. Это процесс глубоко индивидуальный. Услуга потребляется в момент её предоставления. Если Вы не удовлетворены товаром, Вы можете поменять его или вернуть деньги. С услугой это сделать невозможно. Вы не можете отказаться от некачественно проведенной тренировки, от опоздания инструктора, от ошибок сотрудников рецепции.... И чаще всего вообще нельзя объективно продемонстрировать клиенту, хороша услуга или нет, до момента ее оказания.

Во всём мире, в том числе и в России, существует тенденция ужесточения конкурентной борьбы и роста требовательности клиентов к качеству обслуживания. Всё чаще наиболее значимым параметром при выборе поставщика фитнес-услуги является не столько уровень цен, сколько качество сервиса. Современные успешные фитнес-клубы знают, что путь к успеху - это предоставление клиентам таких услуг, которые бы полностью удовлетворяли их потребностям и желаниям. Если, конечно, Вы фокусируетесь в первую очередь на своих клиентах, а не на получении прибыли любым путём.

Это бизнес, ориентированный на постоянную поддержку продаж?

Да, потому что 30%-50% людей все-таки не продлевает свое членство на второй срок. Это зависит от множества причин, однако сейчас мы обращаем Ваше внимание на то, как трудно выработать привычку быть в форме постоянно. Принимая это во внимание, а также то, что клуб начинает приносить прибыль только после того, как наберет определенное запланированное количество членов клуба, необходимо фокусироваться на активной продаже членских карт во время всего периода работы клуба.[3]

Именно для этого проводится организация и/или реорганизации отдела продаж путем создания яркой, боеспособной, сплоченной команды с креативным, вдохновляющим на трудовые подвиги, руководителем отдела.

Роль руководителя отдела особенно важна для постановки процесса продаж фитнес-услуг: это именно тот человек, который является направляющим «монитором» - чувствует состояние продавцов, требует результатов и знает, как помочь. Его несложно найти, сложнее научить. А еще сложнее - переучивать...

Это бизнес большой конкуренции?

Да, потому что, сегодня существуют относительная простота и легкость входа в рынок фитнес-услуг. По словам Председателя Совета Директоров, CEO Russian Fitness Group, Президента и основателя сетей фитнес-клубов World Class и «ФизКульт» Ольги Слуцкер, ежегодный прирост российской фитнес-индустрии составляет 30-40%. Потребность в капитале для создания фитнес-клуба площадью 1500 - 2000 кв.м. составляет порядка двух миллионов долларов США. Возможно открытие небольшого фитнес-клуба с общим объемом инвестиционных вложений до 200 000 долларов США.

Барьеры выхода на рынок очень низкие, поэтому высока динамика появления новых компаний. Собственные уникальные методики фитнес-клуба запатентовать невозможно, и они мигрируют вместе со специалистами из компании в компанию. Вместе с низкими затратами на создание бизнеса это приводит к появлению новых игроков и обострению конкуренции. [4]