logo
Анализ и прогнозирование на примере фитнес клуба "ИКС-ФИТ Азимут"

2.1 Анализ внешней и внутренней среды фитнес клуба

Объем общероссийского рынка в стоимостном выражении в 2009 г. сократился на 16,2%, в то время как в период 2004 - 2008 гг. темпы роста не опускались ниже 20%. Количество регулярных потребителей фитнес - услуг в 2009 г. «упало» на 14,5%.

Характерно, что в регионах число посетителей фитнес - клубов снизилось незначительно либо осталось на относительно стабильном уровне - в отличие от рынков Москвы и Санкт-Петербурга. За счет этого доля регионов в общей структуре распределения потребителей фитнес - услуг увеличилась в 2009 г. на 1,2%.

В стоимостном выражении наиболее заметно сократился удельный вес московского рынка - на 4%, тем не менее, на Москву и Петербург по итогам 2009 г. по-прежнему приходится около 70% оборота индустрии фитнеса. [5]

В структуре российского рынка фитнес-индустрии около двух третей приходится на Московский рынок, его доля составляет 63%, доля Петербурга занимает 18%, на остальные регионы приходится 19% от общего объема российского рынка фитнес-услуг.[6]

В настоящее время в России действует около 1,5 тыс. крупных специализированных и высококлассных клубов, совокупный оборот которых оценивается в 720-750 млн. долл. По прогнозам, к 2010 году число спортивных клубов в стране увеличится до 2,5 тыс.

Объем рынка Санкт-Петербурга составляет 200-250 млн. долл., он уступает только московскому, на который приходится около 350-400 млн. долл. Фитнес считается одним из самых выгодных видов бизнеса - вложения окупаются быстро, в Санкт-Петербурге этот срок в среднем составляет 3 - 5 лет.[6]

Одним из молодых и ярких представителей российского фитнес рынка является сеть клубов ИКС-ФИТ. История сети из 17 клубов ИКС-ФИТ началась в конце 80-х годов в Москве, когда на севере города, на Угличской улице, открылся первый в России частный «Русский Теннисный Клуб». Он был создан по образцу английского лаун-теннис клуба. Как и сто лет назад, для вступления в такой клуб теннисист должен был заплатить годовой взнос и символическую плату за аренду корта. Членство приобрели около 200 человек, и атмосфера сразу стала по-домашнему теплой и располагающей к общению.

Вскоре возникла идея создания полноценного фитнес клуба. Поэтому в 1996 году появилась первая фитнес студия, с новыми клиентами, с интересной спецификой и технологиями. «Если за что-то берешься, делай это хорошо либо не делай вообще», -- такова главный принцип работы Председателя Совета Директоров компании ИКС-ФИТ ГРУПП Игоря Лукашова. Успешный бизнес на протяжении всего пути компании ИКС-ФИТ -- лучшее тому подтверждение.

В настоящий момент ИКС-ФИТ входит в тройку крупнейших игроков на российском рынке фитнес услуг. Постоянно увеличивая количество клубов, работающих под брендом ИКС ФИТ, мы продолжаем усиливать свои позиции в Москве и активно осваивать регионы России. [7]

Год-Событие

1991 Открытие Русского Теннисного Клуба -- первого в России частного теннисного клуба

1996 Строительство нового комплекса, который объединил теннисные корты и фитнес-студию (тренажерный зал, зал групповых программ)

2000 август Принято решение о расширении фитнес-студии до полноформатного фитнес клуба с бассейном 25 м.

2001 май Рождение бренда ИКС-ФИТ.

Первым клубом сети становится ИКС-ФИТ. АЛТУФЬЕВО

2003 апрель Открытие второго клуба ИКС-ФИТ. МФС-6 на улице Флотской: совместный проект с МФС-6

2004 июнь Открытие самого большого из всех действующих клубов - ИКС-ФИТ.ОРБИТА (общая площадь 6100 кв. м.)

2004 июнь Официальное открытие ДЮСШ Орбита.

Более 1000 детей получили возможность тренироваться по олимпийской системе совершенно бесплатно в группах по большому и настольному теннису, плаванию, волейболу, баскетболу, мини-футболу и спортивным танцам

2005 июнь Открытие клуба класса De Luxe XFIT.SENATOR в жилом комплексе GREEN HOUSE: совместный проект с «Юниформстрой». Главным отличием клуба стал 25-метровый бассейн с морской водой.

2005 сентябрь Открытие клуба ИКС-ФИТ.СОЛНЕЧНЫЙ в Краснодаре: первый региональный проект совместно с «Краснодарстрой»

2006 январь Открытие двух клубов в Воронеже:

- ИКС-ФИТ.СЕВЕРНЫЙ - ИКС-ФИТ.НА МИНСКОЙ

2006 август Открытие фитнес-клуба ХFIT.JUMPFITNESS в Торонто, Канада: первый зарубежный проект компании ИКС-ФИТ

2006 ноябрь Открытие клуба ИКС-ФИТ. МЕРИДИАН в Краснодаре

2006 сентябрь Открытие клуба ИКС-ФИТ. АЗИМУТ (Санкт-Петербург)

2007 март Открытие клуба ИКС-ФИТ. ИВАНОВО совместный проект с «Инвестиционным Торговым Банком»

2007 май Открытие клуба ИКС-ФИТ. ЧЕРЕПОВЕЦ

2007 июнь Открытие клуба ИКС-ФИТ. ТЕРРА (Казань)

2007 август Открытие клуба ИКС-ФИТ.ТУЛА

2007 ноябрьОткрытие клуба ИКС-ФИТ. СЕВАСТОПОЛЬ

2008 ноябрьОткрытие клуба класса De Luxe Икс-Фит_Фьюжн (Москва)

2008 декабрь Открытие клуба ИКС-ФИТ.НИЖНИЙ НОВГОРОД (Нижний Новгород)

2010 апрельОткрытие клуба ИКС-ФИТ.Марьино[7]

Рассмотрим подробнее клуб икс-фит «Азимут».

Внутренняя среда.

Клуб открылся в сентябре 2007 года и удобно расположился в центральной части северной столицы на пересечении Лермонтовского проспекта и набережной Фонтанки в здании отеля «Азимут». Клуб выдержан в рамках международного стандарта качества: просторные помещения с роскошным интерьером; клубная система посещения с индивидуальным подходом к каждому посетителю; высокое качество обслуживания; новейшие тренажеры и оборудование. Персонал клуба регулярно проходит аттестации и повышения квалификации, в том числе работники рецепции и администраторы. Грамотно выстроена организационная структура клуба, представленная в таблице 2.1.

Таблица 2.1Организационная структура фитнес клуба.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Все занятия проводятся при участии высококвалифицированного персонала, прошедшего подготовку в Фитнес Университете ИКС-ФИТ.

В залах всегда дежурят инструкторы групповых программ и тренажёрного зала, ежедневно работает врач, а также детская комната, где можно на время занятий оставить своего ребёнка с экспертом в области детского фитнеса, В клубе созданы отличные условия для всестороннего развития и формирования полезных навыков у детей: спортивные и интеллектуальные игры, конкурсы и праздники. Что безусловно, является одной из сильных сторон клуба.

Внешняя среда.

Поскольку речь идёт о сфере услуг, первое место в списке факторов внешней среды занимает наш клиент-покупатель абонемента. Нужно не просто представлять потенциального покупателя фитнес-продукта, нужно его знать. Знать - это понимать, что ваш потенциальный покупатель может говорить одно, думать о другом, мечтать о третьем, а из подсознания у него вылезает что-то четвертое, совсем неожиданное для всех и для него - в первую очередь. Именно это и определяет его действительные потребности. Удобен ли вход? Хватает ли мест в гардеробе? Достаточно ли мест в раздевалках? Не придется ли ждать очереди в душ? В тренажерном зале ждать не придется? Не жарко ли в зале групповых занятий? Где посидеть и отдохнуть после занятия? А перекусить можно? На все эти вопросы необходимо иметь чёткие ответы, удовлетворяющие потребности вашего клиента.

Голод стимулирует человека на покупку еды - безусловный рефлекс. А что его стимулирует на добровольные занятия спортом? Только сознание. А отчего в первую очередь многие отказались в период экономического кризиса? От продления абонемента в фитнес клуб до лучших времён, это в основном касается фитнес клубов мидл и эконом класса? К которым и относится анализируемый клуб.

По статистическим данным самым "глухим" месяцем, как правило, является август, а максимальные обороты достигаются в октябре месяце.

Самой активной группой посетителей нашего клуба являются женщины до 35 лет. Мужчины реже посещают фитнес-центры, и в основном -- в молодом возрасте (до 35 лет). Основными мотивами посещения фитнес-клуба являются: снижение веса, поддержание хорошей формы; получение удовольствия от общения с приятными людьми, от интересного и с пользой проведенного времени; снятие напряжения или стресса, расслабление после тяжелого дня. Доля посещающих фитнес-клуб зависит от возраста. Среди молодых людей от 18 до24 лет только 61% являются реальными посетителями нашего фитнес-клуба, а среди возрастной группы 35-44 года доля посещающих фитнес-клуб составила 84%. Самой распространенной частотой (фактической или планируемой) посещения фитнес-клуба является посещение 2-3 раза в неделю) И большим успехом пользуется аэробный зал, что подтверждает высокую квалификацию тренеров.

Необходимо сказать о государственной политике в области спорта.

Основополагающей задачей является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению указанной задачи. Важнейшим моментом является также то, что роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. С каждым днём отношение к спорту, своей физической форе становится важнее для жителей нашей страны и, как следствие, становится особенно актуальным приобретение абонемента в фитнес клуб, так удачно расположившийся рядом с местом работы/учёбы. Большое влияние оказывают такие факторы, появление на рынке доступного оборудования и инвентаря для занятий, например, йогой(коврики, кирпичи,ленты) и аэробикой ( лёгкие гантели, амортизаторы, платформы), растущий ассортимент спортивных товаров( одежда, аксессуары и т.д.) стимулирует население к покупке и непременному использование новой спортивной формы; переодические издания, СМИ: растущее количество теле и радиопередач, посвящённых спорту и фитнесу,здоровому образу жизни.

Конечно же, необходимо рассмотреть ближайших конкурентов клуба, коими являются Sport Life в ТЦ Варшавский экспересс и Планета Фитнес, Казанская,35. Клубы расположены примерно в одном радиусе от центра города, имеют место перекрёстные рекламные акции, «переманивание «тренеров.

Для удобства сравнительная характеристика по основным, решающим факторам при покупке абонемента приведена в виде таблицы 2.1.

Таблица 2.1Сравнительная характеристика основных конкурентов.

Характеристика

Основные конкуренты

Спорт Лайф «Варшавский экспресс»

Планета фитнес «Казанская»

ИКС-ФИТ «Азимут»

Площадь

1 500 кв.м

1 000 кв.м

1 200квм

Часы работы

7.00-23.00 БД

9.00-22.00 ВД

8.00-23.00 БД

9.00-22.00 ВД

7.00-24.00 БД

8.00-23.00 ВД

Цена годового абонемента

22 000 т.р

17 000 т.р

18 000 т.р

Количество залов

3

2

4

бассейн

да

нет

нет

Сауна/хамам

Да/нет

Да/нет

Да/да

вентиляция

В каждом зале

общая

общая

Разнообразие ГП

среднее

низкое

высокое

Детский фитнес

нет

нет

да

Камера хранения

нет

нет

да

Анализируя полученные данные, можно сказать, что ИКС-ФИТ полноценный конкурент самым крупным и старым игрокам на ранке фитнеса в Санкт-Петербурге, по позиции групповых программ, рассматриваемый клуб заметно лидирует, необходимо поддерживать и развивать групповые тренинги для поддержания конкурентоспособности, это возможно, пока единственный вариант для того,чтоб не сдат позиций. В ИКС-ФИТе, в отличии от конкурентов представлена сауна и хамам, но по размерам они уступают сауне спорт-лайфа ,с одной стороны, и превосходят Планету фитнес, с другой. К слабым сторонам можно отнести вентиляцию,это также влияет и на посещение групповых программ,так как в холодное/жркое время года не всегда достаточно комфортное теплоощущение в залах. Количество залов- сильная сторона,но здесь же имеются и минусы, такие как метраж залов и не очень удобная планировка, в этом отношении удобнее всего залы в Планете фитнес. Также, по мнению автора сейчас встаёт проблема создания корпоративного духа у клиентов, здесь мы уступаем Планете Фитнес очень сильно, автор на собственном опыте понял преимущество такого аспекта, как корпоративная культура. В Планете Фитнес формируется так называемая «фитнес семья», когда персонал клуба и клиентов связывают не только тренировки, но и регулярные марафоны, совместные выезды за город, небольшие, но очень приятные знаки внимания на каждый повсеместно отмечаемый праздник и т.д. Привязав к себе клиента таким образом клуб обеспечивает себе функционирование в долгосрочной перспективе,что и является главной задачей.

Итак, сейчас, по нашему мнению, слеует обратить внимание на модернизацию и внедрение новейших технологий в направлении групповых программ, так как они являются одной из отличительных и сильных сторон нашего клуба, которые помогают в конкурентной борьбе.

2.2 Описание и анализ объекта прогнозирования

Чаще всего именно подразделение «Групповые программы» становится своеобразной визитной карточкой фитнес-клуба. К групповым тренировкам относится множество направлений, включая самые новые и интересные. Это занятия с использованием спортивного снаряжения, разнообразные виды аэробики, групповые занятия с различным оборудованием и приспособлениями.. Люди любого возраста, мужчины и женщины смогут найти подходящий вид тренировки среди множества групповых программ фитнес-клуба «ИКС-ФИТ- Азимут».

Средством достижения состояния «фитнес» являются фитнес-программы - научно-обоснованные программы действий, направленные на развитие и поддержание на высоком качественном уровне всех функций человеческого организма.

Собственно фитнес-технологии - то, что является продуктом продажи, - очень динамичная субстанция. Методики быстро устаревают, появляются новые веяния с Запада и Востока.... Новые программы появляются в мировой фитнес-индустрии очень часто, и основная задача российского фитнес-менеджера - адаптировать зарубежный опыт, т.к. далеко не все приживается на российской земле.

Групповые программы подразумевают под собой занятия в группе под руководством тренера. Тренировки в группе очень эффективны, они создают особый настрой, который помогает каждому быстрее двигаться к поставленным целям.[8]

Продолжительность занятий в основном составляет 55 минут, в расписании указана продолжительность каждого урока. В анализируемом нами клубе представлены групповые занятия разной направленности и они являются наиболее сильной и отличительной чертой. Для того, чтобы поддерживать свои позиции при стремительно растущей конкуренции, необходимо знать, какие из групповых программ будут пользоваться спросом в будущем, следовательно, какое оборудование требует первоочерёдного обновления и, чему следует уделять больше внимания на курсах повышения квалификации для тренерского состава.

В нашем прогнозе будем рассматривать следующие направления:

1.Кардио-программы.(Аэробные)Тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы.К ним относятся:

-классическая аэробика -степ аэробика -сайкл -маршал артс -треккинг

2.Силовые программы. Тренируют мышечную выносливость, увеличивают мышечную силу. На уроках используется различное дополнительное оборудование, от гантелей , до швейцарских мячей. Уроки делятся на два типа:

-уроки,на которых прорабатываются все группы мышц

-уроки,на которых прорабатываются отдельные мышечные группы

3.Функциональный тренинг. Занятия, направленные на проработку большого числа мышц одновременно, работа над функциональной силой и гибкостью. Используется дополнительное оборудование и приспособления.

-Core -Power core -bosu -gliding -power ball

4.Занятия направления Mind and Body. Тренировочные программы комплексно воздействуют на тело, сознание, внутреннюю энергетику, концентрацию.

-Pilates mat -pilates + - -body stretch -yoga

5.Единоборства. Эти занятия развивают навыки самообороны, способствуют психологической разгрузке.

-Бокс -каратэ -Хапкидо -Тэквонжо

6.Танцевальные направления.

Различные узкоспециализированные танцевальные занятия.

-hip-hop -латина -belly dance -ladys class [8]

На основе статистических данных, имеющихся у администрации клуба был проведён ретроспективный анализ посещаемости иои рейтинга занятий с момента открытия клуба(2007). После каждого занятия тренеры записывают количество присутствовавших, что значительно облегчило нам поиск точных данных по рейтингам уроков и позволит в дальнейшем составить максимально достоверный прогноз.

2006 год.

Сентябрь, открытие клуба. По расписанию в будние дни 7-8 уроков, выходные 4. По структуре расписания силовые классы составляли 40% (5-7человек), аэробные 30% (6-9 человек), танцевальные 15% (4-8 человек), Mind body 10% (3-5 человек) , единоборства 5% (4-7 человек).Первым уроком были танцы.

2007 год. В будние дни по расписанию проходит 8-9 уроков и 4-5 в выходные. По устоявшейся структуре расписания силовые классы составляли 40% (8-10 человек), аэробные 25% (8-10 человек), танцевальные 20% (4-8 человек), Mind body 10% (6-12 человек) , единоборства 5% (6-10 человек)

2008 год. В будние дни по расписанию проходит 10-11 уроков и 6-5 в выходные. Наблюдается спад в танцевальных программах, из расписания убрали урок Хип-Хоп, так как клуб посещают в основном женщины 22-40 лет. Силовые классы (12-16 человек), аэробные (8-12 человек), танцевальные (5-9 человек), появился урок йога и пилатес +,эти уроки сразу набрали своих постоянных клиентов, повысив общий рейтинг направления,Mind body (10-16 человек) , единоборства (8-12 человек), в этом направлении вводятся уроки в вечерние часы, что как нельзя кстати пришлось для помощи в снятии стрессов после рабочего дня у клиентов клуба. Появилось направления функциональный тренинг, с использованием core доски (5-8 человек).

2009 год. Увеличивается число молодёжи, теперь основные клиенты это женщины 18-35 лет. Силовые классы (14-18 человек), аэробные (8-10 человек), танцевальные (8-10 человек), Mind body (12-18 человек) , единоборства (8-10 человек), функциональный тренинг, появилось оборудование Gliding, представленное только в клуба сети ИКС-ФИТ, урок быстро стал популярным (10-16 человек).

2010 год. А первый квартал существенных изменений в расписании групповых программ не было, но уже в мае планируется введение нового урока Martial arts и , в связи с растущим числом молодёжи, по многочисленным заявкам, возобновляются занятия по Хип-Хоп танцам, планируется обновление оборудования для силовых классов и функционального тренинга, дальейший прогноз будет использован для определения целесообразности покупки нового инвентаря для других направлений. Также, планируется увелечение числа уроков в расписании по выходным дням.