logo
Анализ и прогнозирование развития российского рынка газа

ВВЕДЕНИЕ

Газовая промышленность России является уникальным образованием в мировом энергетическом балансе не только потому, что обеспечивает 24% мировой добычи и 28% распределения газа, но и располагает почти одной третью мировых запасов газа.

Газовая промышленность России является одной из стратегически важных отраслей экономики страны, которая должна обеспечивать стабильность поставок энергоносителей и приемлемость уровня цен на них для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в энергоресурсах. Доля газа в общем производстве и внутреннем потреблении энергетических ресурсов составляет около 50%. Газ занимает также 45-46% в структуре экспорта топлива из России.

При вкладе в ВВП России 8%, газовая промышленность обеспечивает до 20% доходов бюджета от налогообложения и акцизных сборов со своих предприятий, а также около 20% валютной выручки государства за счет экспортных поставок газа.

Актуальность работы определяется чрезвычайно высокой значимостью газовой отрасли в экономическом и социальном развитии общества в России. Особо следует отметить роль природного газа в решении энергетических проблем страны, а также его уникальную способность к аккумуляции финансовых ресурсов, необходимых для экономического развития страны.

Спецификой российской газовой отрасли является то, что в ней не получили полного развития рыночные методы регулирования экономики. Доминирующим производителем газа в России остается ОАО «Газпром», которое обеспечивает добычу 87% газа, при этом основной вклад в добычу вносят его дочерние предприятия: ООО «Уренгойгазпром», ООО «Ямбурггаздобыча», ООО «Надымгазпром», ООО «Сургутгазпром», ООО «Оренбурггазпром».

Так называемая «газовая пауза» в 90-е годы позволила не только обеспечить необходимое энергоснабжение российских предприятий, в первую очередь, электроэнергетики, но и поддержать финансовую устойчивость государства в условиях глубокого спада общепромышленного производства. Природный газ был и остается наиболее эффективным, экологически чистым и социально привлекательным энергоносителем, является важным средством решения и геополитических проблем взаимоотношений России и Европейского Союза (ЕС), а также с другими странами мирового сообщества.

В то же время внутри газовой отрасли накопилось множество проблем, нуждающихся в решении. Цены на газ на внутреннем рынке не обеспечивают условия расширенного воспроизводства производственного аппарата отрасли, а налоговая политика носит фискальный характер. Значительный ущерб отрасли несли неплатежи потребителей, государство не выполняло своих прямых 6язанностей по расчету за обслуживание неотключаемых бюджетных потребителей, что приводило к бартерным и другим суррогатным схемам взаимозачета. Как результат - существенные негативные последствия для газовой отрасли, отразившиеся в недостаточном приросте ресурсной базы при переходе основных добывающих центров в стадию падающей добычи (Ямбург выработанность 39%, Уренгой - 49%, Медвежье - 76%), износу основных фондов в транспорте и распределении газа. В настоящее время износ основных производственных фондов в отрасли составляет 56%, а оборудования компрессорных станций - более 89%. Более 14% магистральных газопроводов имеют срок эксплуатации менее 10 лет, 38% - от 11 до 20 лет, 30% - от 21 до 33 лет. В отдельных газораспределительных системах износ составляет до 80% и более.

По мнению многих заинтересованных сторон (Министерство экономического развития и торговли, Союз независимых производителей газа, Российский союз промышленников и предпринимателей, Секретариат энергетической хартии), монополизм в российской газовой отрасли, его воздействие на экономику и экономические институты являются основными нерешенными проблемами отрасли. Многочисленные дискуссии о реформировании газовой отрасли России сводятся к нескольким вопросам:

- сохранять ли действующую монополию ОАО «Газпром»?

- нужен ли внутренний конкурентный рынок газа?

- необходимо ли разделить ОАО «Газпром» на несколько компаний в добыче и транспортировке газа?

Существенным недостатком предложений реформирования является отсутствие оценки их последствий, которые отражают реальное поведение оказывающихся под их воздействием экономических агентов.

Все это диктует необходимость экономического анализа различных схем организации системы управления в газовой отрасли и разработки рекомендаций по ее совершенствованию.