Исследование издержек производства на предприятии

курсовая работа

1.2 Классификация издержек

Существуют несколько классификаций издержек. Прежде всего, в классификации издержек их связывают с определенной сферой (издержки производства, издержки обращения).

Первые непосредственно связаны с производством товаров и оказанием услуг.

Издержки обращения связаны с реализацией товара. Издержки обращения в свою очередь делятся на дополнительные и чистые Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие / Международная академия современного знания [Электронный ресурс] // http://ellib.gpntb.ru/cgi - bin/ellib_new/ дата обращения 25.05.2013..

Дополнительные издержки - это расходы по доведению продукции до потребителя.

Чистые включают затраты на покупку и продажу товаров, введения учета в торговле и рекламу.

Издержки также принято разделять на индивидуальные, касающиеся одной фирмы, и общественные, т.е. совокупные затраты общества на производство совокупного продукта.

Чаще всего издержки рассматриваются бухгалтерами и экономистами. Бухгалтерские издержки - это стоимость используемых ресурсов, фактических ценах их реализации. Совокупность затрат на производство единицы продукции называется себестоимостью продукции. Экономические издержки представляют собой наилучшие использования ресурсов, т.к. учитывают факт редкости товаров.

Экономические издержки состоят, во-первых, из актуальных и «невозвратных» (англ. sunk costs). Последние связаны с затратами, навсегда покинувшими хозяйственный оборот «без малейшей надежды на возвращение» Ворохалина Л.П. Издержки производства и экономическая прибыль предприятий: их взаимосвязь // Проблемы экономики. - 2012. - № 2. - С. 23.. Актуальные издержки принимают в расчёт при принятии решений, издержки «невозвратные» -- нет. В учёте последние относят к всевозможным страховым случаям, как, например, списание безнадёжных долгов.

Актуальные экономические издержки, в свою очередь, составляют из явных и вменённых. Явные издержки обязательно находят выражение в расчётах с контрагентами и отражение в бухгалтерских регистрах. Поэтому их ещё называют бухгалтерскими. Вменённые издержки объединяют затраты фирмы, не обязательно выражающиеся в расчётах с контрагентами. Это -- издержки упущенных возможностей иначе применить факторы, вводимые в процесс трансформации экономических ресурсов в экономические блага.

Экономические издержки принято делить на совокупные, средние, маржинальные (их называют ещё предельными издержками) или замыкающие, а также на постоянные и переменные.

Постоянные издержки - это затраты на производство, величина которых не изменяется с ростом объема выпускаемой продукции (оплата бухгалтеров предприятия, арендные платежи, амортизационные отчисления).

Переменные издержки представляют собой затраты, величина которых изменяется в зависимости от объема производства (расходы на материалы, сырье, транспортные услуги).

Сумму постоянных и переменных издержек называют общими (или совокупными) издержками.

Совокупные издержки включают в себя все издержки выпуска данного объёма экономических благ. Средние издержки -- это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска. Маржинальные издержки -- это издержки, которые приходятся на единицу изменения объёма выпуска.

Также важно дать определение средним постоянным, средним переменным и средним общим издержкам.

Средние постоянные издержки равны отношению постоянных издержек к ценности произведенной продукции.

Средние переменные издержки равны отношению переменных издержек к ценности выпущенной продукции.

Средние общие издержки определяются путем деления общих издержек на ценность продукции.

Отношение изменения общих издержек к изменению объема произведенной продукции называют предельными издержками.

Постоянные издержки возникают, когда объём применения одного (или обоих) факторов, вводимых в процесс трансформации, не может изменяться. Таким образом, переменные издержки возникают, когда фирма имеет дело с факторами, вводимыми в процесс трансформации, объём применения которых ничем не ограничен.

Поскольку величина постоянных издержек обязательно перестаёт зависеть от объёмов выпуска, часто определение искажают, говоря о постоянных издержках как о независящих от объёма выпуска, а то и просто указывая некий перечень статей калькуляции себестоимости, который якобы при любых обстоятельствах описывает постоянные издержки. Например, жалование конторских работников, амортизация, реклама и т.п. Соответственно переменными начинают считать издержки, величина которых непосредственно зависит от изменения объема выпуска (сырьё, материалы, заработная плата непосредственно производственных рабочих и т.п.). Однако «такое «внедрение» положений о бухгалтерском учёте в экономику как науку не просто неправомерно, но прямо вредоносно» Лим Л.Р. Классификация издержек обращения в торговых предприятиях // Журнал правовых и экономических исследований. - 2013. - № 1. - С. 200..

Различают издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Краткосрочный период - это период времени слишком короткий, чтобы предприятие могло изменить свои производственные мощности, т. е. размеры предприятия. Однако в этот период фирма может изменить степень интенсивности использования имеющихся производственных мощностей - в том же здании и с тем же оборудованием выпускать больше продукции за счет лучшей организации труда. Кроме того, этот период недостаточен для входа в отрасль новых фирм (выхода старых), в связи с чем число фирм в отрасли не изменяется.

В краткосрочном периоде различные виды издержек относят либо к постоянным, либо к переменным (см. рис. 1.1 в приложении 1).

Долгосрочный период - это период времени достаточно продолжительный, чтобы фирма могла изменить количество используемых ресурсов, в том числе и размеры предприятия. В краткосрочном периоде, желая достигнуть определенного уровня продукции, фирма может изменить только один фактор производства, а остальные остаются неизменными. В долгосрочном периоде изменяется объем всех используемых ресурсов. Задачу выпуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все вводимые факторы производства.

Такие решения повышают ответственность предпринимателя.

Во-первых, ошибка и приобретение малопроизводительных станков и оборудования чреваты разорением.

Во-вторых, долгосрочные решения должны учитывать будущую стоимость ресурсов, возможную конъюнктуру рынка, состояние отрасли в целом.

В-третьих, принимаемое долгосрочное решение должно ориентироваться на минимизацию издержек.

В долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными, а средних постоянных издержек не существует, средние переменные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому в долгосрочном периоде используется единое понятие средних издержек.

В длительный период времени предпринимательская фирма более свободна в выборе факторов производства, их комбинации. В этот период может изменяться объем всех используемых ресурсов. Если количество применяемых факторов изменяется в одинаковой пропорции, то имеет место изменение масштаба производства. Воздействие изменения масштаба производства на объем выпускаемой продукции называется эффектом масштаба производства. Эффект масштаба производства может быть постоянным, положительным и отрицательным.

Постоянный эффект масштаба предполагает рост объема производства, пропорциональный росту объема используемых ресурсов. В этом случае средние издержки не меняются.

Определенное увеличение количества всех ресурсов, например на 25%, вызывает пропорциональное увеличение объема производства на те же 25%. При этом средние издержки производства не изменяются.

Положительный эффект масштаба производства означает более быстрое увеличение выпуска продукции по сравнению с темпами роста затрат. Такая закономерность обусловливается рядом факторов:

1) экономией на масштабе; рост объема выпуска часто не требует пропорционального увеличения всех ресурсов;

2) экономией на финансах; благодаря значительным размерам фирмы и ее активов она может брать долгосрочные кредиты под более низкие проценты;

3) экономией на маркетинге; чем больше масштаб производства, тем в больших размерах приобретаются сырье, материалы и оборудование, а покупателям крупных партий обычно предоставляются льготы и скидки;

4) экономией на специализации; на крупных предприятиях используются более специализированная техника, более глубокое разделение труда рабочих и управленческого персонала;

5) утилизацией отходов; крупная фирма может использовать отходы, налаживая вторичное производство.

Все эти факторы по мере увеличения масштаба производства воздействуют на средние издержки в сторону уменьшения.

В последнее время широкую известность приобрела категория трансакционных издержек, разрабатываемая представителями неоинституционализма. Это понятие в экономическую теорию ввел американский экономист Р. Коуз. К этим издержкам относят главным образом издержки обращения, т.е. расходы на реализацию товара/реклама, содержание рынков и т.д. Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М.: Новое издательство, 2007. - С. 31.. Представители этой теории считают, что функция рынка заключается в экономии трансакционных издержек Коуз Р. Указ. соч. - С. 39..

В отечественной литературе предложена классификация трансакционных издержек по отдельным группам:

1) собственно трансакционные издержки предприятий на сбор и обработку информации, ведение переговоров, принятие решений и другие действия по обеспечению исполнения контракта (трансакции фирм);

2) трансакционные издержки по оплате услуг посреднических организаций (посреднические издержки);

3) трансакционные издержки по преодолению административных барьеров (административные издержки);

4) трансакционные издержки по контролю и обеспечению юридической и другой защиты выполнения контрактов (издержки инфорсмента), и определено их влияние на формирование издержек управления и повышение эффективности деятельности предприятий Расулов Р.М. Современные методы управления издержками: перспективы использования отечественными предприятиями // Бизнес в законе. - 2012. - № 6. - С. 246..

Широко используемые термины «издержки обращения», «трансакционные издержки», «торговые издержки» применяются в экономической литературе для описания издержек, возникающих по поводу совершения сделок купли-продажи, но не всего процесса обращения в целом. Издержки сферы обращения товаров -- это затраты, связанные со сбытом и приобретением товаров, которые несет не только производитель, но и все участники сферы обращения. Издержки сферы обращения составляют в наши дни значительную часть цены товаров и постоянно растут Будзинская О.В. Человеческий капитал -- инвестиции или издержки? // Российское предпринимательство. - 2010. - №10 (169) (том 1, 2). - С. 59..

Выше рассматривался вопрос о различиях понятий издержек, расходов, затрат и себестоимости. Здесь отметим, что себестоимость продукции складывается из разнообразных по своему экономическому назначению затрат. Их также необходимо классифицировать. Все затраты классифицируются по признакам, приведенным в табл. 1.1 (приложение 1).

Итак, издержки предприятия можно классифицировать по различным направлениям (в зависимости от того, что положено в основу той или иной классификации). Классификация издержек способствует решению задач по их снижению и, соответственно, повышению эффективности производства.

Делись добром ;)