logo
Анализ и прогнозирование финансовой устойчивости предприятия ООО "Камелия"

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КАМЕЛИЯ»

Полное официальное наименование общества - Общество с ограниченной ответственностью «Камелия». Участники общества с ограниченной ответственностью «Камелия» не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости вложенных ими вкладов.

Форма собственности торгового предприятия «Камелия» - частная.

На сегодняшний день ООО «Камелия» специализируется на розничной торговле товарами бытовой химии, парфюмерии, бытовой техники (телевизоры, видеокамеры, видеомагнитофоны, магнитофоны, музыкальные центры, телефоны, сотовые телефоны, стиральные машины, электроплиты, микроволновые печи, электрочайники, миксеры, кухонные комбайны, фены, пылесосы, утюги) и осуществляет свою деятельность посредством одноименного магазина, расположенного в черте города. Магазин предлагает товары только высокого качества и по доступным ценам.

С учётом товарной специализации ООО «Камелия» можно отнести к комбинированному магазину непродовольственных товаров, так как оно осуществляет торговлю непродовольственными товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению.

Режим работы предприятия - понедельник - пятница с 9.00 до 20.00, без перерыва на обед.

Предприятие «Камелия» осуществляет торговую деятельность, используя следующие методы обслуживания клиентов:

- торговлю через прилавок;

- продажу товаров по образцам;

- продажу товаров с открытой выкладкой.

Площадь предприятия 450 м2, торговая площадь 380 м2. Основной целью общества является получение максимальной прибыли. Отделы магазина: бытовая химия, парфюмерия, крупногабаритная бытовая техника.

Основными видами деятельности общества являются:

производство товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения;

торговая деятельность;

оказание платных услуг населению;

оказание складских и транспортно-экспедиционных услуг организациям и гражданам;

приобретение и использование патентов, лицензий, ноу-хау;

осуществление валютных, бартерных и других операций;

осуществление посреднической, агентской, маркетинговой, дилерской и иной деятельности.

Структуру управления ООО «Камелия» можно представить в виде следующей схемы (рис. 2.1):

Рис. 1. Структура управления ООО «Камелия»

Управленческий персонал предприятия состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом.

Общее руководство магазином осуществляет директор, он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Ему подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учёта и финансов.

Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчёты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

Товаровед выполняет основные функции в области коммерческой работы и организации торговли. В них входят изучение спроса населения на товары, заключение договоров с поставщиками и контроль за их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Товаровед организует доставку товаров в магазин, внедряет современные методы продажи товаров и т.д. В подчинении у товароведа находятся зав. отделами.

Заведующие товарными отделами организуют работу своих отделов, следят за поддержанием товарных запасов на определённом уровне, составляют заявки на завоз товаров, принимают товары по количеству и качеству, обеспечивают сохранность товарно-материальных ценностей, выполняют другие функции, связанные с работой отделов.

Торгово-оперативный персонал - работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале.

В обязанности продавцов входит подготовка и уборка торгового места, подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учёт неудовлетворительного спроса и т.д.

Контролёр-кассир готовит рабочее место к выполнению расчётных операций, выполняет расчётные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т.д.

Котроллёры проверяют сортность, комплектность, размеры, эксплуатационные свойства и цены товаров. Осуществляют упаковку и отпуск товаров покупателям, заполняют паспорта на приобретённые товары, консультируют покупателей.

Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. Эту категорию представляют рабочие, младший обслуживающий персонал, фасовщики, электромонтёры, техники и т.д.

Персонал предприятия ООО «Камелия» состоит из 52 человек. Торгово-оперативный персонал магазина состоит из 36 человек, что составляет 70% от общей численности персонала. Поскольку в последнее время значительно увеличили заработную плату, то у работников появился стимул к повышению эффективности своей деятельности, то есть использование трудовых ресурсов предприятия ООО «Камелия» можно охарактеризовать как эффективное.

Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения. В связи с этим важное значение имеет рациональное разделение труда работников магазина.

Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника торгового предприятия «Камелия».

Структура управления ООО «Камелия» позволяет оперативно доводить до персонала организации и осуществлять реализацию различных управленческих решений и идей. Также при существующей схеме управления сохраняется связь руководства с рядовыми сотрудниками предприятия и руководство может послеживать реакцию работников, принимать во внимание их предложения по тем или иным вопросам, связанным с деятельностью предприятия.

Планово-аналитическую работу на предприятии осуществляют директор и главный бухгалтер, они составляют комплексный план аналитической работы предприятия. Комплексный план составляется на один год. В нём кроме целей и задач анализа, перечисляются вопросы, которые должны быть исследованы на протяжении года, определяется время для изучения каждого вопроса, субъекты анализа. При разработке плана учитывается периодичность изучения важных проблемных вопросов.

Поставщики - важное звено в системе создания и распространения потребительской ценности каждого торгового предприятия. Они предоставляют предприятию ресурсы для продажи. Организация системы снабжения серьёзно влияет на деятельность предприятия.

Предприятие имеет два основных поставщика бытовой техники - это предприятие оптовик «Бирюса», предоставляющее холодильники «Бирюса» и оптовый склад бытовой техники «ДАРТС», обладающий достаточно полным ассортиментом бытовой техники.

Бытовую химию и парфюмерию поставляют три основных предприятия это: предприятия оптовой торговли «ИнТорг» и «Лартакс» и торговая база «Север».

Все из рассматриваемых поставщиков не обеспечивают фирме-закупщику рекламную поддержку в средствах массовой информации. Но обеспечивают сопутствующим рекламным материалом: плакатами, каталогами, буклетами, каталогами имеющихся моделей оборудования и т.д.

На основании данных о финансовом состоянии организации (приложение 1, 2) проанализируем эффективность хозяйствования исследуемого предприятия и дадим оценку основных показателей (табл. 2.1).

"right"> Таблица 2.1

Экономическая характеристика основных показателей деятельности предприятия ООО «Камелия» за 2010-2011 гг.

Показатели

Ед. измерения

2010 год

2011 год

Откло-нение,

(+, -)

Темп изменения, %

А

Б

1

2

3

4

1. Выручка от продажи товаров без НДС

Тыс. руб.

9901,7

10696,9

795,2

108,03

2. Торговая площадь

м2

380

380

0,0

100,0

3. Товарооборот на 1 м2 торговой площади

Тыс.руб./м2

26,06

28,15

2,09

108,02

4. Численность всего

Чел.

50

52

2

104

В т.ч. ТОП

Чел.

34

36

2

105,88

5. Производительность одного среднесписочного работника

Руб./чел.

198,03

205,71

7,68

103,88

В т.ч. ТОП

Руб./чел.

291,23

297,14

5,91

102,03

6. Валовая прибыль

Тыс. руб.

2881,4

3722,5

841,1

129,19

Уровень валовой прибыли (к выручке от продажи товаров без НДС)

%

29,1

34,8

5,7

119,59

7. Себестоимость продукции

Тыс. руб.

7020,3

6974,4

-45,9

99,35

Уровень себестоимости продукции (к выручке от продажи товаров без НДС)

%

70,89

65,2

-5,69

91,97

8. В т.ч. расходы на оплату труда

Тыс. руб.

1329,5

2094,2

764,7

157,52

Уровень расходов на оплату труда (к выручке от продажи товаров без НДС)

%

13,43

19,58

6,15

145,79

9. Среднемесячная оплата труда 1 работника

Тыс. руб.

2,22

3,36

1,14

151,35

10. Прибыль (убыток) от продаж

Тыс. руб.

2802,2

2856,1

53,9

101,92

Рентабельность продаж

%

28,3

26,7

-1,6

94,35

11. Доходы от участия в деятельности других предприятий

Тыс. руб.

106,4

481,4

375

452,44

12. Проценты к получению

Тыс. руб.

465,4

161

-304,4

34,59

13. Проценты к уплате

Тыс. руб.

418,8

310,2

-108,6

74,07

14. Прочие операционные доходы

Тыс. руб.

60

74,9

14,9

124,83

15. Прочие операционные расходы

Тыс. руб.

358,4

1134,4

776

316,52

16. Внереализационные доходы

Тыс. руб.

49,5

160,4

110,9

324,04

17. Внереализационные расходы

Тыс. руб.

171,5

64,2

-107,3

37,43

18. Прибыль (убыток) до налогообложения

Тыс. руб.

2534,8

2225

-309,8

87,78

Рентабельность предприятия

%

25,59

20,8

-4,79

81,25

19. Налог на прибыль и другие аналогичные платежи

Тыс. руб.

887,2

667,5

-219,7

75,24

20. Чрезвычайные доходы

Тыс. руб.

-

-

-

х

21. Чрезвычайные расходы

Тыс. руб.

-

-

-

х

22. Чистая прибыль

Тыс. руб.

1647,6

1557,5

-90,1

94,53

23. Рентабельность конечной деятельности

%

16,64

14,56

-2,08

87,5

Из таблицы 2.1 видно, что выручка от продажи товаров в отчетном году увеличилась на 8,03%, что на 795,2 тыс. руб. больше предыдущего года. Такая тенденция изменения выручки от реализации товаров обусловлена увеличением производительности труда торгово-оперативного персонала на 2,03%.

Общая численность работников за анализируемый период увеличилась на 2 человека и составила 52 человека, при этом численность работников торгово-оперативного персонала также увеличилась в отчетном году на 2 человек и составила 36. Таким образом, удельный вес работников торгово-оперативного персонала в общей численности работников в 2011 г. составил 70%.

В 2011 году отмечен рост фонда заработной платы на 57,52% или 764,7 тыс. руб. Валовая прибыль в 2011 г. составила 3722,5 тыс. руб., что на 29,19% или 841,1 тыс. руб. больше предыдущего года.

Анализируя данные таблицы 2.1 видно, что темп роста среднемесячной заработной платы (151,35%) работников предприятия ООО «Камелия» выше, чем темп роста производительности труда (103,88%), что негативно сказывается на деловой активности предприятия.

Положительное влияние на уровень чистой прибыли оказало уменьшение уровня себестоимости продукции на 8,03%, однако величина уровня себестоимости продукции в 2011 году по-прежнему остается высокой - 65,2%. Чистая прибыль на в 2011 году составила 1557,5 тыс. рублей, что на 5,47% меньше предыдущего года, в результате чего понизилась рентабельность конечной деятельности предприятия на 2,08%.

Отрицательное воздействие на уровень доходов предприятия оказало увеличение операционных расходов на 776 тыс. руб.

Далее в таблице 2.2 представлен анализ финансового состояния предприятия ООО «Камелия» за 2010-2011 гг.

"right">Таблица 2.2

Анализ финансового состояния предприятия

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

2010 г.

2011 г.

Откло-нение, (+, -)

Темп роста, %

А

Б

В

1

2

3

4

1

Выручка от реализации

Тыс. руб

9901,7

10696,9

795,2

108,03

2

Чистая прибыль

Тыс. руб

1647,6

1557,5

-90,1

94,53

3

Средняя стоимость имущества, в т. ч.

Тыс. руб

31346,95

32064,4

7172,45

102,29

4

Средняя стоимость внеоборотных активов

Тыс. руб

12846,65

12889

42,35

100,33

5

Средняя стоимость оборотных активов

Тыс. руб

18500,3

19175,4

675,1

103,65

6

Средняя величина собственного капитала

Тыс. руб

20220,85

20738,9

518,05

102,56

7

Средняя величина долгосрочных кредитов и займов

Тыс. руб

766,25

744,85

-21,4

97,21

8

Средняя величина обязательств краткосрочного характера

Тыс. руб

10720,51

10920,15

199,64

101,86

9

Оборачиваемость имущества (стр.1: стр.3)

Оборот

0,32

0,33

0,01

103,12

10

Долевое участие собственного капитала в формировании имущества (стр.6:стр.3100)

%

64,51

64,68

0,17

100,26

11

Рентабельность собственного капитала (стр.2:стр.6100)

%

8,15

7,51

-0,64

92,15

12

Текущая ликвидность активов (стр.5:стр.8)

1,73

1,76

0,03

101,73

Таким образом, из таблицы 2.2 видно, что в 2011 г. средняя стоимость имущества выросла на 2,28% и составила 32064,4 тыс. руб. Средняя величина собственного капитала в отчетном году составила 20738,9 тыс. руб., что на 518,05 тыс. руб. выше предыдущего.

Отрицательным моментом в работе предприятия является снижение уровня рентабельности собственного капитала на 0,64%. Это, прежде всего, обусловлено уменьшением в 2011 г. чистой прибыли на 5,47% или 90,1 тыс. рублей.

Коэффициент текущей ликвидности в 2011 г. повысился незначительно - на 0,03% и составил 1,76, что ниже его нормативного значения на 0,24.

Долевое участие собственного капитала в формировании имущества составило 64,68%, что считается достаточно высоким показателем.

По результатам проведенной работы, мы видим, что на предприятии ООО «Камелия», как и на многих других существуют свои недостатки в работе, финансово-хозяйственной деятельности, его финансовом состоянии.

Для эффективной работы предприятия необходим обязательный анализ, который, к сожалению не ведется. Поэтому рекомендовано проводить оперативный анализ на предприятии ООО «Камелия», который позволит вовремя принять меры по улучшению производственно-торговой деятельности предприятия.

Также, предприятию ООО «Камелия» следует разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования имеющихся активов за счет ускорения товарооборачиваемости, а также роста чистой прибыли и рентабельности предприятия. Необходимо дальнейшее увеличение собственного капитала за счет роста прибыли на производственные нужды.

Окончательный вывод по предприятию ООО «Камелия» можно сделать, только выполнив анализ финансовой устойчивости предприятия, который представлен в третьей части курсовой работы.