logo
Анализ и пути повышения конкурентоспособности ОАО "Макфа" на российском рынке

2.1 Общая характеристика рынка. Основные экономические показатели отрасли

Соломка, бантики, ракушки, звездочки, трубочки, рожки и перья... Макаронные изделия всегда были и остаются на столе российских потребителей в качестве быстрого и вкусного гарнира. Как показали результаты исследования, макаронные изделия - это продукт, который неизменно остается в рационе российских потребителей.

Отечественный рынок макарон в последнее время показывает невысокие темпа роста -- около 1 процента в год в объемном исчислении. Для сравнения: в 90-е годы прошлого столетия темпы роста рынка составляли 25--30 процентов в год. По данным ГК “Макфа”, в 2008 году объем производства “классических” макаронных изделий (без учета вермишели и лапши быстрого приготовления) составил около 900 тыс. тонн (более 450 млн. долларов в денежном выражении). Таким образом, среднестатистический объем потребления, опять же, “классических” макарон в России составляет чуть более 6 кг в год на душу населения. Если же брать во внимание и лапшу/вермишель быстрого приготовления, то этот показатель вырастает до 7,1 кг.

Сегодня сегменты фасованных и нефасованных макарон ведут себя по-разному. Объем потребления весовых макарон (наиболее дешевый сегмент) падает, а фасованных (средний и премиальный сегменты рынка) -- растет. Рынок макаронных изделий недостаточно консолидирован.

Масштаб конкуренции является международным, ведь «Макфа» поставляет свою продукцию не только в регионы Российской Федерации, но и в страны «ближнего» зарубежья (Латвия, Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Украина, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан) и дальнего зарубежья (Монголия, Германия).

В настоящее время в России насчитывается около 30 средних и крупных узкоспециализированных производителей макаронных изделий с объемом выпуска более 5 тыс. тонн в год. Кроме того, существует несколько сотен предприятий, которые выпускают макаронные изделия наряду с другим ассортиментным рядом продуктов питания. Их общая доля в производстве составляет менее 2%. При этом объем производства 10 крупнейших предприятий составляет более 70% рынка макаронных изделий.

Стадия экономического цикла отрасли - это насыщение, интенсивный рост этого сегмента закончился. И теперь многое зависит от маркетинговых стратегий, которые будут предпринимать компании-производители.

Вертикальная интеграция является смешанной. Крупнейшие компаний интегрированы назад - в собственные мукомольные предприятия - и вперед - в свои фирменные магазины, сюда относится и «Макфа». Небольшие компании заняты исключительно в производстве макаронных изделий.

В отрасли достаточно высокие барьеры для входа, необходим большой капитал для строительства нового предприятия минимально эффективного размера, не говоря уже о стоимости оборудования по производству макаронных изделий. Также, в период насыщения рынка, возникла жесткая конкуренция среди крупнейших производителей, а потребители отдают предпочтение уже проверенным маркам. Настолько “перегрета” и высоко конкурентна эта отрасль. Каждый час сотни автоматов на российских макаронных фабриках режут, фасуют и укладывают километры макаронных изделий. В объемах, значительно превышающих те, что требуются рынку. Как следствие -- крайне высокая стоимость входного “билета” на рынок. Более того, по мнению экспертов, все попытки новичков сегодня войти на рынок “с нуля”, ожидает провал. Все изменения, которые происходят последнее время на рынке, связаны с переходом уже существующих активов от одного собственника к другому, либо с их консолидацией у одного игрока, например как “Аркада-Интер” и АПК “Агрос”. Так что прогноз однозначен: при условии дальнейшей концентрации производства нынешними темпами через несколько лет в отрасли останется всего четыре--пять крупных производителей”. Некоторые же компании, которые недавно претендовали на лидерство, уже объявили о том, что они не прочь пересмотреть свое место на этом рынке и, возможно, уйти из этого бизнеса. Через три -- пять лет трудностей у игроков будет несравнимо больше, чем сейчас.

В области технологий инноваций, время от времени, происходят значительные изменения. Это проявляется появлением новых видов макаронных изделий с определенным вкусом, различными добавками, новыми формами, с использованием итальянских технологий и т.д.

На сегодняшний день в основном все предприятия выпускают макароны из твердых сортов пшеницы. Ассортимент макаронных изделий очень широк, в крупных магазинах и супермаркетах можно найти все виды этой продукции от спагетти, вермишели, обычных и фигурных макарон до макарон с начинкой, цветных макарон, макарон с добавлением других злаков. С учетом инноваций каждая фирма пытается скопировать какой-либо новый шаг, продукт, стратегию конкурентного предприятия, что и приводит к однообразию продукции.

Что касается производственных мощностей, необходимо вспомнить “золотой” период для макаронников - августовский кризис 1998-го, когда продукция, независимо от ее качества, раскупалась запуганными российскими покупателями мгновенно. Благодаря дефолту, выдавившему на время из РФ весь импорт, отечественным производителям удалось увеличить свою совокупную долю до 98%. За счет небольших затрат, относительной простоте технологий и небольшим срокам окупаемости, рентабельность макаронного бизнеса тогда достигала 70--80%. В результате ежегодного увеличения числа игроков в два--три раза объемы производства быстро превзошли объемы потребления. В итоге два года назад на рынок обрушился кризис перепроизводства -- около 30% отечественных производственных мощностей сегодня можно считать явно избыточными.

Говоря о прибыльности отрасли, то она является выше средней, благодаря этому рынок привлекает конкурентов, но как сказано было раннее, войти в отрасль не так уж и легко.

Перечисленные экономические характеристики отрасли имеют большое значение потому, что они оказывают значительное влияние на стратегию.