logo
Анализ и пути улучшения деятельности организации

1.2 Анализ методических подходов к оценке конкурентоспособности предприятия (КСП)

В современной экономике существует множество методических подходов к определению конкурентоспособности предприятия, что и предопределяет их неоднозначность. Оценка конкурентоспособности предприятия имеет большое значение, так как она позволяет выявить слабые и сильные стороны как свои, так и конкурента, провести детальный анализ результатов деятельности, а также финансовой устойчивости на данном рынке. Поэтому выбор методики определения конкурентоспособности - это серьезная задача, требующая детального рассмотрения всех существующих методов.

Принципиально все существующие методы определения и оценки уровня конкурентоспособности предприятия могут быть объединены в следующие шесть групп:

1. Методы, основанные на анализе сравнительных преимуществ;

2. Методы, базирующиеся на теории равновесия предприятия и отрасли.

3. Методы, построенные на теории эффективной конкуренции.

4. Методы, основанные на теории качества выполняемых работ.

5. Матричные методы оценки конкурентоспособности.

6. Интегральный метод.

Одним из наиболее распространенных методических подходов к анализу и оценке конкурентоспособности предприятия является исследование этой категории на базе теории международного разделения труда. В соответствии с этим подходом предпосылкой для завоевания отраслью или фирмой прочих конкурентных позиций является наличие сравнительных преимуществ, позволяющих обеспечить относительно более низкие издержки производства по сравнению с конкурирующей фирмой или отраслью.

В рамках теории сравнительных преимуществ используются также и другие критерии. К наиболее часто употребляемым относятся: объект и норма прибыли, объем продаж, доля на рынке. Более предпочтительным является использование в качестве критерия оценки показателя нормы прибыли и рентабельности.

Обычно оценка уровня конкурентоспособности предприятия производится путем сопоставления уровней одного из указанных показателей данной организации и аналогичного показателя организации - конкурента. Более высокий уровень этого показателя считается достаточным условием для того, чтобы оценить данную организацию как более конкурентоспособную.

Но такой метод определения конкурентоспособности не полностью отражает конкурентные позиции предприятий, так как не учитывает влияние показателей друг на друга, а также взаимодействие предприятия с окружающей средой. Также существенным недостатком данного метода является статичность получаемых оценок.

Заслуживает определенного внимания исследование и оценка уровня конкурентоспособности предприятия на базе теории равновесия предприятия и отрасли А. Маршала и теории факторов производства. В соответствии с этим подходом под равновесием понимается такое состояние, когда у предприятия отсутствуют стимулы для перехода в другое состояние.

Критерием конкурентоспособности в рамках этого методического подхода служит наличие у предприятия таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у конкурентов, производительностью.

В качестве анализируемых показателей обычно используются: процентные ставки по кредитам; относительная стоимость закупаемого оборудования; относительные ставки заработной платы; относительная стоимость материальных ресурсов.

Чем ниже показатели относительной стоимости факторов производства у конкретной организации в сравнении с конкурентами, тем прочнее считаются его конкурентные позиции и выше уровень конкурентоспособности.

Общим недостатком изложенного методического подхода является то, что он отражает в большей мере объективно сложившиеся внешние условия работы предприятия. Также этот метод имеет существенные ограничения в своем применении.

Рассматриваемый методический подход строится на основе теории, которая предполагает, что отрасли в результате своего развития должны прийти к состоянию равновесия, что не наблюдается даже в странах с развитой рыночной экономикой. Поэтому этот метод практически не применим и в условиях переходной экономики.

Отдельную группу составляют методы определения конкурентоспособности, построенные на базе теории эффективной конкуренции. Основным инструментом анализа конкурентоспособности становится сопоставление положения предприятий, входящих в отрасль, с конкурирующими предприятиями и со среднеотраслевыми показателями.

При таком подходе предметом анализа, как правило, выступают три главные группы показателей: эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятия; эффективность собственной производственной деятельности предприятия; финансовая устойчивость предприятия.

Для оценки конкурентоспособности производится сопоставление единичных и групповых показателей работы предприятия с соответствующими показателями конкурентов и среднеотраслевыми. На основе полученных таким образом соотношений показателей делаются определенные выводы о сравнительной конкурентоспособности объектов исследования.

К этой группе относится и технологический анализ, описанный ниже.

Исследование конкурентоспособности предприятия на базе теории качества выполняемых работ предполагает оценку уровня конкурентоспособности предприятия исходя из потребительской ценности дорожно-строительной продукции. При этом важнейшие параметры продукции анализируемой организации сопоставляются с соответствующими параметрами аналогичных услуг конкурента. Главным недостатком данного метода является то, что он практически не учитывает производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

Определенный интерес представляют матричные методы оценки уровня конкурентоспособности.

Их основным достоинством является то, что они позволяют исследовать развитие процессов конкуренции в динамике. Теоретической основой этих методов служит концепция жизненного цикла товара и технологии. На каждом жизненном этапе организация может реализовать продукт определенной технологии в тех или иных объектах, что объективно отражается в занимаемой доле на рынке и динамике продаж.

Матричные методы позволяют провести качественный анализ конкурентных позиций, однако экспертная оценка уровня каждого из входящих в группу показателей по трехбалльной шкале (высокий, средний и низкий уровень) без ранжирования исследуемых параметров по значимости представляется чрезмерно упрощенным подходом. Именно по этой причине матричные методы оценки конкурентоспособности вполне обоснованно критикуются рядом исследователей.

Комплексный подход к оценке конкурентоспособности предприятия реализуются посредством использования метода интегральной оценки, который является достаточно простым, наглядным и позволяет получить однозначные оценки конкурентных позиций организации.

Интегральный показатель уровня конкурентоспособности включает в себя два элемента: критерий, отражающий в динамике степень удовлетворения потребителя и временный критерий эффективности производства. Первый - показатель конкурентоспособности товаров, а применительно к отрасли - конкурентоспособность товарной массы. Он определяет отношение суммы потребных стоимостей всех товаров продуцента к стоимости потребления этих товаров.

Эффективность производственной деятельности конкурентов может быть охарактеризована с помощью второго критерия, являющегося относительным показателем эффективности у рассматриваемого продуцента и у соперника.

Существенным недостатком является то, что интегральный метод предполагает сравнение предприятий по товарной массе, а найти два или более предприятий, абсолютно идентичных по видам и структуре продукции, чрезвычайно сложно. Также интегральный метод не дает возможности для глубокого анализа и выявления резервов повышения конкурентоспособности.

В силу того конкурентоспособность предприятия оценивается по результатам его деятельности помимо вышеперечисленных методов необходимо рассмотреть методы анализа результатов деятельности предприятия.

Классификация методов анализа результатов деятельности предприятия представлена в табл. 1.1.

"right">Таблица 1.1

Методы анализа результатов деятельности дорожного предприятия

Методы анализа

Средство расчета

Позитивные качества

Недостатки

1

2

3

4

1. МЕТОДЫ, КОТОРЫЕ БАЗИРУЮТСЯ НА ЕДИНСТВЕННОМ ПОКАЗАТЕЛЕ

1.1 Использование одного абсолютного показателя:

- прибыли;

- рентабельности;

- себестоимости

Используется фактическое значение показателя, которое приравнивается к плановым или аналогичным значениям ближайших конкурентов

Простота расчетов и однозначность выводов

Не учитывает существующие взаимосвязи и зависимость одних показателей от других

1.2 Использование интегрального показателя:

-метод средней арифметической

Рассчитывается как простая средняя арифметическая всех показателей системы

Дает общую характеристику всем изменениям результатов деятельности

Теряет взаимосвязь и геометрические пропорции между взаимосвязанными показателями

- метод средней геометрической

Рассчитывается как простая средняя геометрическая всех показателей системы

Учитывает геометрические пропорции между показателями

Не учитывает весомости каждого показателя

- метод таксономии

Рассчитывается как синтетическая величина, которая отображает расстояние предприятия от условно-эталонного

Дает возможность проанализировать большое количество статистических единиц

Отображает лишь один критерий ЕР -положения на рынке

- метод рейтинговой оценки

Базируется на сравнении каждого параметра с аналогичным условно-эталонным предприятия

Учитывает весомость каждого показателя при оценке реальных достижений предприятия

Базируется на сумме значений показателей или их среднеквадратических отклонений

- метод радара

Рассчитывается как относительная площадь радара, построенного в оценочном кругу по набору показателей

По форме радара можно делать выводы о близости фактических результатов к эталону

Для анализа используются лишь равнозначные по весу показатели

- метод лексикографической оптимизации

Рассчитывается как произведение показателей с учетом степени весомости каждого из них

Позволяет математическим путем определить коэффициент весомости показателей

Требует одинаковой измеримости всех критериев

2. МЕТОДЫ, КОТОРЫЕ БАЗИРУЮТСЯ НА ОБОБЩЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ СРАВНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

- метод динамического сравнения

Реализуется путем сравнения фактических значений показателей отчетного и предыдущего периодов

Дает характеристику и определяет зависимость изменения разных показателей от времени

Характеризует лишь критерии прибыльности. продуктивности и экономичности

- метод группирования

Выделяет однородные группы предприятий по общим признакам

Дает характеристику типичным представителям групп

Не учитывает нетипичные изменения показателей в разных группах

- методы математической статистики

Определяются разными методами в зависимости от избранной модели

Позволяют определять уравнения зависимости показателей

Необходимо наличие функциональной зависимости между показателями

- матричный метод

Отображает сочетание всех показателей избранной системы в индексной матрице

Носит комплексный характер отображает все критерии ЕР

Не дает однозначной оценки экономической результативности деятельности предприятия

Формулы расчета по каждому из методов, представленных в табл. 2.1, в данном проекте из-за ограниченности объема пояснительной записки не представлены, однако они представлены в графическом материале к дипломному проекту. Таким образом вышеприведенный анализ показал, что среди всех существующих методов измерения результатов деятельности для анализа конкурентоспособности наиболее совершенным является матричный метод. Он позволяет на базе показателей бухгалтерской отчетности охватить все стороны деятельности. Но количественная оценка результативности на базе матричного метода одним числом невозможна. Для этого необходимо обобщение всех показателей хозяйственной деятельности, которые входят в полносистемную совокупность матричной модели [29-31].

Построение интегрального показателя возможно лишь при небольшом количестве составных элементов. При оценке КСП это должны быть ее критерии. Тогда появляется вопрос о количественной оценке каждой стороны КСП. Таким образом, необходимо избрать такие методы, которые бы позволили полносистемно и комплексно измерять КСП, обобщить показатели, что ее определяют и построить интегральный показатель ее оценки.

Для оптимального выбора таких методов были сформулированы следующие требования:

1. Для измерения КСП:

- специфичность. Учет особенностей деятельности дорожного предприятия и специфики дорожной продукции;

- универсальность. Возможность нетрудоемкого отображения всех критериев КСП;

- широта. Необходимость охватывания системой показателей всех сторон деятельности предприятия;

- лаконичность. Количество показателей должно быть оптимальным;

- доступность. Исходная информация для расчета показателей или сами показатели должны находить свое отображение в бухгалтерской отчетности;

- полносистемность. Необходимость учета всех взаимосвязей между показателями.

2. Для обобщения показателей, которые характеризуют КСП:

- теоретическая обоснованность. Обобщение должно иметь экономическое содержание;

- пропорциональность. Сохранение пропорциональной зависимости между показателями и темпами их роста;

- системность. Охватывание всей системы показателей.

3. Для построения интегрального показателя оценки КСП:

- информативность. Отображение всех сторон КСП;

- весомость. Учет весомости сторон КСП;

- легкая интерпретация. Возможность легко интерпретировать интегральный показатель;

- выявление слабых сторон. Возможность выявления недостатков в обеспечении КСП;

- одинаковая измеримость. Необходимость обеспечения одинаковой измеримости составных элементов интегрального показателя.

В табл. 1.2-1.4 представлена проверка соответствия методов определенным требованиям.

"right">Таблица 1.2

Соответствие методов измерения результатов деятельности требованиям

Требования

Специфичность

Универ-сальность

Широта

Доступ-ность

Локанич-ность

Полносистем-ность

Количество совпадений

Ранг

Методы

n

%

1. Метод динамического сравнения

+

-

+

+

-

-

3

50,0

3

2. Метод пространственного сравнения

+

-

+

+

-

-

3

50,0

3

3. Метод группирования

+

-

-

-

+

-

2

33,3

4

4. Методы математической статистики

+

-

+

+

+

+

5

83,3

2

5. Матричный метод

+

+

+

+

+

+

6

100

1

Количество мето-дов, которые отве-чают требованию

5

1

4

4

3

2

-

-

-

Таким образом, для измерения КСП наиболее совершенным является матричный метод, который отвечает всем определенным требованиям. Менее всего методов, среди определенных раньше, которые способны удовлетворить требование, которое определяет необходимость учета всех составляющих КСП. Матричный метод устраняет этот недостаток путем использования разной базы сравнения и построения индексных матриц, которые отображают все критерии результативности.

"right">Таблица 1.3

Соответствие методов обобщения результатов деятельности требованиям

Требования

Теоретическая обоснованность

Пропорциональность

Системность

Количество совпадений

Ранг

Методы

n

%

1. Метод средней арифметической

+

-

+

2

66,3

2

2. Метод средней геометрической

+

+

+

3

100

1

Количество методов, которые отвечают требованию

2

1

2

-

-

-

Таким образом, для обобщения показателей, которые характеризуют КСП больше всего подходит метод средней геометрической. К тому же, целесообразность использования именно этого метода доказана условием корректности.

Таким образом, для построения интегрального показателя оценки КСП целесообразно использовать метод лексикографической оптимизации, который удовлетворяет всем определенным требованиям.

Результаты сравнения методов подтвердили необходимость использования матричного метода для измерения КСП.

"right">Таблица 1.4

Соответствие методов количественной оценки результатов деятельности требованиям

Требования

Информа-тивность

Весомость

Легкая интерпретация

Выявленная слабость сторон

Одинаковая измеримость

Количество совпадений

Ранг

Методы

n

%

1. Метод средней арифметической

+

-

-

-

+

2

40,0

3

2. Метод средней геометрической

+

-

-

-

+

2

40,0

3

3. Метод таксономии

-

-

+

-

+

2

40,0

3

4. Метод радара

-

-

+

-

-

1

20,0

4

5. Метод рейтинговой оценки

+

+

+

-

+

4

80,0

2

6. Метод лексикографической оптимизации

+

+

+

+

+

5

100

1

Количество методов, которые отвечают требованию

4

2

4

1

5

-

-

-

Обобщение всех показателей матричной модели можно осуществить, разбив всю совокупность показателей матрицы на содержательные группы и усредняя их оценки по методу средней геометрической. Совместить обобщающие оценки каждой группы в количественную оценку групп показателей КСП можно используя метод лексикографической оптимизации:

, (1.1)

где KКСП - оценочный коэффициент КСП;

Ii - обобщающая оценка i-той группы показателей матрицы КСП;

Рi - весомость i-той группы показателей матрицы КСП.

Для реализации этой оценки необходимо избрать такую систему показателей, которая бы охватила все стороны деятельности предприятия, отвечала всем составляющим КСП и находила отображение в бухгалтерской отчетности. К тому же, система показателей должна отвечать всем требованиям измерения КСП.

Однако необходимо отметить, что лишь при правильном выборе информационной базы анализа и оценки КСП выбранные методы могут быть реализованы в полной мере. Для выбора информационной базы необходимо провести анализ результатов деятельности филиала «Меловской райавтодор» и априорный анализ факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность работы дорожного предприятия.