logo
Анализ и разработка мероприятий по усовершенствованию внешнеэкономической деятельности предприятия

1.1 Концепция внешнеэкономической деятельности Украины

Вне всяких сомнений внешняя политика любого правительства, и прежде всего, его внешнеэкономическая политика, должна защищать интересы социально-экономического развития собственной страны. Принцип рационального соотношения централизованных и децентрализованных подходов в процессе выработки, принятия и реализации управленческих -решений как на микро-, так и на макроуровнях. Соотношение этих двух начал в процессе социально-экономического развития должно быть весьма динамичным. На макроуровне соотношение централизованного и децентрализованного подходов определяется прежде всего степенью вмешательства государства в управление социально-экономическим развитием страны. Мировой опыт в этой области свидетельствует о том, что в периоды экономических трудностей регулирующая и контролирующая роль соответствующих государственных структур власти, как правило, усиливается.

Так было в годы великой депрессии в США, в Германии после окончания мировой войны, а также в ряде европейских стран, где государственные структуры, национальные банки занимали такие же позиции в отношении государственного контроля над развитием экономической ситуации. Однако в период подъема экономики, динамичного ее развития роль государства в контроле над экономикой, как правило, ослабевает. На микроуровне, в процессе управления предприятием, объединением, фирмой, любой другой хозяйственной организацией, к какой бы форме собственности они ни принадлежали, достижение наиболее рационального соотношения этих двух начал - централизованного и децентрализованного -имеет огромное, а порой определяющее значение, для их успешной деятельности (это особенно важно для крупных фирм, концернов, ТНК, ассоциаций, конгломератов, холдингов, банковских объединений, финансово-промышленных компаний).

Наиболее ярким примером эффективного использования этого принципа может служить организация деятельности крупнейших транснациональных корпораций. В Концепции внешнеэкономической деятельности Украины декларируется несколько основных принципов:

- экспорт должен быть доведен до 45-50% от валового национального продукта, достижение такого уровня позволит сбалансировать внешнюю торговлю;

- гарантии свобод внешнеэкономической деятельности, юридическое равноправие всех субъектов ВЭД и верховенство закона.

Для реализации первого принципа необходимо создать условия для конкуренции украинских товаров на внешнем рынке. Однако, без вступления Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО, до 1994 года - ГАТТ) это практически невозможно. В настоящее время в ВТО входит 144 страны, их внешнеторговый оборот составил 94% от мирового. Для реализации членства есть определенные подвижки, возможно в ближайшем будущем Украина станет членом ВТО.

Иначе обстоит с членством в Европейском Союзе, здесь для получения статуса ассоциированного члена ЕС уйдет лет десять. При этом убытки Украины только по демпинговым штрафным санкциям (главным образом из-за не членства в ВТО) составили 5 млрд. долл. США. Много Потерь приносил бартер, в стоимостном отношении товарообменные операции, например, в 1997 году составили более 55% от всех сделок. Однако в результате принятых государством мер, в настоящее время доля бартера значительно снижена. Ситуация усугублялась тем, что многие украинские производители меняют высоколиквидную продукцию (металл, продукцию химической промышленности и т.п.) на товары широкого потребления первой необходимости (продукты питания, спиртное, табачные изделия и т.п.). Поэтому либерализация внешнеэкономической деятельности шаг прогрессивный, но при том условии, если реализацией на экспорт занимается производитель продукции.

В стратегии экономического роста важное место принадлежит повышению эффективности внешнеэкономической политики, которая должна быть направлена на укрепление позиций Украины в мировой торговле и обеспечивать выход на новые рынки. Одним из способов достижения этой цели является диверсификация внешнеэкономической деятельности, которая может стать механизмом стимулирования дальнейших структурных преобразований в экономике, качественной перестройки всей системы внешних экономических связей. Весь опыт индустриальных государств показывает, что основным каналом поступления валюты в страну является создание мощного экспортного сектора в национальной экономике. Предпосылки для выпуска в Украине конкурентоспособной на мировых рынках продукции есть. Имеется несколько приоритетных направлений, которые могли бы составить основу, ядро экспортного сектора экономики Украины, прежде всего это высокотехнологические наукоемкие отрасли машиностроения (станки, самолеты, приборы, бытовая техника и др.), порошковая металлургия, сверхтвердые материалы, керамика, электросварочное производство.

Техника и технология в данных и некоторых других отраслях достигают мирового уровня, что значительно облегчает поиск собственной ниши на мировых товарных рынках. Вторую группу приоритетных отраслей может составить агропромышленный комплекс. Патентно-лицензионная торговля "ноу-хау", инжиниринг, разнообразные услуги, особенно туризм, могут составить третье приоритетное направление при формировании валютного фонда Украины.

При условии создания надлежащей производительной, социальной и внешнеэкономической инфраструктуры субъекты внешнеэкономических связей могут реально и стабильно подключиться к этому по наиболее динамичным и выгодным позициям мировой торговли. Добывающие и металлургические отрасли могли бы составить четвертый приоритетный блок экспортного сектора: цветные металлы, уран, уголь, сталь и прокат пользуются устойчивым спросом на мировых рынках и способны при кардинальной реконструкции металлургических заводов, рудников, шахт существенно усилить экспортный потенциал Украины (17.01.02 ВР приняла ЗУ «О дальнейшем развитии ГМК»).

Наконец, пятое приоритетное направление связано с чрезвычайно выгодным географическим положением Украины. Транзитные перевозки, транспортировки сырья по имеющимся нефте- и газопроводам, а также электроэнергии из евроазиатской части на запад и с севера на юг Европы и далее на Ближний Восток, вплоть до африканского континента - могут составить важнейший источник валютных поступлений в государственную казну. Это потребует серьезных преобразований в транспорте, подъема его уровня до мировых стандартов. Как показывают экспертные оценки, отдача от экспортного сектора начнется не сразу. Нужен определенный временной лаг для наращивания соответствующих мощностей и производства, способных выдержать острую конкуренцию на мировых рынках товаров и услуг.

Диверсификация экспорта обуславливает формирование его эффективности и оптимальной структуры, расширение ассортимента товаров, постепенное увеличение части высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степени обработки, а также освоения украинскими производителями и экспортёрами новых рынков товаров, технологий, капиталов и услуг.

Диверсификация импорта предполагает резкое уменьшение зависимости от импорта важных факторов производства (энергоносителей и стратегических видов сырья) и разнообразие источников поставки этих компонентов, а также создание в Украине импортозамещающих производств на основе новейших передовых технологий.

Это способствует развитию внешнеторговой инфраструктуры (информационной, законодательной, маркетинговой, организационной, трейдерской, биржевой, выставочной, рекламной и т.п.), разнообразить источники финансирования в условиях конкурентной борьбы на международных ранках. От дальнейшего решения проблемы диверсификации внешнеэкономической деятельности непосредственно будет зависеть будущее Украины как независимого государства, равноправной участницы мировых хозяйственных связей.

Этот процесс охватывает четыре этапа, каждый из которых имеет свои специфические особенности:

На первом этапе - 1996-1998 гг. - основной задачей было увеличение объемов экспорта и снижение объемов импорта, т.е. стремление достичь положительного сальдо внешней торговли. При этом - не потерять достаточно сузившиеся рынки сбыта. По оценкам Минэкономики, признаки стабилизации были достигнуты к концу 1995 года; вначале уменьшение отрицательного сальдо, а к концу этапа - сбалансировать торговлю. Это, возможно, достичь путем усовершенствования структуры внешней торговли в товарном, географическом и других аспектах, увеличения группы высоколиквидных товаров за счет более высокой степени переработки отдельных видов сырья, применения высоких технологий и производства конкурентоспособной продукции. Географический аспект связан с экономической безопасностью государства.

Второй этап - 1999-2000: обеспечение вхождения Украины в систему международного разделения труда, что обеспечило поддержку на необходимом уровне внешнеторгового баланса, путем наращивания его экспортной части с одновременным уменьшением объемов импорта. Этот этап дал возможность накопить необходимые материальные и финансовые ресурсы для проведения структурных преобразований в экспортно-ориентированных отраслях. Наряду с этим на первом этапе диверсификации внешняя торговля постепенно стала ориентироваться на уменьшение экспорта отдельных видов продукции химической промышленности и черной металлургии путем осуществления мер, ориентированных на обновление спроса внутреннего рынка.

Учитывая то, что определяющая роль черной металлургии в экспорте будет сохраняться, в металлургической отрасли будет происходить переход от экспорта низкосортных видов проката черных металлов к экспорту высококачественной легированной стали.

Третий этап - 2000-2005 годы характеризуется взаимосвязанными со структурной перестройкой экономики совершенствованием структуры внешнеэкономических связей в товарном (со значительным увеличением доли машиностроительной и высокотехнологической продукции в структуре экспорта), инвестиционном, геополитическом аспектах.

Четвертый этап- 2006-2010 годы будет отмечаться интенсивным развитием всех сфер производств на базе принципиально новой структуры промышленного производства и структуры внешней торговли направленной на развитие новых рынков для украинской продукции, продвижения высокотехнологичных и конкурентоспособных товаров. Подлежат реализации задачи диверсификации наукоемких отраслей экономики, что станет главным фактором развития экспорта. Это относится к электронике, производству, средств автоматизации, принципиально новых материалов (с заданными свойствами), а также технологичных средств их изготовления и обработки, биотехнологии и ее продукции и т.п.

Такая направленность позволит максимально сократить экспорт продукции, производство которой наносит вред окружающей среде.

Полностью завершается переход на законодательное регулирование экспорта и импорта, которое будет отвечать общепринятым в мире нормам и стандартам. Украина получит членство в ведущих торговых организациях и группировках мира. Реализация поэтапной стратегии диверсификации позволит провести качественные преобразования в экономике в направлении внедрения ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, что обеспечит значительную экономию топливно-энергетических ресурсов.

При этом, на завершении предполагаемого периода энергетические ресурсы будут поступать практически с шести рынков мира.

Достаточное место в концепции уделено региональной экономической политике. Особое место занимает Россия и другие страны СНГ, а также страны Балтии. По экспертным оценкам из этих же стран ожидаются инвестиционные проекты. В дальнейшей перспективе - страны ЕС, что позволит увеличить торговый оборот, получить технологии и инвестиции. Особо в концепции учтены интересы Украины в развитии взаимоотношений со странами «Большой семерки» и со странами Центральной Европы (бывшие члены СЭВ). Определенное внимание - к странам Причерноморья: Турция, Греция, Болгария, Румыния на основе функционирования Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС).

Динамично развиваются торговые отношения со странами Персидского залива, где особое место занимают Объединенные Арабские Эмираты. В Азии лидирующее место занимает Китай. Зарубежные эксперты оценивают экспортный потенциал как достаточно высокий.