logo
История, перспективы развития и реформирование естественных монополий в России

1.2 Понятие и причины возникновения естественных монополий

естественная монополия реформирование

Существует множество определений естественной монополии. Мы остановимся на двух, чтобы более полно охарактеризовать это экономическое понятие.

Естественная монополия - сфера производства или отрасль народного хозяйства, характер производства в которой обеспечивает столь высокую экономию за счет роста его масштабов, что продукт (услуга) могут быть произведены одним предприятием при более низких затратах, чем если бы его изготовлением занималось множество предприятий /22, с.54/.

Естественная монополия - это такое состояние определённого рынка, при котором определённого рода товар (услуга) или их серия выпускаются только одним продавцом в силу того, что наличие двух или более продавцов на данном рынке, представляющих аналогичный товар, невозможно или экономически (социально) неоправданно по причинам объективного (естественного) характера /17, с.427/.

В данных определениях естественная монополия рассматривается с разных позиций, которые равноправны между собой.

Представление о естественных монополиях, связанное с экономией масштаба, сформировалось в западной экономической науке в 40-е гг. XX в., прочно вошло в фундаментальные учебники по теории естественных монополий и не подвергалось сомнению на протяжении многих десятилетий. При наличии экономии от масштаба производства у фирмы является нисходящей. Источник экономии - постоянные издержки, которые в естественно-монопольных отраслях очень велики. С увеличением объема выпуска они распределяются на большее количество товара и, следовательно, средние издержки снижаются.

Согласно теории, отраслевой рынок можно отнести к сфере естественной монополии только тогда, когда для любых допустимых объемов выпусков, на которые имеется спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, минимальна в том случае, когда отрасль состоит из одной - единственной фирмы.

Причинами возникновения и существования естественной монополии могут быть /6, с.3/:

· особенности технологии, обладающей положительным эффектом масштаба при любом объеме выпуска;

· экономия на разнообразии у многопродуктовой фирмы, выпускающей различную продукцию на одних и тех же производственных мощностях;

· недостаточная ёмкость рынка, не обеспечивающая даже минимально эффективный выпуск продукции.

Главной причиной совокупности факторов является то, что размер предприятия может быть оптимальным лишь при очень крупных единовременных вложениях капитала. Ограничения в этом случае создают особенности технологии производства, позволяющие варьировать масштаб производства в соответствии с размерами рынка /6, с.3/.

1.3 Потенциальные сферы существования естественных монополий

Признаки естественной монополии

Попытка сформулировать признаки естественной монополии приводит к необходимости эмпирически установить перечень потенциальных сфер существования естественных монополий. Ориентировочно естественные монополии формируются в следующих сегментах рынка /17, с.426/:

1) крупномасштабные предприятия, монопольное положение которых обусловлено высокими экономическими барьерами;

2) территориально отдаленные локальные рынки товаров (услуг) с неэластичным спросом, на которых конкуренция нерациональна;

3) монополия производителя, основанная на использовании уникального ресурса;

4) монополии, лидирующие на тех или иных направлениях современного научно-технического прогресса;

5) монополия федеральных (региональных, муниципальных) органов власти на те или иные продукты (услуги) с неэластичным спросом, которые составляют неотъемлемую часть любого потребительского набора;

6) монополия, приобретенная на рынке контрактов.

Все приведенные сферы характеризуются определенной, в частности экономической, спецификой.

К основным признакам естественных монополий относятся /1, с.275/:

1) резко выраженная экономия на масштабах производства и сбыта в длительном периоде: снижение затрат на производство и сбыт с увеличением объема производства, а также экономия от разнообразия или экономия от охвата производства;

2) свойство субаддитивности издержек. Функция издержек обладает свойствами естественной монополии, если фирма с этой функцией имеет более низкие издержки, чем, если бы общий выпуск был распределен между двумя или более фирмами (это и именуют субаддитивностью издержек);

3) экономическая эффективность естественной монополии. При этом под эффективностью структуры рынка понимается эффективное число фирм на рынке (в случае монополии оно равно единице);

4) высокие барьеры входа на рынок. Постоянные издержки столь высоки, что создание подобной параллельной системы вряд ли окупится;

5) низкая эластичность спроса. Спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции, поскольку продукция, производимая субъектами естественных монополий, не может быть заменена в потреблении другими товарами;

6) сетевой характер организации рынка. Наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, в том числе организованной сети, требует диспетчирования из единого центра в реальном масштабе времени.

К естественным монополиям обычно относят производство, транспортировку и распределение электрической и тепловой энергии, газа, нефти, железнодорожный транспорт, телефонную связь. Локальные естественные монополии это услуги водопроводно-канализационного хозяйства, почтовой связи, морских, речных и авиапортов, городской пассажирский и электрический транспорт, метрополитен /1, с.275/.