logo
Анализ и реинжиниринг бизнес-процесса – производство и продажа мебели на заказ

5. Построение объектной модели существующего бизнес-процесса

Объектная модель существующего бизнеса показывает как, и за счет чего реализуются прецеденты. Данная модель раскрывает внутреннее устройство бизнеса, а именно: какие виды ресурсов используются для реализации прецедентов и каким образом они взаимодействуют. Описание объектной модели базируется на понятии "объект". Объекты представляют участников процессов и различного рода сущности (готовая продукция, заказ и т.д.).

Интерфейсные объекты, исследуемого бизнес-процесса:

1. Менеджер по работе с клиентами. Атрибуты: ФИО, должность, заработная плата. Обязанности: взаимодействует с клиентами, оформляет заказы, принимает оплату от клиентов за заказы.

2. Материально-ответственный кладовщик. Атрибуты: ФИО, должность, заработная плата. Обязанности: взаимодействие с поставщиками, принимает материалы и подписывает счет-фактуру.

3. Водитель-экспедитор. Атрибуты: ФИО, должность, заработная плата. Обязанности: доставка готового изделия клиенту.

Управляющие объекты, исследуемого бизнес-процесса:

1. Проектировщик. Атрибуты: ФИО, должность, заработная плата. Обязанности: проектирование изделия, управление исполнением проекта, контроль.

2. Оператор автоматизированного учета. Атрибуты: ФИО, должность, заработная плата. Обязанности: ведение автоматизированного учета, работа с базой данных.

3. Мебельный мастер (Сборщик). Атрибуты: ФИО, должность, заработная плата. Обязанности: изготовление продукта в соответствии с проектом.

Объекты-сущности, исследуемого бизнес-процесса:

1. Чек - документ, выдаваемый по факту оплаты заказа.

2. Каталог - документ отражающий ассортимент выпускаемой продукции.

3. Бланк заказа - документ, в который входит номер заказа, дата заказа, информация о клиенте, выбранный тип, эскиз изделия, пожелания клиента.

4. Проект изделия - проект заказанной мебели.

5. Заявка на материалы - документ, характеризующий необходимые материалы и их объемы.

6. База данных - программа, позволяющая вести материальный учет в фирме.

7. Материалы - необходимы для производства заказного изделия.

8. Счет-фактура - документ, подписываемый по факту отгрузки материалов.

9. Готовое изделие - результат производства, характеризуется принадлежностью к какому-либо заказу.

В таблице 5.1 приведено описание взаимосвязи объектов друг с другом.

Таблица 5.1 Описание взаимодействия объектов друг с другом

№ п/п

Объекты связи

Вид связи

Содержание связи

1

Клиент - Менеджер по работе с клиентами

отношение коммуникации

Клиент обращается к менеджеру для оформления заказа на изготовление мебели

2

Менеджер - Клиент

отношение коммуникации

Менеджер предоставляет клиенту каталог возможных эскизов изделий

3

Клиент - Каталог

отношение использования

Клиент выбирает подходящий эскиз

4

Клиент - Менеджер

отношение коммуникации

Клиент выказывает свой выбор и пожелания

5

Менеджер - Клиент

отношение коммуникации

Менеджер объясняет условия и сроки

6

Клиент - Менеджер

отношение коммуникации

Клиент оплачивает заказ

7

Менеджер - Чек

отношение использования

Менеджер печатает чек

8

Менеджер - Клиент

отношение коммуникации

Менеджер отдает клиенту чек

9

Менеджер - Бланк заказа

отношение использования

Менеджер формирует бланк заказа

10

Менеджер - Проектировщик

отношение коммуникации

Менеджер относит бланк заказа проектировщику в проектный отдел

11

Проектировщик - Бланк заказа

отношение использования

Проектировщик принимает бланк заказа

12

Проектировщик - Проект изделия

отношение использования

Проектировщик разрабатывает проект

13

Проектировщик - Проект изделия

отношение использования

Проектировщик оценивает проект

14

Проектировщик - Заявка на материалы

отношение использования

Проектировщик формирует заявку на материалы

15

Проектировщик - Оператор автоматизированного учета

отношение коммуникации

Проектировщик передает оператору автоматизированного учета заявку на материалы

16

Оператор автоматизированного учета - Заявка на материалы

отношение использования

Оператор автоматизированного учета принимает заявку на материалы

17

Оператор автоматизированного учета - База данных

отношение использования

Оператор автоматизированного учета сверяет наличие необходимых материалов с имеющимися материалами

18

Материально-ответственный кладовщик - Поставщики

отношение коммуникации

Материально-ответственный кладовщик заказывает необходимые материалы у поставщиков

19

Поставщики - Материально-ответственный кладовщик

отношение коммуникации

Доставка материалов

20

Материально-ответственный кладовщик - Материалы

отношение использования

Прием материалов

21

Материально-ответственный кладовщик - Счет-фактура

отношение использования

Подписывает счет-фактуру

22

Материально-ответственный кладовщик - Сборщик

отношение коммуникации

Сообщение о наличии материалов на складе

23

Проектировщик - Сборщик

отношение коммуникации

Передача проекта изделия сборщику

24

Сборщик - Проект изделия

отношение использования

Сборщик мебели получает и изучает проект изделия

25

Сборщик - Готовое изделие

отношение использования

Сборщик изготавливает изделие

26

Сборщик - Проектировщик

отношение коммуникации

Сборщик зовет проектировщика для контроля качества изделия

27

Проектировщик - Готовое изделие

отношение использования

Контроль качества изделия

28

Проектировщик - Сборщик

отношение коммуникации

Проектировщик говорит оценку качества изделия

29

Сборщик - Готовое изделие

отношение использования

Исправление дефектов в готовом изделии

30

Сборщик - Водитель-экспедитор

отношение коммуникации

Передача бланка заказа и готового изделия водителю-экспедитору

31

Водитель-экспедитор - Клиент

отношение коммуникации

Передача готового изделия

Примечание: В случае если необходимые материалы имеются на складе, то пункты 18, 19, 20, 21 данной таблицы пропускаются.

Динамическая модель взаимодействия подразделений и заказчика, в прецеденте «Продажа заказного продукта» изображена на рисунке 5.1. Динамическая модель взаимодействия подразделения, сотрудника и заказчика, в прецеденте «Оформление заказа» изображена на рисунке 5.2. Динамическая модель взаимодействия подразделения, сотрудников и заказчика, в прецеденте «Проектирование» изображена на рисунке 5.3. Динамическая модель взаимодействия сотрудников, в прецеденте «Изготовление» изображена на рисунке 5.4.

Рисунок 5.1 Диаграмма последовательности прецедента «Продажа заказного продукта»

Рисунок 5.2 Диаграмма последовательности прецедента «Оформление заказа»

Рисунок 5.3 Диаграмма последовательности прецедента «Проектирование»

Рисунок 5.4 Диаграмма последовательности прецедента «Изготовление»