logo
Анализ и совершенствование административно-правового регулирования государственного прогнозирования экономического и социального развития

3.2 Прогноз экономического и социального развития в стране

Рассмотрим прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, а также с учетом итогов социально-экономического развития Российской Федерации за январь - август 2014 года. При подготовке документа учтены прогнозные данные федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Банка России. [20, стр. 141]

Таблица 1 - Основные показатели развития экономики в 2013-2017 годах (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Показатели

2013 г.

Прогноз (вариант 2а)

2014 г. (оценка)

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, в %

113,3

111-112

109-110

107-108

105-107

Валовой внутренний продукт (далее - ВВП)

105,6

91,5

101,6

103,0

104,3

Индекс промышленного производства

102,1

88,6

101,9

102,6

104,4

Производство продукции сельского хозяйства

110,8

99,3

102,4

102,7

102,5

Инвестиции в основной капитал

109,8

80

101

107,2

110,4

Реальные располагаемые денежные доходы населения

102,9

95,9

100,4

102,8

104,0

Реальная заработная плата

111,5

95,4

99,4

102,4

103,1

Оборот розничной торговли

113,5

94

101,5

103,4

103,8

Экспорт товаров, млрд. долларов США

471,6

285,0

306,6

316,5

328,8

Импорт товаров, млрд. долларов США

291,9

190,3

199,6

214,7

231,4

Разработка прогноза осуществлялась по двум базовым вариантам (1а и 2а) и одному дополнительному варианту (2b). В качестве основы для разработки проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов взят умеренно оптимистический вариант (2а).

Базовые варианты прогноза 1а и 2а учитывают консервативную оценку развития внешних условий и, прежде всего, умеренно низкую динамику цен на нефть марки «Urals» (58 - в 2015 году, 59 - в 2016 году и 60 долларов США за баррель - в 2017 году). В 2015 году сценарии отличаются, прежде всего, стоимостью и доступностью кредитных ресурсов, которые во многом определяют различные уровни потребительской и инвестиционной активности, а также перспективами изменения эффективности и конкурентоспособности экономики. В 2016-2017 годах основные различия сценариев заключаются в подходах к модернизации экономики и политике «выхода из кризиса», включая ее бюджетные и монетарные параметры. Консервативный сценарий (1a) предполагает стагнацию экономики вследствие сжатия государственного спроса по мере завершения антикризисных программ, продолжающейся стагнации банковского кредитования вплоть до 2016-2017 годов при невысоком уровне инвестирования в инфраструктурных отраслях. В условиях действия указанных факторов рост ВВП составит 100,9% в 2015 году, 101,1% в 2016 году, 103,1% в 2017 году. Умеренно-оптимистичный сценарий (2а) предусматривает оживление в экономике вследствие роста реального объема кредитования, повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса. Умеренный рост кредитования в реальном выражении возобновляется уже в 2015 году, что способствует как более активному восстановлению потребительского спроса, так и модернизации предприятий. В 2016-2017 годах реализуется комплекс программ и преобразований, направленных на значительное повышение эффективности здравоохранения, образования, сферы науки и технологий, развитие транспортной инфраструктуры. Наряду с рационализацией системы бюджетных учреждений после 2015 года предполагается повышение уровня заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции. Рост ВВП составит 101,6% в 2015 году, 103% и 104,3% в последующие годы. Дополнительный нефтяной сценарий (2b) предполагает оживление в экономике, опирающееся на рост цен на нефть и более интенсивное оживление в мировой экономике. Вариант 2b предполагает умеренно растущие цены на нефть, что в большей степени отражает прогноз мировых банков и профессиональных агентств. Нефть марки «Urals» будет стоить 68 в 2015 году, 74 в 2016 году и 81 доллар США в 2017 году. В этих условиях рост ВВП может превысить темпы развития в соответствии с базовым бюджетным вариантом прогноза на 0,6-1,4 процентных пункта.

Таблица 2 - Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014-2017 годы

Показатели

2014

2015

2016

2017

Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр.

57

58

59

60

2b

68

74

81

Валовой внутренний продукт, темп роста %

91,5

100,9

101,1

103,1

101,6

103,0

104,3

2b

103,0

103,6

104,9

Промышленность, %

88,6

100,9

101,5

103,0

101,9

102,6

104,4

2b

103,3

103,8

104,9

Инвестиции в основной капитал, %

80,0

99,6

103,6

108,6

101,0

107,2

110,4

2b

104,5

109,5

112,0

Реальная заработная плата, %

95,4

98,9

100,3

101,6

99,4

102,4

103,1

2b

100,0

102,7

103,5

Оборот розничной торговли, %

94,0

100,4

101,6

103,0

101,5

103,4

103,8

2b

103,3

104,0

105,0

Экспорт, всего млрд. долларов США

285,0

303,6

312,3

322,7

306,6

316,5

328,8

2b

342,6

379,2

418,9

Импорт, всего млрд. дол. США

190,3

197,2

206,6

219,7

199,6

214,7

231,4

2b

215,1

245,9

283,1

Приоритетами социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2015-2017 годы) станет реализация антикризисных мер, а также мер, ориентированных на решение долгосрочных задач модернизации и повышения конкурентоспособности экономики страны.

К основным приоритетам следует отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.

Одновременно будут активизированы действия, обеспечивающие переход экономики на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2017 года. К ним относятся развитие человеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения и пенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитие технологической, транспортной и энергетической инфраструктуры.