Анализ и совершенствование инвестиционного рынка и инвестиционной политики в Кыргызской Республике

дипломная работа

Введение

В нынешних условиях Кыргызской Республики одним из определяющих факторов ее развития становится привлечение инвестиций как составной части либерализации внешне­экономических отношений Кыргызстана. Это непосредственно связано как со структурными изменениями в экономике, так и с кризисами воспроизводственных процессов в народном хозяйстве республики, дефицитом внутренних финансовых и материальных ресурсов для инвестирования. Приток иностранного капитала рассматривается как одно из важных условий динамичного развития экономики и включения в систему современных мирохозяйственных связей.

Привлечение производственных капиталов, инвестиций из-за рубежа становится приоритетным направлением государственной политики Кыргызской Республики на нынешнем этапе. Вместе с тем разработка соответствующей политики в отношении иностранных компаний оказывается необходимым, но недостаточным условием для увеличения притока иностранных инвестиций в республику, а проблемы привлечения иностранного капитала и создания благоприятного инвестиционного климата не сводятся лишь к принятию соответствующих законодательных актов. Помимо условий предпринимательской деятельности в принимающих странах существенную роль играют также производственная специфика каждой отрасли, наличие ресурсов, экономическое положение в стране, состояние инфраструктуры и географическое положение рынка сбыта продукции, деятельность национальных предпринимательских кругов. Сумма всех этих факторов, в конечном счете, и определяет инвестиционную стратегию иностранных компаний, объемы и формы притока иностранного капитала, его влияние на экономическое развитие республики.

Отсутствие собственного потенциала при традиционной дефицитности республиканского бюджета определило необходимость обращения к иностранным инвестициям как одному из основных источников производственного накопления. В свою очередь иностранные компании выразили наибольшую готовность к инвестированию экономики республики. Однако в последние годы государственная политика ускоренного привлечения иностранных инвестиций не дала желаемых результатов. Несмотря на подписание большого количества договоров, значительного притока иностранного капитала в приоритетные отрасли экономики по-прежнему не наблюдается. Причиной этого частично явились неопределенность законодательной базы, налогового и таможенного режимов в стране, ограниченность инфраструктуры республики. Но в значительной степени это связано с отсутствием четко разработанного механизма привлечения и использования иностранных инвестиций, адекватно объективным условиям формирования экономики, особенно приоритетных отраслей промышленности, сферы услуг, туризма, при переходе к рынку. Ведь переход к рыночным отношениям связан с изменениями в инвестиционной политике государства и требует новых подходов и функций государства в этой области.

Вот почему проблемы инвестиционной политики и привлечения иностранных инвестиций и их использования являются актуальными и представляют большой научно-практический интерес. Кардинальная линия инвестиционной стратегии, обозначившая долговременные ориентиры привлечения иностранных инвестиций в экономике Кыргызстана, была определена Президентом Кыргызской Республики на Международной конференции, в его выступлениях на Инвестиционном саммите Кыргызской Республики, а также в инвестиционных матрицах (под названием «Президентская матрица»).

Однако в пределах этой проблематики остается немало вопросов, требующих более глубокого изучения, особенно в обосновании сущности инвестиций, принципов инвестиционной политики, анализа и оценки уровня привлечения иностранных инвестиций в экономику. Недостаточно исследованы организационно-правовые основы регулирования взаимоотношений с иностранными инвесторами и экономические механизмы стимулирования привлечения иностранных инвестиций адекватно изменениям, произошедшим в экономике Кыргызстана.

Многогранность исследуемой проблемы, наличие нерешенных вопросов, объективная необходимость их осмысления и анализа предопределили выбор темы работы.

В современных условиях при обострении конкуренции в международной торговле каждое государство стремится создать условия для повышения конкурентоспособности отечественных экспортеров. В этих целях государство во многих странах с развитой рыночной экономикой осуществляет операции по рефинансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных в экспортное кредитование. Происходит это в разнообразных формах. В одних странах созданы специальные государственные и полугосударственные (смешанные с участием частного капитала) банковские институты внешнеторгового кредитования, в других - банковские консорциумы, перед которыми становится задача создания благоприятных условий рефинансирования внешнекредитных операций коммерческих банков в центральном банке.

Возрастающую роль в сфере международного кредита играют международные и региональные финансово-кредитные институты: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Межамериканский банк развития, Азиатский и Африканский банки развития, Европейский банк развития.

Все эти банки развития существенную часть своих ликвидных ресурсов формируют на рынках капитала: как на международном, так и на национальных. Некоторая же часть отчисляется из бюджетов стран-членов банков. Активные операции банков развития реализуются как кредиты различным, прежде всего развивающимся странам. Кыргызская Республика в современных условиях выступает в качестве международного должника. Это является результатом более чем десятилетнего процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и международных организаций. Но особенность этих процессов состояла в том, что, несмотря на свой льготный характер, обслуживание внешнего долга за последнее время, становиться весьма существенной статьей в ВВП Кыргызской Республики, а сама сумма внешнего долга уже составляет более 1,5 миллиарда долларов США. Следовательно, вопрос о направлениях, где эти средства были использованы, и какая тенденция ожидается в будущем в объеме внешнего долга, является достаточно актуальной темой.

Цель данной дипломной работы в теоретическом аспекте проанализировать инвестиционную политику и исследовать проблемы и пути привлечения и использования иностранных инвестиций в Кыргызской Республике.

Основные задачи, которые решить

1. Определить сущность и функции инвестиций и инвестиционного рынка

2. Рассмотреть привлечение инвестиций в Кыргызстане.

3.Выявить проблемы инвестиционного рынка и их решения в области инвестиций и инвестиционной политики в Кыргызстане.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе подробно рассматриваются экономическая сущность инвестиций. Также дается теоретическое обоснование функций и форм иностранных инвестиций и структура инвестиционного рынка. Во второй главе дается анализ инвестиций привлеченных Кыргызской Республикой, Третья глава посвящена вопросам совершенствования привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республике.

В заключении коротко изложена суть работы с результатами работы и даны собственные предложения.

Делись добром ;)