logo
Анализ и совершенствование инвестиционного рынка и инвестиционной политики в Кыргызской Республике

2.1 Инвестиционный климат Кыргызской Республики

Понятие инвестиционного климата чрезвычайно ёмкое. Оно включает в себя идеологию, политику, экономическое положение, культуру, социально-политическую стабильность и другие аспекты, которые оценивает инвестор, принимая решение о капиталовложениях, и которые позволяют ему сделать вывод об уровне инвестиционного риска. Важное влияние на инвестиционный климат оказывают государственная политика в отношении капиталовложений, участие страны в системе международных договоров и традиции их соблюдения, стабильность и однозначность функций органов государственного управления, степень и методы их вмешательства в экономическую деятельность, эффективность работы государственного аппарата, оперативность принятия решений, последовательность в проведении экономической политики и т.п.

Среди важных факторов устойчивого развития экономики Кыргызской Республики существенное место занимает привлечение иностранных инвестиций. Механизм привлечения иностранных инвестиций требует взвешенной политики государства.

Привлечение внешних источников целиком зависит от принятой государством экономической программы, формирования им благоприятного инвестиционного климата в стране путем разработки и введения в действие соответствующего законодательства, предоставлением инвесторам широких гарантий и льгот.

Схему привлечения инвестиций в экономику Кыргызской Республики более наглядней будет представить на «рис 2.1.»:

Размещено на http://www.allbest.ru/

28

Рис. 2.1 Схема привлечения иностранных инвестиций Схема составлена по данным Минфина и Госкомитета по управлению госимуществом и привлечению иностранных инвестиций..

Ключевую роль в формировании инвестиционного климата играет политика и действия органов государственного управления. Хотя ряд факторов едва ли подвластны правительству страны, от него во многом зависит гарантии прав собственности, подходы к государственному регулированию и налогообложению, создание инфраструктуры, функционирование финансовых рынков и рынков труда, а так же факторы более одного плана, определяющие качество государственного управления, например уровень коррупции.

Главные цели государственной инвестиционной политики - создание благоприятного инвестиционного климата и деловой среды для достижения устойчивого экономического развития и роста, повышение уровня и качества жизни населения.

Достижение указанных целей государственной инвестиционной политики требует создания благоприятного инвестиционного климата в стране, поддержки инвестиционных инициатив рыночного сектора экономики, формирования законодательных и институциональных условий хозяйственной деятельности частных инвесторов, адекватных требованиям рынка.

Иностранные инвестиции привлекаемые в страну, можно разделить на три канала. Между собой эти три финансовых потока различаются по назначению применения, условиям предоставления и т.д.

Группу А составляют экспортные кредиты, обычно связанные с одной или группой проектов, которые понимаются как кредиты, выданные с условием закупки товаров или услуг только из страны-экспортёра. Они выступают в двух основных формах: инвестиционные, которые предоставляются с целью поставки технологии, оборудования и т.д. на срок более 3 лет, и товарные кредиты, предоставляемые на условиях поставки уже готовых потребительских товаров, а также запчастей и оборудования без привязки к инвестиционным проектам (срок до 3 лет).

Группу В составляет официальная помощь развитию (ОПР). ОПР предоставляется государству на межправительственном уровне и также подразделяется на две формы : техническую и финансовую. Техническая помощь подразумевает предоставление услуг в самых разных сферах: обучение, консультации, покупка оборудования. Такая техническая помощь предоставляется в двух видах : грант - безвозмездная передача стране-получателю технической помощи на условиях платности, срочности и возвратности. Финансовая помощь в рамках ОПР направляется на поддержание платёжного баланса, критического импорта товаров и в инвестиционные проекты, необходимые прежде всего в пределах социально-экономических задач.

К группе С относятся инвестиции, которые понимаются как капитализация части прибавочной стоимости (прибыли), в данном случае приток иностранного капитала в экономику страны. Они разделяются на два вида. Прямые инвестиции - вложение иностранного капитала в экономику страны по собственный риск предпринимателя. Под портфельными инвестициями понимают вложение финансовых средств в фиктивный капитал - акции и другие ценные бумаги. Преимуществом этого вида деятельности (по крайней мере, для правительства) является то, что здесь не требуется финансовых гарантий. Артыкбаев О.М. Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике Кыргызской Республики // ИЦ «МОК» - Бишкек, 2003 -156 с.: ил., табл.

В Кыргызской Республике для создания благоприятного инвестиционного климата создано достаточно либеральное законодательство в вопросах валютного регулирования, инвесторам предоставлено право на защиту инвестиций и на применение стабильного правового режима, вводятся меры по упрощению системы лицензирования, снижены налоги на прибыль и на доходы. Однако, данные меры на практике не всегда достигают своей цели, некоторые нормы оказались неработающими, права инвесторов не всегда соблюдаются, а изменение налогового режима не создает стимулирующий эффект для привлечения инвестиций. Кроме того, следует принимать во внимание, что Кыргызская Республика имеет ряд объективных и субъективных факторов, препятствующих привлечению инвестиций. К таким факторам можно отнести отсутствие энергетических ресурсов (нефть, газ), отсутствие выхода к морю, небольшой размер внутреннего рынка, удаленность от мировых рынков потребления, а также политическая нестабильность, отсутствие современной инфраструктуры, низкий уровень дохода на душу населения. В результате на сегодня, Кыргызская Республика в индексе глобальной конкурентоспособности за 2012 - 2013 годы занимает 127 место из 144 стран. Следует отметить, что за последние годы рейтинг КР ухудшился, так в 2010 - 2011 годах КР занимала 121 место из 139 стран. http://www.ibc.kg - Международный деловой совет

Кыргызская Республика обладает широким спектром возможностей, выражаемых в инвестиционной привлекательности которые в свою очередь придают инвестору толчок для принятия решения об инвестировании.

Кыргызстан - страна транзита, имеющая все шансы стать важным маршрутом при перевозке грузов по транспортному коридору Центральной Азии. На сегодняшний день наземный транспорт Кыргызстана, а также быстроразвивающаяся железнодорожная сеть и растущая система воздушных сообщений играют все большую роль в установлении связи между Западом и странами азиатского региона.

Воздушный транспорт занимает приоритетное место среди других видов транспорта, так как Кыргызстан не имеет выхода к морю. 3 из 11 аэропортов имеют статус международного: “Манас”, “Ош” и “Иссык-Куль”. В связи с отсутствием достаточного объема пассажиропотока, регулярные полеты выполняются лишь в 3 местных аэропорта (гг. Джалал-Абад, Баткен и Исфана).

Сегодня в Кыргызстане зарегистрировано 16 авиакомпаний: «Кыргызстан», «Avia Traffic Company», «Kyrgyz Airways», «Air Manas», «Итек Эйр», «Trast Aero», «Kyrgyz Trans Avia», «Aerostan», «Click Airways», «Valor Air», «Asian Air», «CAAS», «S Group Aviation», «Sky Way Air», «Supreme Aviation» и ГП «Авиационное предприятие».

В 2011 году несколько авиакомпаний обновили парк воздушных судов. Например, авиакомпания «Кыргыз Эйрвэйз» начала эксплуатацию самолетов Эйрбас-320, Боинг 737-300 и Боинг 737-400. Авиакомпания «Авиа Трэфик Компани» начала эксплуатацию двух самолетов типа ВАЕ-146.

Регулярные международные полеты осуществляются в города Алматы, Баку, Дубаи, Душанбе, Екатеринбург, Казань, Киев, Красноярск, Лондон, Мешхед, Москва, Новосибирск, Омск, Ростов, Санкт-Петербург, Стамбул, Ташкент, Урумчи, Шанхай.

97% грузовых и пассажирских перевозок осуществляется автомобильным транспортом, который составляет основную часть транспортного сектора страны. На сегодняшний день автомобильный парк страны составляет около 425 тыс. автомобилей, из них более 348,5 тыс. легковых, 52,4 тыс. грузовых автомобилей, и более 20,8 тыс. автобусов и микроавтобусов.

По автодорожным путям сообщения можно попасть во все граничащие с Кыргызстаном государства (Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Китай). Железная дорога связывает страну с Узбекистаном и Казахстаном.