logo
Анализ и совершенствование системы управления качеством продукции предприятия в современных условиях (на примере ОАО "Нижнекамскшина")

Введение

Актуальность темы исследования. XX век был веком революционных изменений. В его начале основным средством связи было радио, а главным транспортным средством - лошадь. Поколение, встретившее XXI в., пользуется сотовыми телефонами и летает самолетами. Технологические прорывы прошедшего века, ставшие основой прогресса, привели к кардинальным переменам в инфраструктуре и образе жизни. Качество стало неотъемлемым свойством товаров и услуг, поставляемых потребителям. В начале XX в. произошло коренное изменение способов обеспечения качества. Если ремесленник, выполняя индивидуальные заказы, точно знал желания потребителя, то при массовом производстве исходили из предположения о том, что потребности и желания всех покупателей одинаковы. Существо нового подхода образно сформулировал Генри Форд, утверждавший, что "покупатель может приобрести модель товаров любого цвета, лишь бы она была черной" [12, с.8].

Считается, что впервые идея стандартного качества была достаточно последовательно реализована на оружейных заводах Сэмюэля Кольта в 70-х гг. XIX в. Изделия здесь стали собирать не из индивидуально подогнанных друг к другу, а из случайно взятых (взаимозаменяемых) деталей партии. Перед сборкой все детали проверяли с помощью калибров, отбраковывая негодные. Контроль и отбраковку осуществляли специально обученные контролеры.

Однако по мере роста объемов и сложности производства контроль стал вносить все более весомый вклад в стоимость продукции. Уже к 20-м гг. XX в. численность специальных контролеров в высокотехнологичных отраслях стала достигать 10-40% численности рабочих, занятых в сфере собственно производства.

Инструментом, позволившим сосредоточить усилия не на том, как обнаружить и изъять негодные изделия до их отгрузки потребителю, а на том, как увеличить выход годных изделий в технологическом процессе, стали статистические методы. Первые успехи в этой области были достигнуты в 20-е гг. XX в. в американской фирме Bell Telephone Laboratories специально созданной группой. Сотрудник этой группы Вальтер Шьюхарт разработал контрольные карты, а X. Додж и X. Роминг - таблицы выборочного контроля. В. Шьюхарт перенес акцент с "допускового" подхода к управлению качеством на обеспечение стабильности производственных процессов и уменьшение их вариаций. Это была революционная идея, которая только через полвека завоевала прочные позиции в промышленности, когда соблюдение требования стабильности производственных процессов вошло в состав понятия качества наряду с необходимым соответствием требованиям стандартов [22, с.52].

Актуальность данной темы заключается в том, что стратегическое решение высшего руководства о развертывании эффективной системы менеджмента качества (управление качеством работ, направленное на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов), позволяет реализовать следующие принципы TQM:

"улучшению нет предела";

"стремление к отсутствию дефектов";

"ноль непроизводительных затрат" (Анализ затрат на качество);

"поставка точно в срок".

Таким образом, снижается себестоимость продукции, отсутствие случаев предоставления некачественных услуг, отказа продукции или возникновение несоответствий при их производстве и как следствие снижаются затраты на качество продукции.

Степень разработанности проблемы. Внедрение статистических методов позволило значительно повысить эффективность массового производства за счет замены сплошного контроля выборочным при достаточно высоком качестве продукции. В то же время было обнаружено, что каждый производственный процесс имеет определенный предел выхода годных изделий, который определяется не только самим процессом, но и всей системой деятельности предприятия.

Замечательным достижением практики управления качеством на этом этапе стало создание аудиторской службы по качеству, призванной в отличие от отделов технического контроля заниматься не разбраковкой продукции, а проверкой работоспособности системы обеспечения качества на производстве.

Современный подход к управлению качеством предполагает объединение всех направлений организационного совершенствования в единую систему с целью достижения удовлетворенности всех заинтересованных сторон [14, с.10].

Российская экономика с каждым годом все прочнее встает на "рыночные рельсы". Правила устанавливаемые мировым рынком, определяет принципы ведения бизнеса теперь и для отечественных предпринимателей. Несмотря на то, что социалистические методы хозяйствования еще довольно отчетливо просматриваются в подходах к управлению, как в крупных компаниях, так и на средних и малых предприятиях, современные тенденции в менеджменте постепенно распространяются на российскую бизнес-среду. Высшие менеджеры сегодня понимают, что главное условие сохранения конкурентоспособности предприятия - это высокое качество продукции.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении проблем организации и развития эффективной качества управления продукции.

Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

раскрыть теоретическую сущность понятия "качество продукции";

рассмотреть структуру системы менеджмента качества продукции;

исследовать опыт контроля качества продукции в ОАО "НШЗ";

предложить направления совершенствования системы управления качеством продукции на ОАО "Верхнекамскшина".

Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступает система менеджмента качества продукции.

Объектом исследования является управление качеством продукции ОАО "Верхнекамскшина".

Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативные акты. Информационной базой явились данные, опубликованные в экономической литературе и периодических изданиях.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих 8 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Во введении определена актуальность темы, предмет и объект исследования.

В первой главе рассмотрены вопросы качества продукции, особенности формирования системы качества, рассмотрена методология самооценки эффективной работы системы управления качеством продукции.

Во второй главе проведен анализ системы контроля качества продукции на заводе ОАО "Верхнекамскшина", рассмотрена структура системы менеджмента качества и достижения целей в области качества производимой продукции.

В третьей главе разработаны мероприятия по повышению системы контроля качества продукции на предприятии.

В заключении обобщен как теоретический, так и практический материал, сделаны выводы и даны предложения по совершенствованию системы управления качеством продукции.