2.2 Анализ затрат на производство, прибыльности и рентабельности
Затраты производства представляют собой его издержки. В общем виде издержки производства и реализации (себестоимость продукции, работ, услуг) - стоимостная оценка, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Для практического использования в системе управления формированием затрат и издержек рассматривают классификацию затрат с учетом вида расходов по статьям калькуляции и элементам затрат. Группировка затрат по статьям калькуляции отражает место возникновения этих затрат и применяется для планирования, учета и калькулирования затрат на производство и реализацию единицы продукции, всей товарной продукции. Во многих случаях она содержит комплексные статьи затрат. Перечень статей калькуляции, их состав и методы распределения определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.
Снижение себестоимости является важным источником роста прибыли, она обеспечивает повышение эффективности производства, способствует улучшению качества работы и развитию социальной сферы. На степень выполнения плановых заданий по снижению себестоимости влияют следующие факторы: изменение объема производства, структуры произведенной продукции, уровня себестоимости отдельных видов изделий. В зависимости от того, как изменяется каждый из этих факторов, меняется и сумма фактического снижения себестоимости продукции. Проанализируем затраты по заводу, представленные в таблице 13.
Таблица 13. - Затраты на производство, тыс. руб.
Наименование статьи |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
||||
Тыс. руб. |
уд. вес,% |
тыс. руб. |
уд. вес,% |
тыс. руб. |
уд. вес,% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1. Сырье, материалы |
33024 |
11 |
26432,5 |
12,66 |
69363,2 |
25,34 |
|
2. Покупные изделия |
128801 |
44,02 |
58737,1 |
28,14 |
71388,8 |
26,08 |
|
3. Износ МБП |
11156 |
3,81 |
10258,6 |
4,92 |
11825,1 |
4,32 |
|
4. Топливо |
926 |
0,32 |
846,3 |
0,41 |
1779,2 |
0,65 |
|
5. Энергозатраты |
9848 |
3,37 |
6083,7 |
2,91 |
7226,5 |
2,64 |
|
6. Расходы на оплату Труда |
26290 |
8,99 |
24663 |
11,82 |
34462,6 |
12,59 |
|
7. Отчисления на соц. Нужды |
10290 |
3,52 |
9348,4 |
4,48 |
12974,8 |
4,74 |
|
8. Амортизация |
4683 |
1,6 |
6368,6 |
3,05 |
3093,1 |
1,13 |
|
9. Прочие расходы |
67569 |
23,08 |
65979,8 |
31,61 |
61616,6 |
22,51 |
|
10. Итого затрат на Производство |
292587 |
100 |
208718 |
100 |
273730 |
100 |
|
11. Объем производства |
283635 |
186635 |
228939 |
||||
12. Затраты на 1 руб. товарной продукции |
1,03 |
1,12 |
1,2 |
Согласно этих данных, в структуре производственных затрат по ООО "Иж-Мото", на протяжении всего анализируемого периода наибольший удельный вес имеют покупные комплектующие изделия, сырье и материалы, а также прочие расходы. При этом в динамике наблюдается их значительное сокращение при увеличении доли сырья и материалов. Основная причина роста основных материалов - увеличение их стоимости. Доля затрат по покупным комплектующим снизились, так как освоено производство ряда деталей, которые раньше покупались (седла, прерыватели). Фактический перерасход общих затрат на производство по сравнению с планом в 2007 году составил 21% за счет увеличения затрат на сырье и материалы и износа МБП. Рост затрат на единицу товарной продукции был связан прежде всего с увеличением цен на покупные комплектующие изделия.
Основным показателем безубыточности работы предприятия является прибыль. В 2008 г. убыток составил 88468 тыс. руб., а в 2009 г. согласно годовому балансу - в размере 54434 тыс. руб.
Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности предприятия из формы №2.
Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности, прочих внереализационных операций.
Анализ валовой прибыли. Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений всеми участниками коммерческого дела.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия, как партнера.
Анализ валовой прибыли начинается с исследования ее динамики, как по общей сумме, так и в разрезе ее составляющих элементов - так называемый горизонтальный анализ. Затем проводится вертикальный анализ, который выявляет структурные изменения в составе валовой прибыли.
Для оценки уровня и динамики показателей валовой прибыли составим таблицу 14.
Таблица 14. - Анализ показателей прибыли (тыс. руб.)
Показатели |
Базисный 2008г. период |
Отчетный 2009г. период |
Отклонения |
||
Сумма |
Сумма |
Сумма |
% к итогу |
||
1 |
2 |
3 |
4 (гр.3-гр.2) |
5 (гр.3: гр.2) *100% |
|
1. Прибыль (убыток) от реализаци (стр.050) |
-63 916 |
-26 622 |
37 924 |
41,7 |
|
2. Прочие операц. Доходы (стр.090) |
529 746 |
382 754 |
-146 992 |
72,3 |
|
3. Прочие операц. Расходы (стр.100) |
553 743 |
405 108 |
-148 635 |
73,2 |
|
4. Прибыль (убыток) от фин-хоз. деят-ти (стр.110) |
-87 913 |
-48 976 |
38 937 |
55,7 |
|
5. Прочие внереализа- ционные доходы (стр.120) |
1 259 |
1 345 |
86 |
106,8 |
|
6. Прочие внереализа- ционные расходы (стр.130) |
1 814 |
6 803 |
4 989 |
375,0 |
|
Прибыль (убыток) до налогообложения (У110, 120, 130) |
-88 468 |
-54 434 |
34 034 |
61,5 |
Как видно из таблицы 14, предприятие достигло более высоких результатов хозяйственной деятельности в отчетном году по сравнению с прошлым, о чем свидетельствует уменьшение общей суммы убытков на 34 034 тыс. руб., или на 38,5%. Такое уменьшение убытка явилось результатом увеличения всех его составляющих. В большей степени произошло увеличение такого показателя, как прибыль (убыток) от реализации на 37 294 тыс. руб. Он же и составил большую долю от валовой прибыли. Так доля прибыли (убытков) от реализации в отчетном году составляет 48,9%, а в предшествующем 72,2%.
Если бы не увеличение внереализационных расходов, убыток в отчетном периоде уменьшился на 4 989 тыс. руб.
Более глубокий анализ предполагает исследование состава каждого элемента валовой прибыли и факторов, повлиявших на нее.
Все многообразие факторов можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
- природные условия,
- транспортные условия,
- социально-экономические условия,
- уровень развития внешнеэкономических связей,
- цена на производственные ресурсы и др.
Внутренние факторы по степени их соподчиненности делятся на факторы первого и второго порядка. К факторам первого порядка относятся изменения
- прибыли от реализации,
- процентов к получению (уплате),
- прочих операционных доходов (расходов),
- прочих внереализационных доходов (расходов).
Факторами второго порядка является изменения:
- объема реализованной продукции,
- структуры реализованной продукции,
- себестоимость продукции,
- цены продукции.
Кроме того, к внутренним факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины: неправильное установление цен, нарушений условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.
Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с валовой прибылью прямая, за исключением изменений себестоимости, снижение которой приводит к увеличению прибыли. Факторы первого порядка являются составляющими элементами валовой прибыли. Факторы второго порядка оказывают непосредственное влияние на прибыль от реализации и соответственно на общую сумму прибыли (убытка).
При разработке мероприятий по дальнейшему увеличению прибыли принимают во внимание не только результаты анализа, но и такие элементы учетной политики, как:
- своевременное списание безнадежных долгов,
- использование метода ЛИФО в оценке запасов,
- формирование нормативов износа нематериальных активов, самим предприятием,
- снижение налогов за счет использования льготного налогообложения,
- оптимизация издержек производства,
- направление дивидендов акционеров на развитие предприятия,
- эффективная ценовая политика и др.
Факторный анализ прибыли от реализации. Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя - прибыль от реализации продукции - связана с факторами производства и реализации продукции. Как уже отмечалось, важнейшая составляющая валовой прибыли это прибыль от реализации, связанная с факторами производства и реализации. Поэтому в первую очередь проанализируем общие изменения прибыли от реализации в таблице 15.
Таблица 15. - Оценка прибыли от реализации, тыс. руб.
Показатели |
Базисный период 2008 г. |
Отчетный период 2009 г. |
Отклонения (+, - ) |
Отчетный период в % к базисному |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. Выручка (нетто) от реализации продукции |
185 823 |
392 847 |
+207 024 |
211,4 |
|
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
244 404 |
416 209 |
+171 805 |
170,3 |
|
3. Коммерческие расходы |
5 335 |
3 260 |
-2 075 |
61,1 |
|
4. Прибыль (убыток) от продаж |
-63 916 |
-26 622 |
+37 294 |
41,7 |
Из таблицы 15 видно, уменьшение убытков от реализации продукции на 37 294 тыс. руб., или на 58,3 %, обусловлено ростом выручки от реализации продукции на 111,4 % и уменьшением коммерческих расходов на 38,9 %. Однако произошло и увеличение себестоимости реализованной продукции на 70,3 %. Следовательно, дальнейшее сокращение затрат является резервом снижения убытков от реализации продукции на анализируемом предприятии. Общая сумма резерва составит 376 754 тыс. руб.
Дальнейший анализ прибыли от реализации состоит в исследовании факторов, влияющих на ее объем. Для этого необходимо оценить изменения:
- отпускных цен на продукцию,
- объема продукции,
- структуры реализованной продукции,
- себестоимости продукции,
- себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции,
- цен на материалы и тарифов на услуги,
- затрат на 1 рубль продукции.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции приведены в таблице 16.
Таблица 16. - Факторный анализ прибыли от реализации, тыс. руб.
Показатели |
Базисный период 2008 г. |
Отчетный 2009г. период |
||
По базису на фактически реализованную продукцию |
В фактических ценах |
|||
А |
1 |
2 |
3 |
|
1. Выручка от реализации продукции |
185 823 |
154 454 |
392 847 |
|
2. Себестоимость проданной продукции |
244 404 |
163 630 |
416 209 |
|
3. Прибыль (убыток) от продаж |
-63 916 |
-9 185 |
-26 622 |
Используя данные таблицы 16, определим влияние на прибыль от реализации основных факторов:
- изменение отпускных цен на продукцию. Разница между ними в 238 402 тыс. руб. свидетельствует об изменении убытков за счет отпускных цен на продукцию,
- изменение объема продукции (умножим величину прибыли базисного периода стр.3 гр.1 на коэффициент изменения объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости стр.2 гр2: стр.2 гр.1) получим - 42 792. Теперь сравним эту величину с прибылью базисного периода,
- изменения в структуре реализованной продукции. Влияние этого фактора определим с помощью следующего расчета: базисная величина прибыли корректируется на разницу коэффициента изменения объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента изменения объема реализации продукции по базисной себестоимости. По данным таблицы 20 это выглядит так: стр.3 гр.1 х (стр.1 гр.2: стр.1 гр.1 - стр.2 гр.2: стр.2 гр.1), Получим - 10 227 тыс. руб.
Таким образом, изменения в структуре реализации (0,16) увеличили сумму убытков от реализации на 10 227 тыс. руб.
- изменение себестоимости продукции. Сравним стр.2 гр.3 и стр.2 гр.2, таблица 20. Полученный результат, равный 252579 тыс. руб., свидетельствует об изменения прибыли за счет изменения себестоимости продукции,
- изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Определим их влияние путем сравнений базисной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной себестоимостью фактически реализованной продукции в отчетном периоде. В нашем случае этот результат равен 39 504 тыс. руб,
- изменение цен на материалы и тарифы на услуги (энергию, водоснабжение, перевозки и т.п.) определяются по данным аналитического учета и расчетом экономистов. На предприятии ООО "Иж-Мото" рост цен на материалы и тарифы на услуги в общей сумме составили 41 903тыс. руб., что отрицательно повлияло на финансовый результат предприятия,
- изменение затрат на 1 рубль продукции. Их влияние определяем путем сравнения базисной себестоимости проданных товаров отчетного года (стр.2 гр.2) с фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материалы и прочие ресурсы. По сведениям экономического отдела по анализируемому предприятию этот показатель составляет 139841.
Таким образом, сокращение на 23789 тыс. руб. затрат на 1 рубль продукции положительно повлияло на финансовый результат, что является результатом режима экономии реализуемого на данном предприятии.
Кроме выше названных факторов исследуется случаи нарушения хозяйственной дисциплины: экономия, образовавшаяся вследствие нарушения стандартов и технических условий, невыполнения плановых мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. На нашем предприятии эти факторы уменьшили убытки на 17 109 тыс. руб.
Результаты факторного анализа целесообразно оформить в виде таблицы 17.
Таблица 17 - Результаты расчетов влияния факторов на прибыль от реализации продукции, тыс. руб.
Показатели |
Сумме изменений прибыли (+, - ) |
|
1 |
2 |
|
Отклонение прибыли - всего |
+37 294 |
|
В том числе за счет: |
||
Уменьшения коммерческих расходов |
+2 075 |
|
Увеличения отпускных цен на продукцию |
+238 402 |
|
Увеличения объема продукции |
+21 124 |
|
Уменьшения в структуре продукции |
-10 227 |
|
Увеличения в стоимости продукции |
-252 579 |
|
Изменения в себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции |
+39 504 |
|
Рост цен на материалы и тарифов на услуги |
-41 903 |
|
Сокращение уровня затрат |
+23 789 |
|
Нарушение хозяйственной дисциплины |
+17109 |
Анализ прибыли в составе маржинального дохода. В современных условиях предприятия имеют возможность организовать управленческий учет по международной системе, основным принципом которого является наличие раздельного учета переменных и постоянных затрат по видам изделий. Основное значение такой системы заключается в высокой степени интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений, что в итоге позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.
Рассмотрим методику анализа финансовых результатов, основывался на категории маржинального дохода.
Маржинальный доход представляет собой сумму прибыли и постоянных расходов. Суть этой категории в том, что полное погашение всех постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты деятельности предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализованном виде маржинального дохода Dm можно представить двумя основными формулами:
Dm = P + Zc (1)
Dm = Q - Zv (2)
где, P - прибыль, Zc - постоянные расходы (не зависят от изменения объема производства), Zv - переменные расходы (изменяются пропорционально изменению объема производства), Q - выручка от продаж.
Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу (3) следующим образом:
Р = Dm - Zc (3)
В аналитических расчетах прибыли от продаж часто используют показатели выручки от продаж и удельного веса маржинального дохода в выручке продаж вместо показателя общей суммы маржинального дохода. Эти три показателя взаимосвязаны:
Dy = Dm: Q (4)
где, Dy - удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж.
- Введение
- 1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
- 1.1 Правовой статус, состав и структура предприятия
- 1.2 Экономическая среда и конкуренты
- 1.4 Ресурсы предприятия
- 1.4.1 Основные фонды
- 1.4.2 Оборотные средства
- 1.4.3 Персонал
- 1.5 Организация и оплата труда
- 1.6 Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии
- 2. Экономический анализ деятельности предприятия
- 2.1 Анализ динамики экономических показателей
- 2.2 Анализ затрат на производство, прибыльности и рентабельности