logo
Анализ и совершенствование хозяйственной деятельности ООО "Иж-Мото"

2.2 Анализ затрат на производство, прибыльности и рентабельности

Затраты производства представляют собой его издержки. В общем виде издержки производства и реализации (себестоимость продукции, работ, услуг) - стоимостная оценка, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Для практического использования в системе управления формированием затрат и издержек рассматривают классификацию затрат с учетом вида расходов по статьям калькуляции и элементам затрат. Группировка затрат по статьям калькуляции отражает место возникновения этих затрат и применяется для планирования, учета и калькулирования затрат на производство и реализацию единицы продукции, всей товарной продукции. Во многих случаях она содержит комплексные статьи затрат. Перечень статей калькуляции, их состав и методы распределения определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

Снижение себестоимости является важным источником роста прибыли, она обеспечивает повышение эффективности производства, способствует улучшению качества работы и развитию социальной сферы. На степень выполнения плановых заданий по снижению себестоимости влияют следующие факторы: изменение объема производства, структуры произведенной продукции, уровня себестоимости отдельных видов изделий. В зависимости от того, как изменяется каждый из этих факторов, меняется и сумма фактического снижения себестоимости продукции. Проанализируем затраты по заводу, представленные в таблице 13.

Таблица 13. - Затраты на производство, тыс. руб.

Наименование статьи

2007 год

2008 год

2009 год

Тыс. руб.

уд. вес,%

тыс. руб.

уд. вес,%

тыс. руб.

уд. вес,%

1

2

3

4

5

6

7

1. Сырье, материалы

33024

11

26432,5

12,66

69363,2

25,34

2. Покупные изделия

128801

44,02

58737,1

28,14

71388,8

26,08

3. Износ МБП

11156

3,81

10258,6

4,92

11825,1

4,32

4. Топливо

926

0,32

846,3

0,41

1779,2

0,65

5. Энергозатраты

9848

3,37

6083,7

2,91

7226,5

2,64

6. Расходы на оплату

Труда

26290

8,99

24663

11,82

34462,6

12,59

7. Отчисления на соц.

Нужды

10290

3,52

9348,4

4,48

12974,8

4,74

8. Амортизация

4683

1,6

6368,6

3,05

3093,1

1,13

9. Прочие расходы

67569

23,08

65979,8

31,61

61616,6

22,51

10. Итого затрат на

Производство

292587

100

208718

100

273730

100

11. Объем производства

283635

186635

228939

12. Затраты на 1 руб. товарной продукции

1,03

1,12

1,2

Согласно этих данных, в структуре производственных затрат по ООО "Иж-Мото", на протяжении всего анализируемого периода наибольший удельный вес имеют покупные комплектующие изделия, сырье и материалы, а также прочие расходы. При этом в динамике наблюдается их значительное сокращение при увеличении доли сырья и материалов. Основная причина роста основных материалов - увеличение их стоимости. Доля затрат по покупным комплектующим снизились, так как освоено производство ряда деталей, которые раньше покупались (седла, прерыватели). Фактический перерасход общих затрат на производство по сравнению с планом в 2007 году составил 21% за счет увеличения затрат на сырье и материалы и износа МБП. Рост затрат на единицу товарной продукции был связан прежде всего с увеличением цен на покупные комплектующие изделия.

Основным показателем безубыточности работы предприятия является прибыль. В 2008 г. убыток составил 88468 тыс. руб., а в 2009 г. согласно годовому балансу - в размере 54434 тыс. руб.

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности предприятия из формы №2.

Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности, прочих внереализационных операций.

Анализ валовой прибыли. Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений всеми участниками коммерческого дела.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия, как партнера.

Анализ валовой прибыли начинается с исследования ее динамики, как по общей сумме, так и в разрезе ее составляющих элементов - так называемый горизонтальный анализ. Затем проводится вертикальный анализ, который выявляет структурные изменения в составе валовой прибыли.

Для оценки уровня и динамики показателей валовой прибыли составим таблицу 14.

Таблица 14. - Анализ показателей прибыли (тыс. руб.)

Показатели

Базисный 2008г.

период

Отчетный 2009г.

период

Отклонения

Сумма

Сумма

Сумма

% к итогу

1

2

3

4 (гр.3-гр.2)

5 (гр.3: гр.2) *100%

1. Прибыль (убыток) от реализаци (стр.050)

-63 916

-26 622

37 924

41,7

2. Прочие операц. Доходы (стр.090)

529 746

382 754

-146 992

72,3

3. Прочие операц. Расходы (стр.100)

553 743

405 108

-148 635

73,2

4. Прибыль (убыток) от фин-хоз. деят-ти (стр.110)

-87 913

-48 976

38 937

55,7

5. Прочие внереализа-

ционные доходы (стр.120)

1 259

1 345

86

106,8

6. Прочие внереализа-

ционные расходы (стр.130)

1 814

6 803

4 989

375,0

Прибыль (убыток) до налогообложения (У110, 120, 130)

-88 468

-54 434

34 034

61,5

Как видно из таблицы 14, предприятие достигло более высоких результатов хозяйственной деятельности в отчетном году по сравнению с прошлым, о чем свидетельствует уменьшение общей суммы убытков на 34 034 тыс. руб., или на 38,5%. Такое уменьшение убытка явилось результатом увеличения всех его составляющих. В большей степени произошло увеличение такого показателя, как прибыль (убыток) от реализации на 37 294 тыс. руб. Он же и составил большую долю от валовой прибыли. Так доля прибыли (убытков) от реализации в отчетном году составляет 48,9%, а в предшествующем 72,2%.

Если бы не увеличение внереализационных расходов, убыток в отчетном периоде уменьшился на 4 989 тыс. руб.

Более глубокий анализ предполагает исследование состава каждого элемента валовой прибыли и факторов, повлиявших на нее.

Все многообразие факторов можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

- природные условия,

- транспортные условия,

- социально-экономические условия,

- уровень развития внешнеэкономических связей,

- цена на производственные ресурсы и др.

Внутренние факторы по степени их соподчиненности делятся на факторы первого и второго порядка. К факторам первого порядка относятся изменения

- прибыли от реализации,

- процентов к получению (уплате),

- прочих операционных доходов (расходов),

- прочих внереализационных доходов (расходов).

Факторами второго порядка является изменения:

- объема реализованной продукции,

- структуры реализованной продукции,

- себестоимость продукции,

- цены продукции.

Кроме того, к внутренним факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины: неправильное установление цен, нарушений условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.

Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с валовой прибылью прямая, за исключением изменений себестоимости, снижение которой приводит к увеличению прибыли. Факторы первого порядка являются составляющими элементами валовой прибыли. Факторы второго порядка оказывают непосредственное влияние на прибыль от реализации и соответственно на общую сумму прибыли (убытка).

При разработке мероприятий по дальнейшему увеличению прибыли принимают во внимание не только результаты анализа, но и такие элементы учетной политики, как:

- своевременное списание безнадежных долгов,

- использование метода ЛИФО в оценке запасов,

- формирование нормативов износа нематериальных активов, самим предприятием,

- снижение налогов за счет использования льготного налогообложения,

- оптимизация издержек производства,

- направление дивидендов акционеров на развитие предприятия,

- эффективная ценовая политика и др.

Факторный анализ прибыли от реализации. Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя - прибыль от реализации продукции - связана с факторами производства и реализации продукции. Как уже отмечалось, важнейшая составляющая валовой прибыли это прибыль от реализации, связанная с факторами производства и реализации. Поэтому в первую очередь проанализируем общие изменения прибыли от реализации в таблице 15.

Таблица 15. - Оценка прибыли от реализации, тыс. руб.

Показатели

Базисный период 2008 г.

Отчетный период

2009 г.

Отклонения

(+, - )

Отчетный период в % к базисному

1

2

3

4

5

1. Выручка (нетто) от реализации продукции

185 823

392 847

+207 024

211,4

2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

244 404

416 209

+171 805

170,3

3. Коммерческие расходы

5 335

3 260

-2 075

61,1

4. Прибыль (убыток) от продаж

-63 916

-26 622

+37 294

41,7

Из таблицы 15 видно, уменьшение убытков от реализации продукции на 37 294 тыс. руб., или на 58,3 %, обусловлено ростом выручки от реализации продукции на 111,4 % и уменьшением коммерческих расходов на 38,9 %. Однако произошло и увеличение себестоимости реализованной продукции на 70,3 %. Следовательно, дальнейшее сокращение затрат является резервом снижения убытков от реализации продукции на анализируемом предприятии. Общая сумма резерва составит 376 754 тыс. руб.

Дальнейший анализ прибыли от реализации состоит в исследовании факторов, влияющих на ее объем. Для этого необходимо оценить изменения:

- отпускных цен на продукцию,

- объема продукции,

- структуры реализованной продукции,

- себестоимости продукции,

- себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции,

- цен на материалы и тарифов на услуги,

- затрат на 1 рубль продукции.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции приведены в таблице 16.

Таблица 16. - Факторный анализ прибыли от реализации, тыс. руб.

Показатели

Базисный

период 2008 г.

Отчетный 2009г.

период

По базису на фактически реализованную продукцию

В фактических ценах

А

1

2

3

1. Выручка от реализации продукции

185 823

154 454

392 847

2. Себестоимость проданной продукции

244 404

163 630

416 209

3. Прибыль (убыток) от продаж

-63 916

-9 185

-26 622

Используя данные таблицы 16, определим влияние на прибыль от реализации основных факторов:

- изменение отпускных цен на продукцию. Разница между ними в 238 402 тыс. руб. свидетельствует об изменении убытков за счет отпускных цен на продукцию,

- изменение объема продукции (умножим величину прибыли базисного периода стр.3 гр.1 на коэффициент изменения объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости стр.2 гр2: стр.2 гр.1) получим - 42 792. Теперь сравним эту величину с прибылью базисного периода,

- изменения в структуре реализованной продукции. Влияние этого фактора определим с помощью следующего расчета: базисная величина прибыли корректируется на разницу коэффициента изменения объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента изменения объема реализации продукции по базисной себестоимости. По данным таблицы 20 это выглядит так: стр.3 гр.1 х (стр.1 гр.2: стр.1 гр.1 - стр.2 гр.2: стр.2 гр.1), Получим - 10 227 тыс. руб.

Таким образом, изменения в структуре реализации (0,16) увеличили сумму убытков от реализации на 10 227 тыс. руб.

- изменение себестоимости продукции. Сравним стр.2 гр.3 и стр.2 гр.2, таблица 20. Полученный результат, равный 252579 тыс. руб., свидетельствует об изменения прибыли за счет изменения себестоимости продукции,

- изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Определим их влияние путем сравнений базисной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной себестоимостью фактически реализованной продукции в отчетном периоде. В нашем случае этот результат равен 39 504 тыс. руб,

- изменение цен на материалы и тарифы на услуги (энергию, водоснабжение, перевозки и т.п.) определяются по данным аналитического учета и расчетом экономистов. На предприятии ООО "Иж-Мото" рост цен на материалы и тарифы на услуги в общей сумме составили 41 903тыс. руб., что отрицательно повлияло на финансовый результат предприятия,

- изменение затрат на 1 рубль продукции. Их влияние определяем путем сравнения базисной себестоимости проданных товаров отчетного года (стр.2 гр.2) с фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материалы и прочие ресурсы. По сведениям экономического отдела по анализируемому предприятию этот показатель составляет 139841.

Таким образом, сокращение на 23789 тыс. руб. затрат на 1 рубль продукции положительно повлияло на финансовый результат, что является результатом режима экономии реализуемого на данном предприятии.

Кроме выше названных факторов исследуется случаи нарушения хозяйственной дисциплины: экономия, образовавшаяся вследствие нарушения стандартов и технических условий, невыполнения плановых мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. На нашем предприятии эти факторы уменьшили убытки на 17 109 тыс. руб.

Результаты факторного анализа целесообразно оформить в виде таблицы 17.

Таблица 17 - Результаты расчетов влияния факторов на прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

Показатели

Сумме изменений прибыли (+, - )

1

2

Отклонение прибыли - всего

+37 294

В том числе за счет:

Уменьшения коммерческих расходов

+2 075

Увеличения отпускных цен на продукцию

+238 402

Увеличения объема продукции

+21 124

Уменьшения в структуре продукции

-10 227

Увеличения в стоимости продукции

-252 579

Изменения в себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции

+39 504

Рост цен на материалы и тарифов на услуги

-41 903

Сокращение уровня затрат

+23 789

Нарушение хозяйственной дисциплины

+17109

Анализ прибыли в составе маржинального дохода. В современных условиях предприятия имеют возможность организовать управленческий учет по международной системе, основным принципом которого является наличие раздельного учета переменных и постоянных затрат по видам изделий. Основное значение такой системы заключается в высокой степени интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений, что в итоге позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.

Рассмотрим методику анализа финансовых результатов, основывался на категории маржинального дохода.

Маржинальный доход представляет собой сумму прибыли и постоянных расходов. Суть этой категории в том, что полное погашение всех постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты деятельности предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализованном виде маржинального дохода Dm можно представить двумя основными формулами:

Dm = P + Zc (1)

Dm = Q - Zv (2)

где, P - прибыль, Zc - постоянные расходы (не зависят от изменения объема производства), Zv - переменные расходы (изменяются пропорционально изменению объема производства), Q - выручка от продаж.

Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу (3) следующим образом:

Р = Dm - Zc (3)

В аналитических расчетах прибыли от продаж часто используют показатели выручки от продаж и удельного веса маржинального дохода в выручке продаж вместо показателя общей суммы маржинального дохода. Эти три показателя взаимосвязаны:

Dy = Dm: Q (4)

где, Dy - удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж.