logo
Анализ и совершенствование хозяйственной деятельности предприятия (АСОИ) на примере ООО ИЖ-МОТО

1.6 Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии

Характеризуя производственную деятельность ООО «Иж-Мото», выпускаемую им продукцию надо знать специфику товара и конкурентов, а для успешного выхода на мировой рынок данная информация просто необходима. Поэтому рассмотрим типы мототехники и проанализируем продукцию ижевского мотоциклетного завода.

На сегодняшний день мир мототехники можно разделить на несколько классов (типов). Это мотовелосипеды, мини-байки, мопеды, скутеретты, скутеры (или мотороллеры), классические мотоциклы, чопперы, спортбайки, туристские мотоциклы, эндуро, мотоциклы с коляской, ATV (All Terrain Vehicle) -- четырехколесные мотоциклы, часто полноприводные. Характеристика различных типов приведена в таблице 9.

Таблица 9 - Характеристика мотоциклетной техники.

Тип мотоцикла

Описание основных характеристик

1

2

Мини-байк

Диаметр колес не более 12,

Двигатель - 20-50 см 3

Мопед

Двигатель - 50 см 3,

Характерная рама часто служит бензобаком

Мотороллер

Двигатель - 20-250 см 3,

Компановка двигателя под сиденьем, развитая облицовка с защищающим водителя передним щитом и настилом под ногами

Стандартный мотоцикл

Двигатель - 250-800 см 3,

Классическая компановка

Чоппер

Двигатель - 350-1200 см 3,

Высокий, «рогатый» руль, ступенчатое седло, устремленная вперед вилка, вынесенные вперед подножки

Спорт-байк

Двигатель - 350-1500 см 3,

Обтекатель гоночного типа, низкий руль и высокие подножки придают лежачую посадку

Эндуро

Двигатель - 250-800 см 3,

Колеса предназначены для любых дорог

Мотовездеход

3 или 4 широкопрофильных колеса,

Внедорожник,

Существуют и другие классификации мотоциклов:

- по объему двигателей (тяжелые, средние, маленькие),

- по типу двигателя (четырехтактные, двухтактные) и т.д.

Мотоциклы, выпускаемые ООО «Иж-Мото», в основном относятся к типу стандартных дорожных мотоциклов среднего класса с двухтактным двигателем и предназначены для эксплуатации на дорогах с различным покрытием. Они могут эксплуатироваться с боковым прицепом и грузовым универсальным модулем. Однако данные мотоциклы непригодны для спорта и езды в зимнее время года. Поэтому в 1999 году на базе спортивного мотоцикла был изготовлен мотоцикл типа эндуро с использованием некоторых узлов дорожного мотоцикла “ИжПланета-5”. В 1999г. был также запущен в мелкосерийное производство мотоцикл типа чоппер - «Юнкер», основные достоинства которого в хорошей управляемости, наличии тяговитого двигателя. Однако, несмотря на недостатки (нечеткое управление КПП, не лучший вариант дизайна задней части мотоцикла), мотоцикл уже вызвал интерес со стороны покупателей.

На существующем рынке мотопродукции существует еще несколько предприятий, которые выпускают сходный ассортимент:

- ковровский завод, выпускает мотоциклы марки «Восход»-малый класс,

- минский завод с мотоциклами марки “Минск” - малый класс,

- ирбитский завод, выпускающий мотоциклы марки “Урал” большой класс.

Проведем анализ товаров фирм-конкурентов. Данные сведены в таблице 10.

Таблица 10 - Анализ показателей конкурентоспособности товаров фирм - конкурентов, в баллах.

Показатели

Фирмы-конкуренты

г.Ижевск

г.Ирбит

г.Ковров

г.Минск

Марка

“ИЖ-П-5”

“Урал”

“Восход”

“Минск”

Мощность

3

5

2

2

Скорость

4

4

3

2

Экономичность

3

3

4

3

Грузоподъемность

3

4

1

1

Ремонтопригодность

4

2

3

3

Дизайн

4

2

1

1

Сопутствующие цены

4

2

0

0

Модификации

4

3

2

1

Цена в пересчете на условную единицу*

1

1,36

0,57

0,45

Индекс конкурентности Jк= оценка/цена

29,0

18,38

28,07

28,88

Исходя из результатов таблицы 10, можно сделать вывод, что мотоциклы, производимые ООО «Иж-Мото», являются наиболее конкурентоспособными (отрыв от конкурентов очень несущественен, вследствие дороговизны мотоциклов) из всех мотоциклов, представленных на нашем рынке. Этот вывод основан как на сравнении цен, так и на некоторых конкурентных преимуществах мотоцикла Ижевского производства.

Рис.1 - Производство и реализация мотоциклов и мотокомплектов.

Последнее время наблюдается тенденция снижения объема продаж продукции мотоциклетного завода на внутреннем рынке России. Данная ситуация вызвана внешними объективными, вызванными социально-экономическим кризисом в России и снижением платежеспособности потребителя. А также ряд субъективных причин, в основе которых лежит несоответствие составляющих комплекса маркетинга ситуации на рынке:

- отсутствие информации относительно данного продукта на рынке,

- несовершенное формирование и использование каналов товародвижения,

- несоответствие цены положению предприятия среди конкурентов,

- несоответствие товарных составляющих предпочтениям потребителей ценового сегмента,

- отсутствие системы продвижения продукта.

Структура сбыта, приведена в таблице 11.

Таблица 11 - Характеристика каналов сбыта мотоцикло Марки «Иж» в 2006г.

Канал сбыта

Количество (шт.)

Сумма (руб.)

Внешний

3807

16 460,70

Внутренний

124

561,3

СТО

62

415,5

Всего

3994

9054,4

Таблица 9

Парк мототехники в 2006 году в Российской Федерации составил 6,2 млн. штук, в том числе мотоциклов - 5745шт.. В текущем году произошло падение объемов производства отечественной мототехники на 18 %. Особенно снизил производство завод имени Дегтярева. В тоже время есть и положительные моменты - возрождается мотоциклетный завод ОАО ”Молот”, наращивая темпы производства скутера “Стриж” и малолитражных двигателей, которыми предполагается комплектовать мототехнику класса 50 куб. см. собственного производства и планируемую к производству на ООО “Иж-Мото” и АК “Туламашзавод”.

Предприятию необходимо повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и осуществить переход на выпуск новых продуктов, конкурентных на внутренних и внешних рынках. Первым этапом процесса, реализация которого позволит решить данные вопросы является формирование базового товарного ассортимента. На данном этапе необходимо определить, какие из стратегических вариантов наиболее приемлемы для реализации предприятием в сложившихся условиях. Рассмотрим практическую реализацию возможных направлений расширения товарного предложения фирмы.

Насыщение. Расширение существующих номенклатурных позиций предприятия за счет дифференциации - внесения каких-либо изменений в конструкцию или дизайн товара без изменения основной технической характеристики. Возможны следующие походы к реализации данного направления:

- различная комплектация мотоциклов: спицованные или литые колеса, дисковые или колодочные тормоза и т.д. (тем более что у предприятия имеется достаточное количество подобных разработок),

- выпуск мотоциклов разных типов: “чоппер”, ”турист”, ”эндюро”, ”спорт”,

- выпуск уникальных (под заказ), единичных (особая окраска, ручная сборка, обкатка) и мелкосерийных мотоциклов.

Наращивание. Наращивание ассортимента ООО “Иж-Мото» возможно по следующим направлениям:

- производство мотоциклов легкого класса с объемом двигателя 50-200см.куб. ( наращивание вниз),

- производство мотоциклов тяжелого класса с объемом двигателя свыше 500см.куб. ( наращивание вверх),

- двустороннее наращивание, т.е. развитие ассортимента в обоих направлениях.

Частичная диверсификация. Производство продукции на базе узлов и деталей мотоциклов. Для этого варианта будет характерно производство таких изделий как мотоблоки, бензопилы, снегоходы, моторы для дельтапланов.

Представленные направления наиболее реальны для практической реализации на ООО “Иж-Мото”. Полная диверсификация на данный момент недоступна предприятию, поскольку подразумевает собой обязательные крупные капиталовложения в сферу НИОКР, на закупку лицензий и освоение производства, а вследствие острого дефицита свободных средств ООО “Иж-Мото”, не приемлема для указанного предприятия.

По данным литературных источников, в настоящее время в развитых странах выпускается более 1200 моделей дорожных мототранспортных средств.

Наибольшее разнообразие типов и модификаций приходится на класс 50см.куб. (примерно 30% от общего числа моделей). Такое развитие типажа связано с благоприятной для этого класса конъюнктурной ситуацией, сложившейся в большинстве стран:

- законодательные льготы по налогообложению,

- необязательность наличия водительского удостоверения и ношения шлема,

- низкий возрастной предел,

- нетребовательность к хранению,

- динамические свойства, достаточные для движения в насыщенном городском транспортном потоке,

- возможность использовать в качестве дополнительного транспорта.

В России практически не осталось заводов выпускающих мототехнику с малыми объемами двигателя, а именно этот класс мототехники является наиболее популярным в мире и эта популярность растет.

На ООО “Иж-Мото” давно ведутся разработки мотоциклов с объемом двигателя 50 и 150см.куб. Предприятию необходимо как можно скорее занять этот сегмент рынка, иначе он будет занят конкурентами (Ковровский завод уже приступил к выпуску мопеда, другие предприятия могут последовать его примеру). Привлекательность данных разработок вызвана наличием ниши на внутреннем рынке и растущим спросом на зарубежном рынке.

Сложившаяся социально-экономическая обстановка внутри страны и особые требования зарубежных потребителей настоятельно диктуют производителю переход на более гибкую техническую политику, на резкое расширение модельного ряда, на быструю смену моделей, на привлечение потенциальных покупателей с различной степенью достатка. Особое место в этой политике занимает повышение качества выпускаемых изделий. Специалистами ООО “Иж-Мото” принято решение о занятии ниши 125-250см. куб., как наиболее продаваемой, с использованием 4-х-тактных двигателей, на первых этапах, зарубежного производства.

Выпуск возможно большего числа моделей малыми партиями, безусловно, повышает шанс достижения поставленных задач в расширении рынков сбыта, в своевременном реагировании на все колебания конъюнктуры и соответственном увеличении объемов производства той или иной модели. Однако малым тиражам, как известно, сопутствует увеличение доли ручного труда и соответственно себестоимости продукции, что в совокупности с невозможностью резкого увеличения цен на мотоизделия, по ряду причин, в значительной степени, снижает уровень рентабельности производства.

В результате маркетинговых исследований проведенных в 9 регионах Российской Федерации были получены следующие данные:

-Наибольшее распространение мототехника получила в районах с субтропическим и умеренным климатом, что обусловлено условиями эксплуатации (продолжительный летний период) техническими характеристиками мотоциклов (экономичность, простота управления),

-Более высокий процент использования мотоциклов в районах с развитым сельским хозяйством. На основании этого можно сделать вывод о том, что основным потребителем мототехники является сельский житель:

- городское население - 30 %,

- сельское население - 70 %.

ООО “Иж-Мото” выпускает 2 базовые модели мотоциклов среднего объема двигателя в 350 куб.см. «Иж-Планета» и «Иж-Юпитер» и несколько ихмодификаций. По данным ГИБДД проведены исследования потребителей мотопродукции на внутреннем рынке в таблице 12.

- Таблица 12 - Возрастной состав владельцев мотоциклов «ИЖ»

Возраст, лет

Количество мотоциклов, %

20-30

30-40

40-50

более 50

41

30

18

4

Итого:

100 %

Таким образом, возрастной состав владельцев мотоциклов «ИЖ» - это наиболее работоспособная и репродуктивная часть населения. Именно эта категория жителей страны является самой экономически состоятельной и платежеспособной. Данные о социальном составе владельцев мотоциклов марки «ИЖ» мы можем увидеть из таблицы 13.

Таблица 13 - Социальное положение владельцев мотоциклов “ИЖ”

Социальный состав

% к итогу

Рабочие и колхозники

61,5

Служащие

25,8

Учащиеся

4,8

Прочие

7,9

Итого:

100 %

Таким образом, на основе анализа можно сделать выводы:

обеспеченность населения мотоциклами составляет 53 единицы на 1000 жителей или 16 мотоциклов на 100 семей.

Следовательно, интерес покупателей к мотоциклу определяется тем, что его рассматривают как индивидуальное транспортное средство, как семейное транспортное средство или как второе транспортное средство в семье. Основные потребители мотопродукции это сельские жители в возрасте от 20-30 лет.

Продукция, ижевских мотоциклостроителей, традиционно была ориентирована на людей со средними доходами и ниже средних. Основные потребители - работники сельского хозяйства, рабочие, служащие. До конца 80-х годов при объемах выпуска в пределах 360-380 тыс. шт. в СССР наблюдался постоянный дефицит мотопродукции.

На мировом рынке мототехники в настоящее время сложилась следующая ситуация: число фирм, способных производить все типы мотоциклов четыре - это японские промышленные гиганты. Наибольшее же число фирм производит один (47% фирм) или два типа мотоциклов (30% фирм).

Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «Иж-Мото» является крупнейшим производителем мотопродукции, и спектр ее очень многообразен. Но в сложившейся на сегодняшний день ситуации, как на отечественном, так и на мировом рынке, реализация мотоциклов осложнена сильной конкуренцией со стороны аналогичных фирм мотопроизводителей и другого товара - автомобилей.