Анализ и управление оборотными активами предприятия

дипломная работа

1.2 Нормативно-правовое регулирование формирования оборотных активов

В Российской Федерации главной базой информационного обеспечения являются нормативные документы имеющие разный статус. С их помощью и регламентируются все отношения и процессы, происходящие в государстве.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

Рассмотрим основные нормативные акты, регулирующие формирование оборотных активов предприятия.

Поскольку в составе оборотных активов имеется дебиторская задолженность, то она регулируется норами Гражданского Кодекса РФ.

Статья 307 ГК РФ раскрывает понятие обязательства и основания его возникновения. [1, Ст. 307]

В статье 308 дается понятие сторон обязательства и их взаимоотношений. [1, Ст. 308]

Глава 22 ГК РФ (ст. 309-328) посвящена процессу исполнения обязательств, возникающих вследствие договорных отношений, а именно: процессу исполнения обязательств, в т.ч. по частям, месту исполнения, срокам, досрочному исполнению, солидарным обязательствам.

В главе 23 ГК РФ рассматриваются способы обеспечения обязательств - залог, удержание, поручительство, пеня, неустойка и пр. [1]

Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. № 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.

В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учету и отчетности; из них особенно важным в разрезе выбранной темы является ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», поскольку в нем изложены основные принципы учета, классификации, оценки материально-производственных запасов предприятия. Также регулирует оборотные активы и ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», определяя их понятие, классификацию, способы оценки и учета на предприятии.

Положение по бухгалтерскому учету 5/01 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете организации информации о материально-производственных запасах. Согласно этому положению единица бухгалтерского учета МПЗ выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера МПЗ, порядка их приобретения и использования единицей учета может служить номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.д.

В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:

- о способах оценки МПЗ по их группам (видам);

- о последствиях изменений способов оценки МПЗ;

- о стоимости МПЗ, переданных в залог;

- о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

Результативность анализа оборотных активов во многом зависит от его правильной организации, планомерности его проведения и источников информационного и методического обеспечения анализа. Все источники данных для анализа делятся на три группы:

1. Нормативно-плановые источники - все типы планов, которые разрабатываются на предприятии, нормативные материалы, сметы, ценники, калькуляции, проектные задания и т.д.

2. Источники информации учетного характера - все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

3. Внеучетные источники - документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования предприятия: официальные документы (законы, постановления и т.д.), хозяйственно-правовые (договора, решения суда и т.д.), техническая и технологическая документация, инфорамция об основных контрагентах предприятия, данные о состоянии рынка и др.

Баланс (франц. Balance - весы) - система показателей сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающих наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату. Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используются в планировании, учете и экономическом анализе. Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности.

Бухгалтерский баланс построен на классификации хозяйственных средств, т.е. он состоит из двух равновесных частей: в одной отражаются средства по их составу (основные средства, производственные запасы, готовая продукция, касса и т.д.), а в другой - по источникам формирования (уставный капитал, ссуды банка, задолженность поставщикам и т.д.). Первая часть баланса называется активом, а вторая - пассивом. Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, поскольку и в активе и в пассиве отображается одно и то же - хозяйственные средства предприятия, но с разных сторон: в активе показывается состав средств, а в пассиве за счет каких источников они сформированы. Каждый элемент актива и пассива (вид средств или источников) называют статьей баланса.

Второй раздел баланса состоит из текущих активов, которые сформированы в отдельные группы: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.

Согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» утв. приказом Минфина РФ от 6.07.97 г. № 43н установлено содержание бухгалтерского баланса в составе бухгалтерской отчетности организации.

Бухгалтерская отчетность и бухгалтерский баланс в составе бухгалтерской отчетности должны давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности изменениях в ее финансовом положении.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделениями в зависимости от срока обращения (погашения) краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

При формировании показателей бухгалтерской отчетности, в которую входит бухгалтерский баланс (Ф.№1) необходимо руководствоваться Положением отчетности в РФ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным Приказом Минфина РФ от 6.07.99 г. № 43к., Приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н. «О формах бухгалтерской отчетности организаций», Методическими рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом Минфина РФ от 28.06.2000 г. № 60н.

В графе «На начало отчетного периода» показываются данные на начало года, которые должны соответствовать данным графы «На конец отчетного периода» предыдущего года с учетом произведенной на начало отчетного года реорганизации, а так же изменений в оценке показателей бухгалтерской отчетности, связанных с применением Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». В графе «На конец отчетного периода» показываются данные о стоимости активов, капитала, о резервах и обязательствах на конец отчетного периода (месяц, квартал, год).

Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:

- о прибыли (убытках) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (из выручки нетто вычитают себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы и управленческие расходы, если они по учетной политике выделяются из производственной себестоимости и списываются на счета реализаций);

- о прочих доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате (сумм процентов по ценным бумагам и сумм, причитающихся от банков за пользование ими остатками средств на счетах организации), доходах от участия в других организациях, прочих операционных доходах и расходах, внереализационных доходах и расходах, прибыли (убытков) до налогообложения;

- об отложенных налоговых активах, отложенных налоговых обязательствах, текущем налоге на прибыль и чистой прибыли (убытке) отчетного периода.

Справочно в отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о постоянных налоговых обязательствах (активах), базовой и разводненной прибыли (убытка) на одну акцию.

«Отчет о движении денежных средств» (ф. № 4) содержит сведения об остатке денежных средств на начало отчетного года и конец отчетного периода, о движении денежных средств (по направлениям) по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года и влиянии изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю.

«Приложение к бухгалтерскому балансу» (ф. № 5) состоит из десяти разделов. Первые три раздела «Нематериальные активы», «Основные средства», «Доходные вложения в материальные ценности», «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» и «Расходы на освоение природных ресурсов» содержатся сведения о наличии на начало отчетного года и конец отчетного периода, поступлении и выбытии внеоборотных активов предприятия.

В разделе «Финансовые вложения» отражаются данные о различных видах долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений на начало отчетного года и конец отчетного периода (вкладах в уставные капиталы других организаций, ценных бумагах, предоставленных займах, депозитных вкладах, прочих финансовых вложениях). В разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» указываются сведения об основных видах краткосрочной и долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности на начало отчетного года и конец отчетного периода, а в разделе «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)» - данные о затратах по элементам за отчетный и предыдущий годы.

Изучив информационную базу анализа оборотных активов, рассмотрим непосредственно методику их анализа и особенности управления.

Делись добром ;)