logo
Анализ и усовершенствование работы КП "Жилкомсервис"

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Несовершенство системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Украины, промедление с его реформированием привели к тому, что предприятия отрасли не в состоянии эффективно работать в рыночных условиях и предоставлять потребителям услуги надлежащего уровня и качества. На 1 января 2004 года дебиторская задолженность в отрасли составляла 8,7 млрд. гривен, кредиторская - 8,6 млрд., из них 5,2 млрд. гривен - оплата жилищно-коммунальных услуг населением. По итогам работы в 2003 году убытки предприятий превысили 1,1 млрд. гривен, которые в 2,2 раза больше, чем в 2002 году.

Каждый третий жилой дом нуждается в капитальном ремонте. В аварийных и обветшалых домах проживает 202,4 тыс. лиц, которые нуждаются в отселении с предоставлением необходимого жилья. Почти в 85 процентов жилых домов повышенной этажности (10 этажей и выше) система противопожарной защиты не работает или ее техническое обслуживание не осуществляется.

В аварийном состоянии находятся почти треть водопроводно-канализационных и тепловых сетей, около 30 процентов теплопунктов, свыше 15 процентов мостов и путепроводов.

Нуждаются в замене 82 процента подвижного состава городского электрического транспорта и больше 35 процентов трамвайных колей, контактной и кабельной сетей, 70 процентов автотранспорта в сфере благоустройства, около 40 процентов насосного оборудования и котлов, свыше 20 тысяч лифтов и т.п.

Площадь естественного и техногенного подтопления городских территорий составляет близко 11 процентов. Необходимо осуществить срочный ремонт или реконструкцию 50 процентов защитных сооружений морского побережья. Не отвечают санитарным нормам 48 процентов полигонов для твердых бытовых отходов. В 2003 году образовалось свыше 2,5 тыс. несанкционированных свалок мусора.

С каждым годом ухудшается качество жилищно-коммунальных услуг. Так, нарушаются сроки начала и истечение отопительного сезона, услуги по централизованному теплоснабжению предоставляются с отклонением от нормативных требований. В ряде городов вообще отсутствует централизованное снабжение горячей воды, в отдельных регионах горячая вода подается лишь в зимний период.

Более как половина городов с населением свыше 100 тыс. человек обеспечивается питьевой водой не круглые сутки, а по графику. В некоторых областях зафиксированы случаи несоответствия проб питьевой воды требованиям государственного стандарта за химическими и бактериологическими показателями. Неудовлетворительное техническое состояние водопроводных сетей приводит к вторичному загрязнению питьевой воды и угрозы возникновения инфекционных заболеваний.

Возрастают удельные расходы энергетических ресурсов во время производства и предоставление жилищно-коммунальных услуг, которые в 2 - 3 раза большие, чем в странах Европейского Союза. Законодательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства (особенно нормативно-правовые акты местных государственных администраций и органов местного самоуправления) не полностью отвечает директивам Европейского Союза и Европейской хартии местного самоуправления, которое не оказывает содействие созданию привлекательного инвестиционного климата.

Несовершенство системы социальной защиты населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг, низкий уровень осведомленности населения, несогласование норм законодательства и отсутствие в нем определенных норм относительно регулирования взаимоотношений потребителей и производителей исполнителей жилищно-коммунальных услуг предопределяет рост неудовольствия среди населения.

Цель Программы состоит в осуществлении государственной политики из реформирования жилищно-коммунального хозяйства, повышение эффективности и надежности его функционирование, обеспечение постоянного развития для удовлетворения нужд населения и хозяйственного комплекса в жилищно-коммунальных услугах согласно установленным нормативам и национальным стандартам.

Государственная политика реформирования жилищно-коммунального хозяйства базируется на таких основных принципах:

1) обеспечение постоянного функционирования и динамического развития сферы жилищно-коммунального хозяйства;

2) усовершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;

3) обеспечение доступа всех слоев населения к жилищно-коммунальным услугам, которые отвечают требованиям государственных стандартов;

4) внедрение государственных социальных стандартов (норм и нормативов) в сфере жилищно-коммунального обслуживания;

5) стимулирование инвестиционной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

6) обеспечение эффективного использования денежных, человеческих и материальных ресурсов производителями/исполнителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг;

7) приоритетности инновационного развития в жизнеобеспечении населенных пунктов, содействие научно-техническому прогрессу в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

8) гласности, общественного контроля и прозрачности в принятии решений по вопросам жилищно-коммунального хозяйства органами исполнительной власти и органами местного самоуправления согласно их полномочиям;

9) ответственности органов местного самоуправления за эффективное использование имущества территориальной общины и обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами согласно государственным социальным стандартам;

10) создание одинаковых условий для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Выполнение Программы осуществляется за такими основными направлениями:

1) организация эффективного управления в сфере производства и предоставление жилищно-коммунальных услуг;

2) углубление демонополизации жилищно-коммунального хозяйства, создание конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг;

3) обеспечение безубыточного функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

4) техническое переоснащение жилищно-коммунального хозяйства, приближение к требованиям Европейского Союза показателей использования энергетических и материальных ресурсов на производство жилищно-коммунальных услуг.

Выполнение Программы нуждается в нормативно-правовом и научно-техническом обеспечении, реализации центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Основных задач центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно реализации Общегосударственной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004 - 2010 года (приложение N 1 к Программе).

Нормативно-правовое обеспечение выполнения Программы предусматривает:

1) поэтапная разработка на протяжении 2004 - 2006 и 2007 - 2010 лет проектов нормативно-правовых актов по вопросам регулирования отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

2) проведение гармонизации национальных стандартов и других нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства с директивами Европейского Союза.

Научно-техническое обеспечение выполнения Программы предусматривает:

1) проведение научно-технических исследований по вопросам эксплуатации и технического обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства населенных пунктов, защиты территорий от вредного действия вод;

2) разработка и внедрение новейших технологий и оборудования, направленных на техническое переоснащение предприятий жилищно-коммунального хозяйства и сокращение удельных расходов энергетических и материальных ресурсов;

3) отладка производства новых образцов коммунальной техники и оборудование для нужд жилищно-коммунального хозяйства;

4) создание системы мониторинга состояния жилищно-коммунального хозяйства и его реформирование, соответствующих баз данных;

5) внесение изменений в строительные нормы и правила для более активного использования научно-технических достижений и на их базе обновления основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

6) разработку и реализацию программ развития предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

7) образование энергосервисных компаний в жилищно-коммунальном хозяйстве;

8) разработка и обеспечение выполнения программ стимулирования экономного использования потребителями питьевой воды и тепловой энергии;

9) создание Фонда муниципального развития Украины при участии Международного банка реконструкции и развития, целевых фондов энергосбережения на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, внедрение долгосрочных проектов их технического переоснащения на основе лизинга.

Ежегодно местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления разрабатывают согласно направлениям Программы региональные и местные программы (мероприятия) реформирование и развития жилищно-коммунального хозяйства. Программа выполняется в два этапа.

На первом этапе (2004 - 2006 года) предполагается:

1) завершить разработку первоочередных нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые бы оказывали содействие проведению системных преобразований в области и определяли приоритетные направления ее развития;

2) реформировать систему управления жилищно-коммунальным хозяйством, сформировать новые учреждения управления жилищным фондом, которые базируются на системе договорных отношений;

3) достичь улучшения финансово-экономического состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства, создать условия для их безубыточной деятельности;

4) создать благоприятные условия для накопления инвестиционных ресурсов с целью технического переоснащения предприятий жилищно-коммунального хозяйства и развития коммунальной инфраструктуры;

5) создать предпосылки для обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами надлежащего уровня и качества согласно национальным стандартам;

6) обеспечить проведение постоянных консультаций с общественностью по вопросам реализации государственной и региональной политики относительно реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства;

7) обеспечить постепенный вывод из эксплуатации аварийных жилых домов и восстановление аварийных объектов коммунального хозяйства за счет солидарного финансирования из государственного и местных бюджетов.

На втором этапе (2007 - 2010 года) предполагается:

1) обеспечить население жилищно-коммунальными услугами высокого уровня и качества согласно требованиям национальных стандартов, гармонизованных с международными или региональными;

2) провести комплексную модернизацию и техническое переоснащение предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью уменьшения ресурсопотребления и соблюдение экологических нормативов и норм противопожарной защиты;

3) обеспечить полное возмещение предприятиям экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг;

4) уменьшить региональные диспропорции относительно качества и уровня обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами;

5) учесть расходы на капитальный ремонт жилищного фонда в структуре тарифов платы за жилье;

6) ввести эффективную систему государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере вода-, теплоснабжения и водоотвод;

7) приблизить неучтенные потери воды и тепловой энергии и расхода энергоресурсов на производство жилищно-коммунальных услуг к уровню стран Европейского Союза;

8) обеспечить учет воды и тепловой энергии в точках распределения и на вводах к многоквартирным жилым домам;

9) обеспечить внедрение и соблюдение государственных социальных стандартов (норм и нормативов) в сфере жилищно-коммунального обслуживания населения.

Функции содействия взаимодействия и обеспечение координации работы министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, связанной с выполнением Программы, а также корректирование предусмотренных ею Основных задач центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно реализации Общегосударственной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004 - 2010 года согласно имеющимся финансовым и материальным возможностям полагаются на Межведомственную комиссию по реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства, региональные комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Организацию выполнения Программы осуществляют согласно своим полномочиям:

1) на государственном уровне - центральный орган исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и другие центральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий;

2) на региональном уровне - Республиканский комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Автономной Республики Крым, управление (главные управления) жилищно-коммунального хозяйства местных госадминистраций;

3) на местном уровне - структурные подразделения/должностные лица исполнительных органов городских, поселковых, сельских советов.

Мониторинг реформирования жилищно-коммунального хозяйства осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины на основе системы индикаторов (показателей). Перечень необходимых индикаторов (показателей) разрабатывается центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с центральным органом исполнительной власти по вопросам статистики.

Формы проведения государственных статистических наблюдений за состоянием реформирования жилищно-коммунального хозяйства и соответствующие разъяснения разрабатывает и утверждает центральный орган исполнительной власти по вопросам статистики по согласованию с центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Центральный орган исполнительной власти по вопросам статистики устанавливает территориальным органам государственной статистики сроки представления информации по утвержденной форме и обеспечивает ее обобщение.

Результаты мониторинга освещаются в средствах массовой информации в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Финансовое обеспечение выполнения Программы осуществляется по таким направлениям:

1) организация эффективного управления в сфере производства и предоставление жилищно-коммунальных услуг;

2) углубление демонополизации жилищно-коммунального хозяйства, создание конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг;

3) обеспечение безубыточного функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

4) техническое переоснащение жилищно-коммунального хозяйства, приближение к требованиям Европейского Союза показателей использования энергетических и материальных ресурсов на производство жилищно-коммунальных услуг.

Источниками финансирования мероприятий Программы есть:

1) средства государственного и местных бюджетов;

2) средства предприятий жилищно-коммунального хозяйства согласно программам их развития, утвержденных органами местного самоуправления в порядке, установленном законом;

3) гранты, кредиты международных организаций, благотворительные взносы;

4) иностранные инвестиции и средства физических и юридических лиц, которые привлекаются путем приватизации предприятий жилищно-коммунального хозяйства, передачи объектов области в управление, аренду, концессию;

5) кредиты отечественных коммерческих банков.

Ориентировочный объем финансового обеспечения выполнения задач Программы приведено в приложении N 2.

Обоснование необходимого объема ассигнований из государственного бюджета подается каждый год вместе с проектами Государственной программы экономического и социального развития и Государственного бюджета Украины на соответствующий год центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, другими исполнителями Программы в установленном законодательством порядке.

Контроль за выполнением этой Программы, а также региональных и местных программ осуществляют Межведомственная комиссия по реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства, центральный орган исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, другие центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Общественный контроль за ходом реализации Программы осуществляется (по их желанию) представителями общественных организаций, в уставе которых предусмотрена деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Центральный орган исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства каждый год подает Кабинета Министров Украины информацию о ходе выполнения задач, определенных Программой.

Кабинет Министров Украины каждый год, не позднее 1 июля, на основании мониторинга подает Верховной Раде Украины отчет о состоянии выполнения Программы. В случае необходимости по представлению центрального органа исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Межведомственная комиссия по реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства вносит предложения по корректированию задач Программы.

Контроль за использованием бюджетных средств, направленных на обеспечение выполнения Программы, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Выполнение Программы даст возможность:

1) обеспечить реализацию государственной политики относительно регионального развития, прежде всего в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

2) уменьшить до уровня эксплуатационной безопасности износ основных фондов в жилищно-коммунальном комплексе расходы и потери при производстве жилищно-коммунальных услуг;

3) обеспечить постоянную и эффективную работу предприятий жилищно-коммунального хозяйства, повысить уровень безопасности систем жизнеобеспечения населенных пунктов;

4) улучшить качество жилищно-коммунального обслуживания населения;

5) достичь оптимального соотношения в уровне доходов населения и его расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг;

6) создать прозрачный механизм взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий и общественности, направленный на решение проблемных вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.