3. Различные методы расчета ВВП
ВВП может быть рассчитан по методу конечного использования, то есть путем суммирования расходов всех потребителей на закупку конечной продукции. В этом случае ВВП определятся как сумма расходов на конечное потребление товаров и услуг, валового накопления и чистого экспорта.
Расходы на конечное потребление товаров и услуг включают в себя: расходы домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг, расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, и расходы учреждений государственного управления (бюджетных организаций).
Приведем уровень расходов на конечное потребление на душу населения в некоторых странах (табл. 2).
Самые низкие расходы на конечное потребление на душу населения в 2008 г. наблюдались в Молдове, Украине, Беларуси, Российской Федерации, Македонии, Болгарии и Румынии, а наивысшие -- в Люксембурге, Норвегии, Великобритании, Швейцарии и Нидерландах.
К государственным органам, чьи расходы учитываются в ВВП, относят бюджетные организации здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, а также органы государственного управления, обороны, науки, охраны правопорядка и др. Государственные расходы включают в себя расходы этих институтов и учреждений на закупку товаров и услуг, а также выплату заработной платы государственным служащим. При этом для определения ВВП в составе государственных расходов не учитывают трансферты (пенсии, социальную помощь и др.), поскольку они не связаны с нынешним производством.
Таблица 2.Расходы на конечное потребление в расчете на душу населения в Украине и других европейских странах в текущих ценах в 2008 г. (тыс. дол.)
Страна |
Расходы на конечное потребление в расчете на душу населения |
в том числе |
||
домашних хозяйств и некоммерческих, обслуживающих их организаций |
органов государственного управления |
|||
Австрия........................... |
28,3 |
20,9 |
7,4 |
|
Бельгия........................... |
27,8 |
19,2 |
8,6 |
|
Беларусь......................... |
8,4 |
6,4 |
2,0 |
|
Болгария......................... |
11,2 |
9,0 |
2,2 |
|
Великобритания............ |
32,0 |
23,9 |
8,1 |
|
Греция............................. |
27,0 |
21,9 |
5,1 |
|
Дания.............................. |
29,1 |
18,8 |
10,3 |
|
Эстония.......................... |
16,3 |
12,1 |
4,2 |
|
Ирландия........................ |
29,4 |
21,7 |
7,7 |
|
Исландия........................ |
30,3 |
20,7 |
9,6 |
|
Испания.......................... |
25,3 |
18,9 |
6,4 |
|
Италия............................ |
26,0 |
19,4 |
6,6 |
|
Кипр................................ |
26,9 |
21,4 |
5,5 |
|
Латвия............................. |
15,1 |
11,5 |
3,6 |
|
Литва............................... |
16,8 |
12,9 |
3,8 |
|
Люксембург................... |
42,1 |
28,7 |
13,4 |
|
Македония...................... |
10,6 |
8,7 |
2,0 |
|
Мальта............................ |
20,8 |
15,5 |
5,2 |
|
Молдова......................... |
3,4 |
2,8 |
0,6 |
|
Нидерланды................... |
30,6 |
19,7 |
11,0 |
|
Германия........................ |
27,7 |
21,0 |
6,7 |
|
Норвегия......................... |
35,7 |
23,8 |
11,9 |
|
Польша........................... |
14,5 |
11,2 |
3,4 |
|
Португалия..................... |
21,9 |
17,0 |
5,0 |
|
Российская Федерация.. |
10,6 |
7,8 |
2,8 |
|
Румыния......................... |
12,7 |
10,1 |
2,6 |
|
Словакия........................ |
17,2 |
13,2 |
4,0 |
|
Словения........................ Венгрия.......................... |
20,7 15,6 |
15,4 11,2 |
5,3 4,5 |
|
Украина.......................... Финляндия..................... Франция......................... |
5,9 27,9 27,8 |
4,6 19,4 19,7 |
1,3 8,5 8,0 |
|
Чешская Республика Швейцария..................... Швеция........................... |
18,1 30,6 28,6 |
12,8 25,7 18,3 |
5,3 4,9 10,2 |
В странах с высоким уровнем ВВП на душу населения наблюдается и высокий уровень расходов органов государственного управления на душу населения. Так, в 2008 г. такие расходы были самыми большими в Люксембурге, Норвегии, Нидерландах, Дании и Швеции, а самыми меньшими -- в Молдове, Украине, Македонии, Беларуси, Румынии и Российской Федерации.
Другой составляющей, которая учитывается при вычислении ВВП страны, является валовое накопление (инвестиционные расходы компаний). В валовое накопление входят: валовое накопление основного капитала, изменения запасов материальных оборотных средств, чистого приобретения ценностей. В таблице 3 приведена динамика валового накопления на душу населения.
Валовое накопление основного капитала включает стоимость возведенных зданий и сооружений (как производственных, так и жилых), а также приобретенных станков, машин, оборудования, транспортных и других основных средств. Самые низкие показатели валового накопления на душу населения и валового накопления основного капитала в 2008 г. имели Молдова, Украина, Македония, Российская Федерация, а самые высокие -- Люксембург, Норвегия, Испания и Швейцария.
Объемы валового накопления тесно связаны с инвестиционным климатом в стране. Наличие комплекса соответствующих стимулирующих финансовых рычагов, стабильного законодательства и развитой социальной среды создает условия, привлекающие инвестиции не только отечественных, но и зарубежных инвесторов. Существенное сокращение иностранных инвестиций в исследуемых странах в 2008 г. в основном обусловлено негативным влиянием мирового экономического кризиса (следствием которого стало значительное сокращение объемов производства почти во всех отраслях материального производства) и снижением деловой активности в финансовом секторе экономики. В Ирландии, Польше и Норвегии вообще имел место отток ПИИ из-за факторов внутренней экономической политики этих стран.
Таблица 3. Показатели динамики валового накопления в расчете на душу населения в Украине и других европейских странах в текущих ценах в 2006-2008 гг. (тыс. дол.)
Страна |
Валовое накопление |
в том числе основного |
|||||
На душу населения |
капитала на душу населен |
||||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
||
Австрия.............. |
8,1 |
8,8 |
9,2 |
7,7 |
8,1 |
8,8 |
|
Бельгия..................... |
7 6 |
8,1 |
8, 9 |
7, 1 |
7, 7 |
8,3 |
|
Беларусь...................... |
3,1 |
3,7 |
4,6 |
2,9 |
3,4 |
4,1 |
|
Болгария................. |
3, 4 |
4,3 |
5,1 |
2,7 |
3,4 |
4,4 |
|
Великобритания.......... |
6,1 |
6,5 |
6,2 |
6,0 |
6,4 |
6,2 |
|
Греция......................... |
5,8 |
6,3 |
6,3 |
5,8 |
6,1 |
5,9 |
|
Дания....................... |
8,2 |
8.6 |
8,5 |
7,8 |
8,3 |
8,0 |
|
Эстония......................... |
7,3 |
8,5 |
6,4 |
6,6 |
7,3 |
6,3 |
|
Ирландия................... |
11,7 |
11,8 |
9,5 |
11,3 |
11,8 |
9,4 |
|
Исландия...................... |
12,6 |
10,8 |
9,5 |
12,2 |
10,7 |
9,4 |
|
Испания........................ |
9,4 |
10,0 |
9,6 |
9.3 |
9,9 |
9,5 |
|
Италия.................... |
6,5 |
6,9 |
6,9 |
6,4 |
6,7 |
6,8 |
|
Кипр.................... |
5,5 |
6,4 |
7,4 |
5,4 |
6,3 |
7.2 |
|
Латвия................... |
5,9 |
6,9 |
5.7 |
4,9 |
5,8 |
5,4 |
|
Литва.................. |
4,2 |
5,6 |
5,4 |
4,0 |
5,1 |
5,0 |
|
Люксембург............ |
16,0 |
17,0 |
17,7 |
15.1 |
16,8 |
17,2 |
|
Македония.................... |
1,9 |
2,4 |
2.9 |
1,6 |
1,9 |
2,3 |
|
Мальта.................. |
5,0 |
5,2 |
4,3 |
4,7 |
4,8 |
4,0 |
|
Молдова................. |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
0,7 |
0,9 |
1,0 |
|
Нидерланды................. |
7,6 |
8,0 |
8,8 |
7,5 |
8,1 |
8,8 |
|
Германия................ |
5,9 |
6,5 |
7,1 |
6,1 |
6,7 |
7,1 |
|
Норвегия........... |
11,7 |
13,0 |
13,9 |
10,5 |
12,2 |
13,1 |
|
Польша................. |
3,2 |
4,1 |
4,3 |
3,0 |
3,6 |
4,0 |
|
Португалия.............. |
5,3 |
5,5 |
5,8 |
5,1 |
5,3 |
5,6 |
|
Российская Федерация. |
2,8 |
3,6 |
4,1 |
2,4 |
3,1 |
3,5 |
|
Румыния............ |
3,0 |
4,0 |
4,9 |
2,9 |
3,9 |
5,0 |
|
Словакия................ |
5,1 |
5,8 |
6,5 |
4,9 |
5,4 |
5,8 |
|
Словения............... |
7,4 |
8,6 |
9,4 |
6,8 |
7,5 |
8,4 |
|
Венгрия........................... |
4,4 |
4,5 |
4,8 |
4,0 |
4,1 |
4,3 |
|
Украина.......................... |
1,5 |
2,0 |
2,1 |
1,5 |
1,9 |
1,9 |
|
Финляндия..................... |
7,1 |
8,3 |
8,4 |
6,6 |
7,7 |
8,1 |
|
Франция.......................... |
6,7 |
7,4 |
7,6 |
6,5 |
7,1 |
7,5 |
|
Чешская Республика |
6,0 |
6,6 |
6,5 |
5,5 |
6,2 |
6,2 |
|
Швейцария..................... |
8,7 |
9,5 |
9,6 |
8,4 |
9,3 |
9,6 |
|
Швеция........................... |
6,7 |
7,8 |
8,0 |
6,7 |
7,5 |
7,9 |
Самый низкий уровень ПИИ (до 300 тыс. дол. на душу населения) зафиксирован в Молдове, Латвии, Литве, Украине, Испании, Беларуси, Российской Федерации, Португалии, Греции, Чешской Республике. Более высокий их уровень (до 1 млн. дол. на душу населения) -- в Польше, Румынии, Германии, Финляндии, Великобритании, Болгарии, Италии, Австрии. Достаточно высокие ПИИ (до 3 млн. дол.) наблюдаются в Эстонии, Дании, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Мальте. Самый высокий уровень этого показателя в Бельгии (3,07 млн. дол.), Ирландии (5,64 млн. дол.), Кипре (7,29 млн. дол.), Люксембурге (337,3 млн. дол.). Следует отметить, что показатель Кипра имеет такое значение исключительно из-за действующего в стране оффшорного режима для иностранных компаний.
Социально-экономическое развитие страны непосредственно определяется динамикой роста ее стратегических отраслей, к которым относятся промышленность, энергетика, сельское хозяйство, строительство и транспорт. Именно эффективность функционирования этих базовых отраслей обусловливает и развитость таких отраслей инфраструктуры, как торговля, материально-техническое снабжение и сбыт, ЖКХ, образование, медицина и др., которые в конечном счете влияют на уровень жизни населения.
- 2.2 Анализ социально-экономического развития Украины 2000-2007 гг.
- 50. Дать оценку интеграции Украины в европейские и другие структуры
- 4. Современное состояние и перспективы развития социально-экономической статистики в Украине
- 75. Проблемы социально-экономического развития Украины.
- 4. Украина - Европейский Союз
- Стратегия социально-экономического развития страны
- Тема 6.Проблемы, принципы и направления формирования стратегий экономического развития украины План:
- 4. Понятие международной экономической интеграции, основные направления развития интеграционных процессов Украины в европейские и другие мировые структуры