logo
Анализ издержек торгового предприятия

-анализ состояния, развития и использования материально-технической базы розничной торговли.

Во второй главе описывается анализ издержек обращения в торговле. Излагается:

- теория издержек предприятия, понятие об издержках предприятия и их видах, доходы и прибыль фирмы;

- стратегии управления издержками предприятиями;

- значение, задачи и информационное обеспечение анализа издержек обращения в торговле;

- анализ издержек обращения по общему объему, составу и структуре.

В третьей главе рассматривается методика факторного анализа выполнения плана и динамики издержек обращения:

-структурируются факторы, влияющие на выполнение плана и динамику издержек обращения, и приводится методика оценки их влияния;

- приводится методика анализа отдельных статей издержек обращения;

- рассматривается организация проведения оперативного анализа издержек обращения.

В четвертой главе проводится оценка и анализ издержек обращения торгового предприятия ТК «Солнышко» по методикам анализа издержек обращения для предприятия розничной торговли и факторного анализа выполнения плана и динамики издержек обращения. На основе проведенных расчетов делаются выводы о целесообразности и оптимальности издержек предприятия и даются рекомендации по сокращению издержек для дальнейшей эффективной деятельности предприятия в будущем.

1. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1. Анализ розничного товарооборота

1.1.1. Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота. Розничный товарооборот торгового предприятия (организации) является составной частью товарооборота города (области, района) и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. В связи с этим выполнение плана и динамику то-варооборота предприятия следует изучать во взаимосвязи с ана-лизом развития розничного товарооборота города (области, района) и покупательной способности населения. Такой анализ помогает выявить положительные и отрицательные стороны в торговой деятельности предприятия и разработать меры по росту товарооборота, улучшению ассортимента реализуемых товаров, повышению качества обслуживания покупателей. Одновременно исследуют закономерности развития розничного това-рооборота на душу населения. Сравнение фактических объемов среднедушевой реализации с физиологическими нормами по-треблений на душу населения по продовольственным товарам и рациональными нормами -- по непродовольственным позво-ляет изучить, и оценить степень удовлетворения потребностей населения в материальных благах.

Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг “Отчет о товарообороте и запасов товаров” (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) “Отчет о продаже и запасах товаров” (срочная, месячная), форма № 3-торг “Отчет по розничной торговле” (полугодовая и годовая).

В процессе анализа розничного товарооборота используют данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража.

При анализе динамики розничного товарооборота необходи-мо определять и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощыо логарифмов по формуле средней геометрической:

(1.1)

где Трост -- среднегодовой темп роста изучаемого показателя за n лет;

Хn -- изучаемый показатель в отчетном периоде;

Х0 -- изучаемый пока-затель в базисном периоде;

n -- число периодов.

Если в изучаемом периоде произошли организационно-структурные изменения в сети торговой организации (предприятия), то необходимо внести соответствующую корректировку в объем розничного товарооборота (если это не было сделано ранее), и анализ должен проводиться также по сопоставимому числу предприятий. Это позволяет определить прирост товарооборота за счет повышения эффективности использования материаль-но-технической базы торговли, т.е. интенсивных факторов. Для определения товарооборота торговой фирмы по сопоставимому числу магазинов составляют специальную аналитическую таблицу.

Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, равно-мерно удовлетворяется спрос покупателей на товары.

Для оценки равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение плана и его динамику по декадам, составив специальные аналитические таблицы.

Необходимо также проанализировать динамику равномер-ности развития розничного товарооборота торгового предприятия за последних три года по месяцам, кварталам и полугоди-ям. Результаты анализа равномерности развития товарооборота в динамике оформляют в виде специальной таблицы.

Для определения равномерности развития розничного това-рооборота целесообразно также составить графики выполнение плана по месяцам

(рис. 1), исчислить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров. Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Торговым предприятием план товарооборота выполнен в девяти месяцах из двенадцати. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,75 (9:12), или ритмичным его выполнение было только на 75,0 %.

Рис. 1. Равномерность выполнения плана товарооборота по месяцам

Для определения коэффициента равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации (формула 1.2) или неравномерности (формула 1.3):

(1.2), (1.3)

где X-- процент выполнения плана или темп изменения в динамике по и изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;

X--процент вы-полнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год;

n -- число месяцев (кварталов) изучае-мого периода.

Среднее квадратическое отклонение позволяет изучить и оце-нить колебание в развитии анализируемого показателя. По коэф-фициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя. Коэффициент равномерности (Кравн) рассчитывают по следующей формуле:

(1.4)

1.1.2. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов.

Выполнение плана и динамика розничного товарооборота зависят от трех основных групп факторов: 1) обеспеченности товар-ными ресурсами, правильности их распределения и использова-ния; 2) обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности труда торговых работников; 3) состояния, развития и эффективности использования материально-технической базы торговли.

Главный фактор успешного развития товарооборота -- обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего, проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров.

Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:

где Зн -- запасы товаров на начало отчетного периода; П -- поступление товаров; Р -- розничный товарооборот; В -- прочее выбытие товаров; Зк -- запасы товаров на конец отчетного периода.

Влияние показателей товарного баланса на развитие розничного товарооборота можно определить, применив следующую формулу:

Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Этов), который определяют по формуле:

(1.5)

где Этов-- показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов.

При анализе могут определяться обратный показатель эффективности использования товарных ресурсов, т.е. объем товарных ресурсов на один рубль розничного товарооборота, а также частные показатели эффективности их использования. К частным показателям эффективности использования товарных ресурсов относится доля прочего выбытия товаров в товарных ресурсах или в объеме товарооборота.

1.1.3. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости.

Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора това-ров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в розничной торговой сети и на складах должны быть опреде-ленные товарные запасы. По назначению запасы товаров подраз-деляют на текущие, сезонные и целевые. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текуще-го хранения постоянно и равномерно пополняются. Розничное торговое предприятие должно иметь их в размере на установлен-ное по плану количество дней торговли. Текущие товарные запасы должны быть средними, т.е. незавышенными и незаниженными. Завышенные запасы товаров ведут к замедлению товарообора-чиваемости, росту товарных потерь и других издержек обраще-ния, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное -- к ухудшению качества и даже порче товаров. Заниженные товар-ные запасы могут привести к перебоям в торговле, снижению объема розничного товарооборота.

Сезонные запасы товаров создаются в определенные периоды года, и их образование связано с сезонностью производства либо с сезонностью спроса и реализации товаров. К целевым товарным запасам относится досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а также образование запасов, товаров для осуществления определенных целей (например, для организации встречной тор-говли при сборе макулатуры и заготовке сельскохозяйственной продукции).

Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных и целевых. Норматив текущих запасов товаров каждое торговое предприятие планирует поквартально в сумме и в днях оборота. При этом норматив текущих товарных запасов в днях на квартал одновременно является и нормативом товарообора-чиваемости.

Товарооборачиваемость является одним из важнейших каче-ственных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Время обра-щения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. После продажи товары в торговлю не возвращаются, а идут на удовлетворение материаль-ных и духовных потребностей покупателей. Ускорение товаро-оборачиваемости имеет большое народнохозяйственное значение: высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные за-пасы, снижаются потери товаров и другие торговые расходы, со-храняется качество товаров, улучшается обслуживание покупа-телей и т.п. Замедление времени обращения товаров требует дополнительного привлечения кредитов и займов, ведет к росту издержек обращения, уменьшению прибыли, ухудшению фи-нансового положения предприятия.

Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров) определяют на основе данных о средних товарных запасах и то-варообороте по одной из следующих формул:

(1.6)

где Тдн-- товарооборачиваемость в днях;

Д -- количество дней анализи-руемого периода (год -- 360 дней, квартал 90 и месяц -- 30 дней);

Р -- розничный товарооборот за изучаемый период;

Рдн -- среднедневной объем розничного товарооборота.

Товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость об-ращения товаров) можно рассчитать одной из формул:

(1.7)

где Тоб--товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость об-ращения товаров).