1.1 Понятие конкуренции и условия ее существования
Конкуренция (от лат. concurrere -- сталкиваться) -- это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие усло-вия производства, купли и продажи товаров.
Существуют и другие определения конкуренции.
Конкуренция --эко-номическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворе-ние своих интересов, связанных с продажей этой продук-ции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям.
Конкуренция -- состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм сти-хийного регулирования пропорций общественного произ-водства.
Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.
В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.
Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.
В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
Когда на рынке присутствует конкуренция, тогда продавцы непрерывно идут к снижению своих производственных затрат, для увеличения прибыли - вследствие этого: уменьшаются издержки, увеличивается производительность - поэтому возникают условия и возможности снизить цены на товар. В то же время конкуренция стимулирует производителей к улучшению качества и прибавлению многообразия предлагаемых товаров. Производителям необходимо непрерывно соревноваться с конкурентами на рынке сбыта, за потребителей: тактикой усовершенствования и расширения спектра высококачественного товара, по сниженным ценам.
Конкуренция началась в условиях элементарного товарного производства. Всякий производитель в процессе конкуренции старался сформировать для себя более выгодные условия производства, и реализации товара. В связи с усилением подчиненности небольших производителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется экономическая борьба. Возникает вероятность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В нынешних условиях конкуренция также выступает, как немаловажное средство развития производства, и наличествует в разнообразных формах.
Основные условия возникновения конкуренции:
1) полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;
2) полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
3) противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.
Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из оснований повышения эффективности производства. Собственно конкуренция вынуждает производителей внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.
- ВВЕДЕНИЕ
- РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ
- 1.1 Понятие конкуренции и условия ее существования
- 1.2 Функции конкуренции
- 1.3 Виды конкуренции
- РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
- 2.1 Особенности конкуренции в современном рыночном хозяйстве
- 2.2 Особенности конкуренции в Украине
- 2.3 Антимонопольная політика
- РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УКРАИНЫ
- ВЫВОДЫ
- Рыночный механизм и его элементы. Конкуренция как элемент рыночного механизма
- 8.1. Конкуренция как элемент рыночного механизма
- Конкуренция как элемент рыночного механизма. Виды конкуренции
- 4. Роль конкуренции в рыночном хозяйстве
- Глава 1. Конкуренция как элемент рыночного механизма
- 3. Особенности конкуренции в рыночном хозяйстве
- 95. Рыночная система хозяйства. Модели современного рыночного хозяйства
- Современное рыночное хозяйство. Субъекты рыночной системы хозяйствования.
- 2.1. Особенности конкуренции в современном рыночном хозяйстве