1. Что представляет собой конъюнктура мирового рынка и каковы основные уровни ее исследования?
Конъюнктура (нем. konjunktur - сочетание обстоятельств) - это экономическая ситуация, которая складывается в экономике или на конкретном рынке в какой-либо определенный период.
Одной из основных характеристик мирового рынка является его конъюнктура. В широком смысле под конъюнктурой понимается конкретное состояние на данном рынке, складывающееся под воздействием совокупности целого ряда конъюнктурообразующих факторов.
В исследовании конъюнктуры на разных уровнях различают:
общеэкономическую конъюнктуру (положение в мировом хозяйстве в целом, в регионе, в экономике отдельных стран);
конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка;
конъюнктуру рынков отдельных товаров.
В реальной практике эти уровни конъюнктуры взаимосвязаны. Поэтому для того чтобы исследовать конъюнктуру отдельного товара, нужно иметь информацию об отраслевой конъюнктуре, а для исследования отраслевой конъюнктуры нужно знать общеэкономическую.
Выделяют виды конъюнктур:
текущую;
краткосрочную;
среднесрочную;
долгосрочную.
Исследования этих видов конъюнктуры мирового рынка взаимосвязаны (например, в оценки долгосрочной конъюнктуры постоянно вносятся коррективы с учетом изменений прочих видов конъюнктур). Конъюнктура мирового рынка постоянно изменяется под воздействием широкой совокупности конъюнктурсобразующих факторов:
постоянных и переменных;
циклических и нециклических;
стимулирующих и сдерживающих;
краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных.
Когда составляются прогнозы конъюнктуры рынка, то обычно выделяются и анализируются, прежде всего те факторы, от действия которых в максимальной степени зависит будущее развитие конъюнктуры. Это так называемые "конъюнктурные симптомы". Общая совокупность этих конъюнктурных симптомов составляет конъюнктурную симптоматику. Конъюнктурные колебания в значительной степени связаны с циклическим характером развития экономики. При этом действуют длинные циклы конъюнктуры ("циклы Кондратьева"). В основе этих длинных циклов конъюнктуры лежат крупные научно-технические открытия, связанные с появлением принципиально новых продуктов, порождающих на весьма длительный период "волны" конъюнктуры до исчерпания основных научно-технических преимуществ данного продукта.
Цикличность конъюнктуры хорошо видна на примере конъюнктуры мирового рынка машин и оборудования. В мировой промышленности постоянно действуют циклы, связанные с обновлением оборудования, а также и циклы обновления потребительских товаров длительного пользования. В отдельных случаях в результате интенсивного действия дополнительных факторов конъюнктура может не отражать буквально прохождение тех или иных фаз цикла.
Помимо циклических факторов действуют постоянные и переменные нециклические факторы. К постоянно действующим нециклическим факторам можно отнести, например, регулирование экономики государством, а также воздействие на конъюнктуру со стороны ведущих монополистических объединении, ТНК. Симбиозом двух названных факторов является государственно-монополистическое регулирование. К постоянно действующим нециклическим факторам можно отнести и политические факторы, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на конъюнктуру. Некоторые постоянные факторы, которые относят к нециклическим, имеют вместе с тем свою собственную скрытую цикличность. В целом количество и сила действия тех или иных конъюнктурообразующих факторов постоянно меняются в зависимости от конкретных особенностей того или иного рынка.
Конъюнктура мирового рынка должна исследоваться непрерывно - в сочетании исследования текущей, кратко-, средне - и долгосрочной конъюнктуры. При этом по характеру используемой информации, способам ее получения, технике проведения исследований конъюнктуры рынков методы таких исследований могут быть различными: "кабинетные исследования" (проводимые аналитиками на основе изучения соответствующих источников информации) и изучение рынка "на месте".
Несмотря на то, что эти последние методы относительно дорогостоящи, они позволяют более эффективно и всесторонне изучать конкретный рынок в его реальном состоянии. Зачастую используются и методы пробных продаж. Они эффективны в тех случаях, когда отсутствуют необходимые сведения о рынке.
Выделяются три уровня исследования конъюнктуры:
Общехозяйственный (показывает состояние мирового хозяйства или хозяйства отдельной страны, группы стран, складывающихся под воздействием конъюнктурообразующих факторов, включает следующие аспекты: экономический потенциал хозяйства и его элементы (природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы., научно-образовательный и инфраструктурный потенциал; институциональная структура хозяйства. Включает фирменную структуру, масштабы концентрации, специализации производства и торгово-промышленной деятельности, организационные формы государственного регулирования экономики; система региональных рынков и ее структура, характеристики реализуемых товаров, факторы влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение выгод между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.; соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые условия реализации товаров.
Отраслевой (показывает положение в отрасли национального или мирового хозяйства)
Отдельного продукта (показывает положение отдельного продукта в масштабе мирового, национального или регионального рынка)
Одним из главных понятий исследования конъюнктуры является изучение изменений в динамике и соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие сдвиг в уровне или структуре цены. Так же необходим анализ изменений технологии производства, условий потребления товаров, учет изменений в оптовой и розничной торговле. Исследования этих изменений помогают лучше понять направления движения цен. На цены и затраты производства товаров воздействует ряд различных факторов.
Оценка этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен, производится путём анализа соответствующих показателей, определяющих динамику и уровень цен различных товаров. После того как получено представление о направлении развития экономики в целом, следует переходить к исследованию развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями на данном рынке. В результате исследований изменений в объёме и структуре потребления составляется оценка развития производства продукта, конъюнктура рынка которого изучается. Анализ развития потребления и производства позволяет сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка и будущий уровень цен.
Методы исследования конъюнктуры любого товарного рынка, хозяйства или отрасли разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в определении направления развития производства, торговой деятельности и финансов в будущем. При этих исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.
При изучении конъюнктуры рынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые происходят в экономике исследуемой отрасли.
Методы прогнозирования конъюнктуры мирового рынка:
экстраполяция, в основе которой лежит предположение, что динамика основных условий, тенденций и причинных факторов предыдущего периода сохранится и в будущем периоде, что новые технологии будут внедряться равномерно, без резких скачков и структурных деформаций;
экспертные оценки, основанные на прогнозах наиболее авторитетных ученых и специалистов. Этот метод используется достаточно часто - например, в форме так называемых "мозговых атак", его достоинства связаны с отходом от инерционности развития и с выдвижением новых гипотез развития рынка;
экономико-математическое моделирование с использованием компьютерных технологий. Это наиболее современный метод прогнозирования развития мирового рынка.
На основе современных эконометрических методов с использованием компьютерных технологий нередко разрабатываются различные прогнозы изменения конъюнктуры. Их ценность состоит в том, что они показывают возможные варианты развития событий и нередко содержат рекомендации по предотвращению нежелательных негативных сценариев.
Ввиду сложности и противоречивости развития современного мирового хозяйства, далеко неоднозначного воздействия на него множества факторов, лежащих вне сферы экономики, существует объективная возможность неточности прогнозирования развития мирового рынка. Однако, как обоснованно отмечают специалисты в области прогнозирования, "неполная определенность предвидения всегда предпочтительнее полной неопределенности". Однако, безусловно, проблема точности и достоверности прогнозов конъюнктуры мировой экономики и ее сегментов остается весьма актуальной. Так, например, в прогнозы многих авторитетных международных организаций вносятся, как правило, ежеквартальные коррективы, нередко существенно изменяющие предыдущие прогнозы. Поэтому при осуществлении прогнозов развития мирового рынка и его конъюнктуры чрезвычайно важно охватить максимальное число наиболее репрезентативных параметров и показателей.
Источники исследования конъюнктуры мирового рынка - данные статистических публикаций ООН, ЮНКТАД, ВТО, ФАО, МВФ, МБРР, ОЭСР и др. Однако конъюнктура мирового рынка должна не только исследоваться - отечественный бизнес должен стремиться к тому, чтобы оказывать на нее как можно более активное воздействие, формировать и поддерживать конъюнктуру мирового рынка в выгодном для себя направлении.
Существенное значение имеют:
активная рекламная политика, которая нередко начинает разворачиваться ведущими корпорациями мира задолго до того, как товар произведен и появился на международном рынке;
формирование в мире высокого общественного мнения о компании;
активная политика по продвижению товара;
постоянный контроль за потенциалом конкурентов.
Проблемы конъюнктуры мирового рынка имеют существенное значение для отечественных предприятий, работающих на экспорт.
Для большинства отечественных предприятий-экспортеров изучение конъюнктуры мирового рынка и его сегментов, а также рынков конкретных товаров позволяет решить ряд практических вопросов:
оценить коммерческую ценность и конкурентоспособность продаваемых товаров и услуг;
конъюнктура лицензия экономическая политика
решить вопрос о выборе потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов;
выбрать благоприятный момент для выхода на данный рынок (или ухода с него);
сформировать и реализовать эффективную стратегию и тактику, формы и методы деятельности на данном рынке;
выработать политику ведения торговых переговоров и сформулировать основные условия внешнеторговых контрактов;
корректировать свои действия в связи с изменениями конъюнктуры.
- 7.2 Конъюнктура мирового рынка
- 2. Конъюнктура мирового рынка
- Конъюнктура мирового рынка
- 55. Международная торговля лицензиями на объекты интеллектуальной собственности.
- 2.Конъюнктура мирового рынка
- Мировой рынок и его конъюнктура
- 5.5. Понятие патентной лицензии, продажа лицензий.
- Международная продажа лицензий – достоинства и недостатки. Тенденции мирового рынка лицензий. Управленческий контракт
- 3. Исследование конъюнктуры рынка
- 37. Понятие экономической конъюнктуры. Общехозяйственная конъюнктура торговых рынков. Конъюнктура и экономический цикл