logo
Лизинговая сделка и анализ ее эффективности

1.1 История возникновения лизинга

Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности. было создано в 1952 году в Сан-Франциско, известной американской компанией "United States Leasing Corporation"[10]. Учредил компанию Генри Шонфельд. Сначала он создал компанию для одного конкретного лизингового соглашения, но потом понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным, и в результате появилась на свет "U.S. Leasing Corporation". Лизинговые операции достаточно быстро пересекли пределы США и, следовательно, появилось такое важное для развития лизингового бизнеса понятие как "международный лизинг". Через несколько лет компания начала открывать свои филиалы в других странах (прежде всего в Канаде в 1959 году). В дальнейшем она стала зваться "United States Leasing International".

В 1982 году состоялось событие, знаменательное для лизинга авиационной техники. В этом году корпорация Мак-Доннела Дугласа смогла за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для самолета ДС-9-80 в конкуренции с Боингом-727. Предложенная Дугласом концепция была названа "fly before buy" ("полетать, перед тем как покупать").

По мнению таких специалистов, как О.Н. Чекмарева, К.Г. Сусанян, В.А. Перов, в Советском Союзе лизинг применялся в начале 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и только в международной торговле. Однако и раньше напрокат брались легковые автомашины, а прокат по своей сущности близок к оперативному лизингу.

В 70-80-ые годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие ценные станки, конвейерные линии, дорожно-строительные, кузнечнопрессовые, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и тому подобное, с использованием специфической формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами на определенный срок.

Разновидностью лизинговой операции, которая активно применялась Минморфлотом СССР, был "бербоут-чартер" - наем морского судна без экипажа. Смысл этой операции заключался вот в чем: в соответствии с условиями контракта, который заключался П/О "Совфрахт" Минморфлота СССР с посреднической фирмой, которая предоставляла в аренду судно, которое интересовало Министерство, на это судно (преимущественно из портов Западной Европы или Японии под флагом третьей страны) направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского Союза и судно поступало в распоряжение советской стороны для эксплуатации. По окончании срока аренды по взаимно заключенному соглашению в качестве обязательного условия предусматривалось приобретение корабля арендатором.

На условиях "бербоут-чартер" Минморфлот СССР приобрел значительный тоннаж -- грузовые, пассажирские суда, танкеры, которые находились в эксплуатации в течение 6-12 годов [12].

Достаточно активно применялся лизинг международных автомобильных перевозов внешнеторговым объединением "Совтрансавто", которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой разные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторы и тенты, полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.

В июне 1991 года была создана, а с декабря того же года начала действовать международная советско-германско-французская лизинговая компания "Евролизинг". Ее основателями с советской стороны стали Внешэкономбанк СССР, Радморфлот, Госснаб СССР, с французской -- один из наибольших банков Европы "Bank National de Paris", а с немецкой -- одна из наибольших лизинговых компаний Западной Германии - "Митфинанц ГМБХ".

Вместе с тем лизинг в международных операциях применялся в очень незначительных масштабах. До конца 80-х годов развитие международного лизинга сдерживалось главным образом из-за того, что у советских предприятий не было иностранной валюты для оплаты иностранного оборудования. После того как, начиная с апреля 1989 года, предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился собственный источник валютных поступлений. Кроме того, в отдельных случаях допускалось использование иностранных станков и другой техники предприятиями, которые не имели валютных ресурсов. Такие соглашения предусматривали оплату обязательств поставкой продукции, изготовленной на этом оборудовании (компенсационный лизинг -- buy-back).

Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить серединой 1989 года в связи с переводом предприятий на арендные формы ведения хозяйства. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года №270 "О плане счетов бухгалтерского учета", в котором был поданный порядок отображения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.

Оценивая лизинговый рынок стран СНГ, который пока еще лишь формируется, нельзя не отметить его сложность, умноженную на экономические трудности, которые все более и больше углубляются и способные привести в отчаяние даже наибольших энтузиастов этого молодого у нас вида предпринимательства. Однако, очевидно, если мы желаем успеть на "поезд мировой экономики", необходим тяжелый и квалифицированный труд.

Специалисты, которые занимаются лизинговыми операциями, должны владеть глубокими знаниями в области коммерции, организации кредитования, рынка (фондов, лимитов) нового и употребляемого оборудования, технологии производства, бухгалтерского учета, инспекции юридической службы, страхования имущества.

Более детально о ситуации с развитием лизинговой практики в Украине и ее перспективы будет идти речь ниже.