logo
Актуальные проблемы занятости населения и безработицы в Нижегородской области

3.1 Содействие гражданам в поиске подходящей работы

Актуальность направления: трудоустройство по заявкам работодателей на вакантные места позволит:

- снизить социальную напряженность и уровень безработицы на территории муниципального образования города Дзержинска с напряженной ситуацией на рынке труда;

- обеспечить рост доходов жителей города, трудоустроенных на вакантные места, и поступление дополнительных доходов в бюджеты разных уровней;

- активизировать трудовую мобильность рабочей силы;

- реализовать потребности отраслевой экономики города в трудовых ресурсах.

Главная стратегическая цель направления: реализация прав жителей города Дзержинска на труд, создание условий для устойчивого экономического роста, увеличение конкурентоспособности экономики города, сокращение бедности.

Основные цели:

- снижение социальной напряженности и уровня безработицы в городе;

- реализация потребности отраслевой экономики города;

- рост занятости и повышение доходов жителей города;

- ликвидация территориального дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы;

- компенсация затрат, связанных с переездом безработных граждан, трудоустроенных в другой местности.

Главная стратегическая задача: организация совместной деятельности службы занятости и работодателей по трудоустройству граждан, ищущих работу, и безработных граждан на подходящие места в реальный сектор экономики города которая достигается через:

- увеличение объемов трудоустройства на подходящие вакантные места;

- увеличение количества заявленных вакансий в городскую службу занятости;

- сохранение мотивации к труду неконкурентоспособных безработных граждан, помощь приобретения трудовых навыков молодежи, начинающей трудовую деятельность;

- формирование (обновление) банков вакансий, в том числе с переменой места жительства.

Таблица 3.1 - Контрольные точки

Показатель

План 1 кв.

Факт 1 кв.

План 2 кв.

Факт 2 кв.

3 кв.

4 кв.

2013 г.

Общее трудоустройство, чел.

260

228

580

657

660

300

1800

Временное трудоустройство, чел.

38

41

141

285

185

54

415

Финансирование временного трудоустройства, тыс. руб.

90

45

260

235

300

120

750

Ожидаемые конечные результаты:

- повышение доходов в бюджет области и города в результате роста прибыльности предприятий, заработной платы и других выплат;

- развитие инфраструктуры и стимулирование экономического развития муниципального образования;

- обеспечение занятости 1800 человек в городе Дзержинске;

- снижение напряженности на рынке труда;

- внедрение механизма компенсации затрат, связанных с переездом к новому месту работы.

Таблица 3.2 - Проблемы и пути решения в содействии гражданам в поиске подходящей работы

ПРОБЛЕМЫ

Со стороны предложения

Со стороны спроса

Высокая доля лиц с низкой квалификацией

Высокая доля лиц с невостребованными профессиями

Низкая трудовая мобильность

Низкая мотивация трудоустройства на предлагаемые вакансии

Значительное количество вакансий с низким уровнем оплаты труда

Значительное количество вакансий с неблагоприятными условиями труда

Завышение требований к соискателям

Дискриминация отдельных категорий соискателей

ПУТИ РЕШЕНИЯ

Улучшение качества вакансий, заявляемых работодателями в службу занятости, по оплате и условиям труда.

Активизация работы территориальных трехсторонних комиссий по вопросам оплаты труда.

Повышение социальной ответственности работодателей при приеме на работу лиц с пониженной конкурентоспособностью

3.2 Организация профессионального обучения безработных граждан по востребованным профессиям

Актуальность направления деятельности. Профессиональное обучение как форма повышения качества рабочей силы позволит:

- сократить дефицит квалифицированных кадров в реальном секторе экономики;

- повысить конкурентоспособность безработных граждан на рынке труда;

- снизит дисбаланс на рынке труда в профессиональном разрезе.

Главная стратегическая цель проекта: развитие региональных ресурсов, обеспечение работодателей квалифицированными кадрами, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности безработных граждан на рынке труда.

Основные цели:

- снижение социальной напряженности и уровня безработицы в городе Дзержинске;

- реализация потребности экономики в квалифицированных кадрах;

- повышение потенциала трудоустройства безработных граждан на основе освоения ими новых или углубления имеющихся знаний и навыков;

- преодоление у граждан социально-психологических последствий безработицы, формирование у граждан навыков эффективного поиска работы;

- повышение мотивации к труду у безработных граждан.

Главная стратегическая задача: обеспечение согласованных действий центра занятости населения, агентств по трудоустройству, органов местного самоуправления, работодателей и учебных заведений в организации и проведении профессионального обучения.

Данная стратегическая задача обеспечивается через:

- увеличение объема и повышение качества профессионального обучения;

- совершенствование информационно-методического обеспечения организации и проведения профессионального обучения;

- развития практики взаимодействия с работодателями - обучения под конкретные рабочие места;

- создание системы контроля за трудоустройством безработных граждан после профессионального обучения.

Таблица 3.2 - Технология организации профессионального обучения Центра занятости населения г. Дзержинска

1 Выбор профессии для обучения безработных граждан

2 Работа с учебными заведениями

3 Работа с клиентами

анализируются данные по вакансиям и профессиональному составу безработных граждан;

определяются дефицитные профессии в городе, объемы профессионального обучения с учетом количества и состава безработных;

участие в совещаниях по вопросам организации профессионального обучения безработных граждан

проведение мероприятий по закупкам услуг по профессиональному обучению безработных граждан;

заключение контрактов и договоров;

контроль за процессом обучения;

учет и отчетность

информирование граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, о видах профессионального обучения, порядке его проведения, условиях выплат стипендии, оплате проезда и проживания;

заключение договоров с гражданами, выдача направлений;

контроль за посещаемостью и успеваемостью;

контроль за трудоустройством после обучения

Таблица 3.2 - Контрольные карточки и бюджет проекта

Показатель

План 1 кв.

Факт 1 кв.

План 2 кв.

Факт 2 кв.

3 кв.

4 кв.

2013 г.

Профессиональное обучение, чел.

30

50

32

40

28

34

124

Финансирование. Всего, тыс. руб.

220

180

215

260

174

220

828

Ожидаемые конечные результаты:

- повышение доходов бюджета муниципального образования и области в результате роста прибыльности предприятий, заработной платы и других выплат;

- развитие инфраструктуры и стимулирование экономического развития в г. Дзержинске;

- рост занятости населения и его доходов;

- обеспечение занятости населения свыше 500 человек безработных граждан за счет трудоустройства их на постоянную работу;

- повышение мотивации к труду безработных граждан;

- снижение напряженности на рынке труда;

- разработка предложений по расширению сферы профессионального обучения с учетом экономической целесообразности и территориальной специфики рынка труда в городе Дзержинске.

Главные проблемы в реализации предлагаемого направления представлены на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 - «Болевые точки» профессионального обучения

3.3 Легализация «теневой» заработной платы

«Теневые» выплаты - это сговор работодателя и работника для получения сиюминутных выгод в ущерб обществу и государству…

Развитие деятельности Центра занятости по данному направлению определяется следующей его миссией - способствовать искоренению явной «теневой» заработной платы.

Главная стратегическая цель направления - снижение ущерба обществу и государству через:

- обеспечение прав граждан на пенсию, получение социальных пособий, кредитов;

- увеличение налоговых выплат в бюджет области и внебюджетные фонды.

Главная стратегическая задача - создание системы по легализации «теневой» заработной платы и обеспечение ее деятельности. Данная стратегическая задача может быть выполнена благодаря:

- обеспечению деятельности областной межведомственной комиссии по вопросу легализации «теневой» заработной платы;

- организации деятельности муниципальной комиссии по вопросу легализации «теневой» заработной платы.

Для достижения главной стратегической цели должны быть решены следующие задачи:

- организация информационного сопровождения системы осуществления деятельности по легализации «теневой» заработной платы, в том числе: организация PR-компаний по вопросу легализации «теневой» заработной платы;

- организация воздействия на работников, получающих «теневую» заработную плату;

- содействие организации деятельности муниципальной комиссии по вопросу легализации «теневой» заработной платы;

- организация обеспечения контроля и мониторинга системы осуществления деятельности «теневой» заработной платы.

Критерии достижения целей и приемки результатов деятельности по предлагаемому направлению:

1) Рост сборов налога на доход с физических лиц, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджеты и внебюджетные фонды.

2) Работающая система мер выявления и воздействия на работодателей с целью отказа от практики выплат «теневой» заработной платы.

3) Работающая система мониторинга, позволяющая контролировать и корректировать, как ход реализации проекта на всем его протяжении, так и показатели результативности на различных этапах реализации.

Таблица 3.3 - Перспективы реализации мероприятий по легализации «теневой» заработной платы

Показатели

2013

2014

2015

Количество отобранных работодателей, допускавших выплату заработной платы ниже среднеотраслевого уровня

175,16

149,44

174,52

Заслушано работодателей на комиссиях всех уровней

70,7

78,98

21,48

Повысили уровень заработной платы после заслушивания и под влиянием широкого общественного резонанса

95,38

73,58

51,86

Удельный вес работодателей, повысивших заработную плату, от общего количества обобранных работодателей, допускавших выплату заработной платы ниже среднеотраслевого уровня

54%

49%

30%

Ожидаемые конечные результаты:

- вывод из «тени» около 120 млн. руб. (ориентировочно) фонда оплаты труда вследствие легализации «теневой» заработной платы в 2013 году;

- работающая система комплексного и согласованного взаимодействия партнеров, вовлеченных в деятельность по легализации «теневой» заработной платы, направленная на решение проблемы «теневых» зарплат.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. В курсовом проекте предложены следующие направления, требующие неотлагательного внедрения:

- содействие гражданам в поиске подходящей работы;

- организацию профессионального обучения безработных граждан по востребованным профессиям;

2. Ожидаемые результаты от внедрения предложенных направлений характеризуются следующими показателями:

1) Финансовые результаты:

- повышение доходов бюджета муниципального образования и области в результате роста прибыльности предприятий, заработной платы и других выплат;

- обеспечение занятости населения свыше 500 человек безработных граждан за счет трудоустройства их на постоянную работу;

- обеспечение занятости 1800 человек в городе Дзержинске;

- вывод из «тени» около 120 млн. руб. (ориентировочно) фонда оплаты труда вследствие легализации «теневой» заработной платы в 2013 году;

2) Результаты социального характера:

- рост занятости населения и его доходов;

- развитие инфраструктуры и стимулирование экономического развития в г. Дзержинске;

- повышение мотивации к труду безработных граждан;

- снижение напряженности на рынке труда;