1.4 Условия и факторы развития малого бизнеса в российской экономике
В предыдущем параграфе была обозначена роль малого предпринимательства в экономике России, которая прежде всего заключается в оказании влияния на рост экономики стран мира, способствует возникновению конкуренции и многое другое. В этом параграфе необходимо рассмотреть условия возникновения малого бизнеса и факторы, оказывающие большое влияние на развитие малого предпринимательства в России.
Следует обратить внимание на то, что развитой считается та страна , в которой отведено значительное место малому бизнесу, а прежде всего его поддержанию. Ведь именно этот вид предпринимательства является, как уже было сказано ранее, толчком для конкуренции, способствует тесным взаимосвязям между разными экономическими секторами и т.д. Поэтому стоит очень внимательно отнестись к рассмотрению условий, в которых развивается малый бизнес и которые необходимы для его развития.
Инновационный подход развития может быть реализован только через развитие малого и среднего бизнеса. Иначе эффективным может быть только то малое предприятие, которое за счет организации, новых технологий и многофункциональности своих работников достигает успеха в бизнесе.
Эффективный менеджмент и инновации это составляющие успеха малых предприятий, тогда как остальные общеэкономические ресурсы не имеют большого значения в деятельности малого бизнеса. Изучение процессов малых организаций, проблем, стоящих перед ними, и путей их решения, действительно отвечает веянию времени.
Развитию малого бизнеса в России следует уделять больше усилий. Сегодня основную часть ВВП формируют крупные организации. Эти организации в основном работают в таких сферах как добыча природных ресурсов, в частности нефть, газ, руды.[15]
Инновационный путь развития нашей экономики требует глубокого развития малого бизнеса. Улучшение рыночной конкуренции поможет увеличить эффективность экономики в целом. Сегодня малый бизнес развивается низкими темпами. В первую очередь данному факту мешают государственные барьеры, а также множественные трудности по ведению отчетов и сдаче отчетности в налоговые органы и внебюджетные фонды. Повышение страховых взносов в 2009 году на 243 % для организаций, работающих на упрощенной системе налогообложения и едином налоге на вмененный доход, также не внушает оптимизма по развитию малого бизнеса. Данный факт еще больше уменьшил возможности малого бизнеса привлекать квалифицированную рабочую силу.[7]
Малый бизнес имеет преимущество перед крупными фирмами не во всех сферах, но основным преимуществом его является минимизация накладных расходов или полное их отсутствие. Наличие большого количества мелких фирм в той или иной отрасли заставит их эффективно конкурировать, заниматься поиском новых инновационных методов управления, оперативного учета, повседневного функционирования. Выжившие в этой конкурентной борьбе фирмы будут эффективно работать в своих интересах и в интересах общества.
Так, на рис.1., представленном ниже, можно увидеть, что в развитых странах доля малого бизнеса в ВВП составляет 40 %, в нашей стране до 15 %. Данный факт также говорит о малой доле среднего класса в нашей стране, потому что в основном средний класс и занимается созданием и развитием малых предприятий.
Рис.1.Доля малого бизнеса в ВВП [7]
В мире существует два подхода к деятельности малых организаций (один из них все чаще обозначаются немецким термином Mittelstand):
1. Немецкий подход основан на том, что малое предприятия в своей стратегии делает упор на определенных сегментах определенного рынка товаров. И такие компании начинают делать какой-либо товар лучше остальных и даже крупные компании не могут сделать лучше. Такая узкая специализация дает конкурентное преимущество.
2. Японский подход основан на том, что малые предприятия тесно сотрудничают с более крупными организациями и производят комплектующие для их основной продукции, такой как машины, бытовая техника и компьютеры.[11]
В первом случае потребителем товара компании является население, во втором крупные организации. При отсутствии в регионах России крупных организаций, нуждающихся в поставщиках каких-либо комплектующих, можно сделать вывод, что нам больше подходит немецкий путь.
Развитию малых предприятий в России мешает отсутствие должных условий, которые должно создавать государство, а также не всегда высокая покупательская способность потребителей.
- Введение
- 1.Значение и роль малого бизнеса в экономике России
- 1.1Сущность малого бизнеса
- 1.2 Признаки малого бизнеса
- 1.3 Роль малого бизнеса в экономике России
- 1.4 Условия и факторы развития малого бизнеса в российской экономике
- 1.5 Преимущества и недостатки развития малого бизнеса в России
- 2.Проблемы развития малого бизнеса в России
- 2.1 Динамика сектора МСП за 2010-2014гг.
- Роль малого бизнеса в экономике России
- 3. Перспективы развития малого бизнеса в России
- Особенности роли малого бизнеса в экономике
- Малый бизнес и его роль в рыночной экономике.
- Глава 3. Роль малого бизнеса в экономике.
- Роль малого бизнеса в экономике.
- Роль малого бизнеса в обеспечении экономической безопасности россии