3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
После окончания гражданской войны в России в 20-е годы получили широкое развитие рыночные отношения. Но на рубеже 20-х и 30-х годов было запрещено свободное предпринимательство и полностью исключена конкуренция. А затем на десятилетия установилось полное господство государственного монополизма, который опирался на прямое принуждение и приказные методы.
Абсолютная рыночная монополия выражалась в 2-х направлениях:
государство монополизировало производство и продажу основной массы товаров;
Оно выполняло также роль всеохватывающей монопсонии, поскольку закупало основную массу сырьевой продукции (например, продукцию колхозов).
В 90-е годы экономические преобразования в России в качестве важного компонента включали в себя реформирование абсолютного монополизма государства в сфере товарно-денежного обращения.
В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства Борисов Е.Ф. Экономическая теория, М.:Юрайт. - 2009.
Существуют несколько причин недостаточности развития конкуренции в России:
Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
Малый бизнес так и не получил должного развития.
Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова. / М.: Проспект. - 2008.
Таким образом, несовершенная конкуренция является нежелательной для развития эффективной рыночной экономике в России и на современном этапе проводится политика по укреплению и защите конкуренции.
Важнейшие задачи политики защиты и развития конкуренции :
Делать ставку на повышение национальной эффективности и развитие конкуренции, на улучшение инвестиционного климата и большую свободу для бизнеса;
Следует четко регламентировать процедуры закупок в таких монополиях и компаниях, которые мы называем компаниями с государственным участием; конкуренция монополия олигополия
Регионам также следует разработать собственные планы демонополизации локальных рынков Антонов Ю.В. Развитие конкуренции на рынках. // Вопросы Экономики. -2009. - №11.
К числу основных задач по реализации конкурентной политики в Российской Федерации относятся:
Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий;
Предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, повышение эффективности использования бюджетных средств;
Создание условий для эффективной реализации государственной политики в области контроля привлечения иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение.
В последние годы ФАС России констатирует значительно улучшение в области несовершенной конкуренции. Для оценки несовершенной конкуренции и в целом состояния конкуренции в стране, используется система определенных показателей (индикаторов). В такой системе показателей можно выделить структурные, поведенческие и функциональные признаки наличия конкуренции. К структурным признакам можно отнести достаточно большое число покупателей и продавцов и отсутствие искусственных барьеров входа на рынок. Среди поведенческих признаков можно отметить независимость действий хозяйствующих субъектов, отсутствие неэффективных производителей, правильную информацию о рынке, отсутствие дискриминации. В числе функциональных признаков можно выделить отсутствие сверхприбыли, соответствие товаров требованиям потребителей, инновационное поведение хозяйствующих субъектов.
Решением проблем несовершенной конкуренции в России является проведение масштабных реформ, как на федеральном, так и на муниципальном уровне, чтобы сократить количество процедур, сроки и издержки на создание и ведение бизнеса в России.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
- 1.1 Содержание понятия « конкуренция»
- 1.2 Понятие и основные черты теории совершенной конкуренции
- 2. ТЕОРИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
- 2.1 Общая характеристика рынков несовершенной конкуренции
- 2.2 Теория чистой монополии
- 2.3 Теория олигополии
- 2.4 Теория монополистической конкуренции
- 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- 23...Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Виды рынков несовершенной конкуренции.
- 56.Теории рынка с несовершенной конкуренцией.
- Механизм рынка несовершенной конкуренции.
- Механизм функционирования рынка несовершенной конкуренции. Виды несовершенной конкуренции. Механизм равновесия рынка в условиях несовершенной конкуренции.
- 23. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Виды рынков несовершенной конкуренции.
- Рынок несовершенной конкуренции
- 20.Рынки несовершенной конкуренции.
- 39. Рынки несовершенной конкуренции.