logo
Анализ использования рабочего времени на УФПС Кировской области

2.1 Организационно-экономическая характеристика УФПС Кировской области - филиала Кировского почтамта ФГУП "Почта России"

Кировский почтамт является филиалом Управления Федеральной Почтовой Связи (УФПС) Кировской области. Почтамт является обособленным подразделением УФПС, образованным на основании приказа Министерства связи РФ №433 от 24.11.1992 года и действующим на основании Лицензии Министерства связи №3515 от 6.12.1995 года по основным видам деятельности.

Кировский почтамт не является юридическим лицом, однако, имеет обособленный баланс и руководствуется в своей деятельности Положением, утвержденным УФПС, а также законами РФ, ведомственными и нормативными актами.

Местонахождение почтамта: Российская Федерация, Кировская область, г. Киров ? обл., ул. Дрелевского, д.43, индекс 610000.

Кировский почтамт является филиалом - обособленным подразделением Управления федеральной почтовой связи Кировской области (УФПС), образованном на основании приказа Министерства связи РФ №433 от 24.11.92 г.

Почтамт подчиняется непосредственно УФПС, которое является его учредителем и действует на основании Положения, зарегистрированного распоряжением администрации Первомайского района г. Кирова от 10.06.93 г. № 761, утвержденного Государственным Комитетом РФ по связи и информатизации от 25 апреля 1997 г. и принятого к сведению в новой редакции регистрационно-лицензионной палатой г. Кирова (распоряжение № 1143 от 19.06.97 г.).

Имеет код государственной регистрации ОКПО - 01143517, ИНН 4348004876. Номер расчётного счёта в Кировском филиале АКБ "Связь-банк".

Почтамт, не являясь юридическим лицом, имеет отдельный баланс, расчетный счет для платежей, может иметь и другие счета в банке. Почтамт регистрируется как налогоплательщик по уплате налогов, кроме НДС и налога на прибыль, которые уплачиваются налогоплательщиком - УФПС.

Почтамт в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации, ведомственными нормативными актами Государственного Комитета РФ по связи и информатизации, приказами, распоряжениями и другими нормативными актами УФПС, настоящим Положением и действует в соответствии с утвержденными правилами внутреннего трудового распорядка.

Почтамт осуществляет свою основную деятельность на основании Лицензии № 3515, выданной Министерством связи РФ и зарегистрированной в Едином реестре лицензий по связи 06.12.95 г.

Почтамт возглавляется начальником, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом начальника УФПС.

УФПС Кировской области несёт полную ответственность по всем обязательствам Кировского почтамта, согласно действующего законодательства. Почтамт по обязательствам УФПС ответственности не несет. Кировский почтамт и его подразделения организуют почтовую связь на территории Кирова и предоставляют клиентуре широкий спектр почтовых, договорных и нетрадиционных услуг. Почтовой (универсальной) услугой является оказание услуг по приему, обработке, пересылке и доставке письменной корреспонденции и денежным переводам. К письменной корреспонденции относятся:

· Письма (простые, заказные, с объявленной ценностью);

· Бандероли (простые, заказные, с объявленной ценностью);

· Почтовые карточки (простые, заказные);

· Мелкие пакеты (международные заказные).

Кроме того, почтамт предоставляет договорные услуги по приему, обработке и пересылке посылок (обыкновенных и с объявленной ценностью); доставке периодических печатных изданий; доставке и выплате пенсий и пособий.

К числу дополнительных услуг относятся услуги по упаковке почтовых отправлений, по заполнению сопроводительных документов к посылкам; по переадресовке, аннуляции периодических печатных изданий; досылу и возврату почтовых отправлений и т.д.

На сегодняшний день почтамт оказывает около 20 нетрадиционных услуг, к которым относятся:

· Прием, отправка и доставка электронной (гибридной) почты;

· Прием, обработка, пересылка и доставка отправлений ускоренной почты;

· Продажа товаров, газет, лотерейных билетов, немаркированной продукции, почтовой тары;

· Продажа знаков почтовой оплаты;

· Предоставление услуг электросвязи (прием телеграмм, междугородних переговоров, платы за телефон и радио);

· Предоставление услуг ламинирования, брошюрования, ксерокопирования;

· Прием платы за коммунальные услуги;

· Доставка рекламных материалов;

· Продажа филателистической продукции;

· Оформление поздравительных открыток на компьютере;

· Интернет - услуги;

· Товары - почтой (продажа через почтовые отделения мебели, электрических бытовых приборов, инструментов и т.д.);

· Проявка фотопленки, печать фотографий, продажа фототоваров;

· Выдача заказов "Эйвон - Бьюти".

Почтовая связь, адаптируясь к новым условиям рыночной экономики, продолжает, несмотря на финансовые трудности, предоставлять универсальные услуги по доступным ценам, улучшать качество и расширять ассортимент услуг, производить техническое перевооружение отрасли и повышать конкурентоспособность.

Являясь государственными учреждениями, почтовые предприятия не финансируются из бюджета. На финансовое состояние отделений связи отрицательно влияет дебиторская задолженность организаций, финансируемых из соответствующих видов бюджетов. Возмещения дебиторской задолженности таких организаций почтамту со стороны государства не происходит, но, несмотря на это, налоги во все уровни бюджета перечисляются предприятием исправно. В течение 2010 года проводилась целенаправленная работа по развитию услуг почтовой связи и нетрадиционных услуг, что позволило увеличить объём и качество предоставляемых услуг.

В условиях рыночной экономики для стабилизации финансового положения почтовой связи необходимо совершенствование тарифной политики. Для почтовой связи этот вопрос непростой, гибкость тарифной политики ограничена государственным регулированием ценообразования в области универсальных услуг почтовой связи. В сегодняшней экономической ситуации для выживания необходимо повышать тарифы по мере роста затрат, а из-за низкой платежеспособности потребителей при росте тарифов существует риск снижения почтового обмена.

В 2010 году тарифы на основные услуги связи пересматривались дважды. При применении тарифов для населения следует взимать налог с продаж в размере 5% сверх установленных тарифов, а для организаций, учреждений, предприятий следует взимать налог на добавленную стоимость в размере 20% сверх установленных тарифов.

В соответствии с п.7 ст.20 Закона РФ "О статусе военнослужащих", письменная корреспонденция военнослужащим пересылается бесплатно. За год обработано и отправлено в адрес военнослужащих 109407 единиц письменной корреспонденции, недополучено доходов - 404805,9 руб.

В 2010 году по УФПС действовало Положение по оплате труда для работников почтовой связи, которым установлены формы оплаты труда, источник оплаты, порядок оплаты, установление доплат и надбавок. В почтамте применяется повременно-премиальная и сдельная оплата труда, и оплата по договорам. Установление месячных должностных окладов и тарифных ставок работникам производится в соответствии с единой тарифной сеткой, разработанной на основании отраслевой тарифной сетки ФУПС, введенной с 1июля 1995 года.

Большое внимание на Кировском почтамте уделяется работе с кадрами. Ежемесячно в отделениях почтовой связи (ОПС) и почтамте проводятся технические учебы с последующей проверкой знаний. Для повышения квалификации работников с 01.01.2010 года при почтамте функционирует учебно-производственный центр (УПЦ). С колледжем связи при Московском Техническом Университете Связи и Информатики (МТУСИ) заключен договор на 2010 ? 2011 г. г. на обучение по заочной форме работников по специальности "Почтовая связь".

Организационная структура управления Кировского почтамта представляет собой комбинированную систему, сочетающую в себе элементы линейной и функциональной систем (приложение 2). Особенность линейно-функциональной структуры в том, что она включает функциональные подразделения, которые более детально прорабатывают специфические вопросы, что позволяет достигнуть высокой компетентности в принятии решений на высшем уровне, и в то же время в ней четко просматриваются уровни управления. Данная структура стимулирует деловую и профессиональную активность, но при этом обладает такими недостатками, как большой объем работы руководителя организации, чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали.

Основными задачами почтамта являются:

· Обеспечение на обслуживаемой территории бесперебойной работы почтовой связи в целых наиболее полного удовлетворения потребностей в услугах почтовой связи, органов власти РФ, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц;

· Выполнение перспективных и текущих прогнозов, социально-экономического развития почтамта и обеспечение строго соблюдения государственной и финансовой дисциплины;

· Предоставление:

а) универсальных почтовых услуг по тарифам, регулируемым законодательством РФ и Министерством антимонопольной политики;

б) почтовых услуг по тарифам, утвержденным ГУ УФПС;

в) нетрадиционных услуг на договорных условиях.

· Обеспечение на обслуживаемой территории расширения сферы деятельности почтовой связи, совершенствование оказываемых и внедрение новых услуг почтовой связи;

· Осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке при чрезвычайных ситуациях.

Для выполнения поставленных задач почтамт осуществляет следующие функции:

· Внедряет в жизнь мероприятия, направленные на повышение эффективности работы, использует совершенные формы обслуживания населения, предприятия, учреждений, организаций и улучшает качество работы;

· Обеспечивает в установленные контрольные сроки продвижение и доставку всех видов почтовых отправлений, своевременную выплату населению и юридическим лицам пенсий, пособий и денежных переводов с условием их своевременного поступления, сохранность переводных сумм и почтовых отправлений;

· Организует продажу знаков почтовой оплаты, почтовых конвертов, коллекционных материалов, филателистической продукции, почтовой тары, упаковочных и других материалов;

· Организует и распространяет российские и зарубежные печатные издания по подписке и в розницу, осуществляет экспедирование и доставку периодических изданий;

· Организует производство, занимается предпринимательской деятельностью, разрешенной в законодательском порядке;

· Планирует свою деятельность и развитие на текущий период и на перспективу;

· Реализует свои услуги по установленным тарифам;

· Осуществляет мероприятия, обеспечивающие соблюдение утвержденных правил, инструкций, нормативов, контрольных сроков, расписаний.

Следует уделить внимание анализу состава и структуры основных производственных фондов организации, представленных в таблице 3, так как они занимают большой удельный вес в долгосрочных активах предприятия.

Таблица 3 - Состав и структура основных производственных фондов организации

Виды основных фондов

2008г.

2009г.

2010г.

2010г. к 2008г., %

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

1

Производственные основные фонды (ОПФ) - всего, в т. ч.:

8757098

100

10365316

100

11538918

100

131,8

1.1

Здания

4878642

55,71

5659842

54,6

6542364

56,7

134,1

1.2

Сооружения

189765

2,17

195767

1,89

208512

1,81

109,9

1.3

Машины и оборудование

1235675

14,11

1492134

14,4

1556942

13,49

126

1.4

Транспортные средства

1385454

15,82

1856471

17,91

2215461

19,2

159,9

1.5

Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь

1067562

12, 19

1161102

11,2

1015639

8,8

95,1

2.

Из состава ОПФ:

100

100

100

-

2.1

- активная часть

2621129

29,93

3348605

32,31

3772403

32,69

143,9

2.2

- пассивная часть

6135969

70,07

7016711

67,69

7766515

67,31

126,6

За анализируемый период стоимость основных фондов в 2010 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 31,8 %. Активная часть основных производственных фондов выросла на 43, 9 %, а пассивная на 26,6 % это показывает, что основные фонды стали обновляться более быстрыми темпами. Это связано с закупкой технологического оборудования, автотранспорта, инструмента, средств вычислительной техники, почтово-кассовых терминалов и контрольно-кассовых машин. Удельный вес основных фондов распределен, так что пассивная часть в 2010 г. составило 67,31 %, а активная 32,69 % и за 3 года эти показатели не сильно изменились.

Эффективность деятельности Кировского почтамта зависит от наличия, состава и уровня квалифицированных работников. Предприятие самостоятельно формирует трудовой коллектив, обеспечивая соответствие кадров требованиям производства. В таблице 4 показано динамика численности работников, их состав и структура в Кировском почтамте.

Таблица 4 - Динамика численности работников, их состава и структуры

№ п/п

Категория работников

2008г.

2009г.

2010г.

2010г. к 2008г., %

чел.

% к итогу

чел.

% к итогу

чел.

% к итогу

1

Весь персонал

673

100

676

100

720

100

107

2

В том числе:

3

1.1 Рабочие и обслуживающий персонал

531

78,9

528

78,1

560

77,8

105,5

4

1.2 Служащие

142

21,1

148

21,9

160

22,2

112,7

5

В том числе

6

1.2.1 Руководители

22

15,5

22

14,9

22

13,8

-

7

1.2.2 Специалисты

120

84,5

126

85,1

148

86,2

123

С 2008 по 2010 гг. среднегодовая численность работников Кировского почтамта увеличилась на 7% и составила 720 человек в 2010 г., что связано с изменением технологии обработки и увеличением объема входящей заказной корреспонденции и в связи с этим увеличением штата операторов и почтальонов. При этом численность управленческого персонала осталась неизменной, но выросло количество специалистов на 23%. Структура персонала предприятия за анализируемый период изменилась незначительно.

Проведем анализ движения персонала Кировского почтамта (таблица 5).

Таблица 5 - Анализ движения персонала

№ п/п

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

2010г. к 2008г., %

1

Списочная численность на начало года, чел.

670

673

676

100,9

2

Принято в течение года

129

157

213

165,1

3

Выбыло в течение года

126

154

169

134,1

4

В т. ч. уволено по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины и др. нарушения

120

148

163

135,8

5

Списочная численность на конец года, чел.

673

676

720

107

6

Среднесписочная численность на конец года, чел.

652

655

699

107,21

7

Коэффициент оборота по приему

0,2

0,24

0,3

150

8

Коэффициент оборота по выбытию

0, 19

0,24

0,24

126,3

9

Коэффициент текучести

0,18

0,23

0,23

127,8

Из таблицы 5 можно сделать вывод, что списочная численность на начало года и на конец изменялась не сильно, а значит за последние 3 года принятых и выбывших работников было почти одинаково. Произошло увеличение уволившихся по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины и другие нарушения на 35,8 %, коэффициент текучести составил 23 %, это средний уровень текучести кадров, а значит, не обходимо выяснять причины увольнений работников и искать пути снижения текучести кадров, так как является важным элементом работы с персоналом. На уровень текучести кадров оказывает влияние множество факторов: род деятельности предприятия, состав и структура персонала, пол и возраст работающих, уровень образования и многое другое [2].

В настоящее время в качестве одного из методов стимулирования, применяется улучшение условий труда, за счет внедрения современных IT-технологий.

Учитывая значительное отставание в оплате труда почтовых работников, основная часть полученных дополнительных доходов была направлена на увеличение заработной платы. Несмотря на существенный рост заработной платы, отношение среднего уровня оплаты труда работников почты к среднему уровню оплаты труда в народном хозяйстве удалось за год увеличить только с 59,6% до 60,8%. Среди главных задач УФПС Кировской области - филиала Кировского почтамта ФГУП "Почта России" на 2009 год руководством предприятия обозначены: безубыточная работа при одновременном сокращении отставания в оплате труда и увеличении инвестиций, стандартизация продуктов и услуг, обновление автопарка, ввод в эксплуатацию двух сортировочных центров и мощностей гибридной печати, модернизация системы почтовых переводов и дальнейшее внедрение в производственные процессы современных IT-технологий.

Новые технологии изменили привычные почтовые операции. Так, на смену почтовым переводам пришли электронные переводы. Новые услуги и технологии изменили требования к подбору кадрового состава. Если раньше было достаточно неполного среднего и средне-специального образования, то теперь необходимо средне-специальное и высшее образование.

Компьютеризация контрольно-кассовых аппаратов потребовала не только новых знаний и умений от операторов и руководства ОПС, но и от технического персонала, обслуживающего контрольно-кассовые аппараты. Всем им необходимо знание компьютерных программ и основам технического обеспечения. На почте появились факсы и ксерокопировальные машины, ремонт и обслуживание которых также требует более высоких знаний. Рассмотрим уровень образования работников в таблице 6.

Таблица 6 - Уровень образования персонала

Уровень образования

Численность, чел

Удельный вес,%

Высшее

125

17,4

Среднее специальное

402

55,8

Начальное профессиональное

107

14,9

Среднее полное

80

11,1

Среднее неполное

6

0,8

Всего работников

720

100

Большинство работники на Кировском почтамте имеет средне специальное образование 55,8 %. Уровень высшего образования низкий и составляет 17,4 %, это в основном руководители. В общем по данной таблице уровень образования персонала низок.

Руководство УФПС Кировской области - филиала ФГУП "Почта России" на данном этапе развития предприятия все большее значение придает построению единой корпоративной системы обучения, повышению профессиональной квалификации и переподготовки персонала в рамках единых учебных программ. Специфика Почты России, как крупного и географически распределенного предприятия, создает предпосылки для поиска новых форм обучения. Активное развитие предприятия и трудности с контролем качества на местах, потребность в постоянном переобучении и аттестации, а также в дополнительной мотивации персонала - это те причины, которые создают основу для внедрения в деятельность Почты России системы дистанционного обучения (СДО).

Так, с 2007 года реализуется проект по обучению начальников почтамтов, модульная программа которого включает разделы по изучению теории менеджмента и управления персоналом, повышению личной эффективности, организации коммерческой деятельности, это является нематериальным стимулированием на предприятии.

Еще 10-15 лет назад на почте работали женщины старше 40 лет, практически не было мужчин, и молодежь не шла работать на почту. Теперь картина меняется. На предприятие приходит достаточно много молодежи, которой интересно работать на почте, несмотря на невысокую зарплату. Кроме того, работа на почте стабильна и будет всегда, потому что всегда люди будут писать письма, подписываться на газеты и журналы. С развитием новых технологий Почта России стала нуждаться в технических специалистах: программистах, электромехаников по обслуживанию электронной техники, - а это мужские специальности, - и соотношение между мужчинами и женщинами стало меняться.

Повышение квалификации персонала и уровня обслуживания в отделениях почтовой связи является одной из приоритетных задач Почты России.

Кадровая политика Предприятия базируется на концепции управления человеческими ресурсами, с точки, зрения которой существенное значение имеет повышение эффективности инвестиций в человеческий капитал компании в целях обеспечения постоянного роста и высокой работоспособности персонала. Таким образом, кадровая политика Предприятия ориентирована в первую очередь на развитие персонала, а не только на приведение его численного состава в соответствие с наличием рабочих мест. Основной принцип, на котором строится кадровая политика - "Социальное партнерство как баланс интересов работников и Предприятия. Человеческий капитал - наиболее ценный ресурс Предприятия. В условиях рыночной экономики необходимым условием обеспечения долгосрочной конкурентоспособности и динамичного развития ФГУП "Почта России" является повышение стоимости человеческого капитала благодаря инвестициям в профессиональное развитие персонала. Обеспечение профессионального развития персонала является значимым аспектом кадровой политики.