1.1 Анализ развития рыбной отрасли в России
В 2009-м рыбная отрасль России работала в принципиально новых условиях. Созданная в прошлом году нормативно-правовая база, включила значительное число новаций, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса страны в средне- и долгосрочной перспективе. В первую очередь, это касается заложенного в Законе о рыболовстве принципа закрепления долей квот добычи водных биоресурсов на долгосрочной основе за эффективными пользователями. Кроме того, принципиальным было решение об обязательной доставке всего улова и продукции из водных биоресурсов, выловленных в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на российскую таможенную территорию, а также сокращения перечня видов, изъятие которых регулируется путем установления ОДУ[9, с.3].
В соответствии с целевыми индикаторами Федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 гг.» в этом году отечественный вылов должен составить 3 млн. 650 тыс. т, а среднедушевое потребление граждан - 13,4 кг.
На настоящий момент по оперативным данным суммарный вылов наших рыбаков составил 3 млн. 343,4 тыс. тонн, что на 332,7 тыс. тонн или на 10% больше уровня прошлого года (Данные на 7 декабря 2009 года). Увеличился на 200 тыс. т выпуск пищевой и товарной продукции. Таким образом, прогнозируется достижение целевого показателя ФЦП по вылову в 2009 году.
Основной вклад в отечественный вылов традиционно вносит Дальневосточный бассейн. На 1 декабря 2009 здесь было добыто 2 млн. 209,6 тыс. тонн, что на 208,7 тыс. тонн или на 10% превысило уровень прошлого года. Далее в порядке убывания идут Северный, Западный, Волжско-Каспийский и Азово-Черноморский бассейны. В этих бассейнах вылов в текущем году составляет соответственно 144%, 120%, 127% и 165% к показателям предыдущего года.
Важным положительным моментом в текущем году было сокращение числа видов, на которые устанавливается ОДУ: этот перечень был уменьшен на 2/3 и вылов более чем по 200 видам водных биоресурсов может осуществляться свободно или по «олимпийской системе». За счет этого произошел рост освоения ранее недоиспользуемых объектов добычи как навага, камбала, кальмары, макрурусы.
К числу важнейших объектов, по которым не устанавливается ОДУ, относятся тихоокеанские лососи. Сформированная на начало года нормативно-правовая база, регулирующая вылов лососей, а также предпринятые Росрыболовством, администрациями приморских субъектов и рыбопромышленниками организационные меры позволили добиться рекордных показателей добычи лососей (538,5 тыс. т) [9, с.3].
В тоже время не удовлетворительно прошла беринговоморская минтаевая путина. Значительные объемы не добраны по сайре у Южных Курил. Сократился отечественный вылов в зонах иностранных государств и в конвенционных районах в результате запрета на использование бербоут-чартерных судов.
Вызывает озабоченность ситуация с рыбопромысловым флотом, который морально и физически устарел. Проблему с обновлением флота необходимо решать за счет экономического стимулирования строительства на отечественных верфях, включая лизинговые механизмы.
Также в текущем году по-прежнему не решены проблемы с транспортировкой, контролем качества и, в целом, с насыщением внутреннего рынка отечественной рыбопродукцией.
По данным Росстата в структуре поставок рыбной продукции за пределы Российской Федерации 89% приходится на мороженую рыбу (т.е. сырье), еще 2,2% на ракообразных (первичная обработка осуществляется почти исключительно на судах), а на продукцию глубокой переработки приходится всего 5-7%. В тоже время доля переработанной продукции в импорте составляет более 30%.
В 2009 году по сравнению с предыдущим произошло сокращение импорта за счет уменьшения поставок рыбного филе: в натуральном выражении за 11 месяцев снижение составило 23,2% (до 149,4 тыс. т), в стоимостном выражении - на 25% (до 277,2 млн. долларов). Импорт готовой или консервированной продукции в целом сократился на 35,7%, ракообразных на 31,5%[9, с.3].
Таким образом, введенная с 2009 года законодательная норма о доставке уловов водных биоресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции на таможенную территорию Российской Федерации, мгновенного роста отечественной переработки и насыщения внутреннего рынка российской продукцией не дала. Кроме того, при росте вылова не происходит снижение цен на рыбную продукцию. Причина - многочисленные административные барьеры и отсутствие экономических условий.
В 2010 году Росрыболовство ставит для себя следующие задачи:
Для дальнейшего роста рыбной отрасли необходимо осуществить окончательный переход рыбохозяй-ственных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих добычу и переработку уловов водных биоресурсов (без ограничения численности работников) на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы. В том числе, с учетом правоприменительной практики текущего года, разработать проект изменений в Закон о рыболовстве, предусматривающий введение вторичного оборота долей квот добычи (вылова), отмену запрета на использование бербоут-чартерных судов за пределами Российской экономической зоны, а также снятия ограничений на промышленное рыболовство в территориальном море и для прибрежного рыболовства в исключительной экономической зоне.
Создание транспортно-логисти-ческой компании для бесперебойной поставки рыбной продукции от мест промысла до потребителя.
Развитие механизмов стимулирования береговой переработки и насыщение внутреннего рынка отечественной рыбной продукцией, в том числе путем расширения сети специализированных рыбных магазинов.
- Введение
- 1. Анализ исследуемой проблемы в системе социально-экономического развития страны
- 1.1 Анализ развития рыбной отрасли в России
- 1.2 Методы и способы управления персоналом в системе менеджмента предприятия
- 2. Комплексный анализ финансово-экономической деятельности ЗАО «ЭСТ»
- 2.1 Общая характеристика ЗАО «ЭСТ»
- 2.2 Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «ЭСТ»
- 3. Анализ использования трудовых ресурсов ЗАО «ЭСТ»
- 3.1 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности использования персонала предприятия
- 3.2 Анализ движения трудовых ресурсов и производительности труда
- 3.3 Проблемы системы управления трудовыми ресурсами ОАО ЗАО «ЭСТ» и рекомендации по ее совершенствованию
- Заключение