logo
Налогово-бюджетная политика: проблемы России и зарубежный опыт

2.2. Бюджетно-налоговая политика. Зарубежный опыт (на примере США)

Фискальная политика на данном этапе развития мира является невероятно сильным оружием стран. Многие мировые экономисты сравнивают фискальную политику с атомной бомбой, воздействие которой трудно оценить и предсказать. Как именно страна будет использовать рычаги экономики, от этого зависит ее будущее, как внутри государства, так и на мировой арене.

Начиная с времен Великой Депрессии, фискальная политика очень часто применялась правительством Соединенных Штатов Америки и разных стран для поддержания, а когда и вовсе для спасения экономики. Особую значимость эти меры приобретают в период кризисов, в основном потому, что граждане требуют от правительства активных незамедлительных мер в борьбе с кризисом.

Благодаря относительной стабильности мировой экономики, за последние тридцать лет фискальная политика не применялась как регулятор экономики. Как бы ни были популярны идеи Кейнса, опыт и теория в шестидесятые-семидесятые годы показали, что экономика более сложный механизм, который нуждается в более разностороннем подходе, а не только управление налогообложением и расходами государства. Одну из значительных ролей в этом сыграли Милтон Фридмен, Роберт Лукас и Роберт Барро. Так, например, Роберт Джозеф Барро написал в 1974 знаменитую книгу «Экономический рост» Экономический рост [Электронный ресурс]: книга/ Роберт Дж. Барро, Хавьер Сала-и-Мартин -- Электрон. текстовые данные.-- Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2011-- 144 c., в которой пишет, что трата государственных денег через займы означает, что в будущем государству придется поднимать налоговые ставки. Соответственно, тратить бюджет сейчас становится не выгодно. Люди не сильно меняют совокупный спрос, когда получают даже большую денежную сумму. Эффект от фискальной политики, как рычага изменения экономического роста, скорее всего, будет минимальным в долгосрочной перспективе.

Ипотечный кризис, влившийся впоследствии в серьезный экономический кризис экономики Америки во второй половине 2007 г., создал ситуацию растущей неопределённости не только на долгосрочный и среднесрочный, но также и на краткосрочный период прогнозирования системы финансов государства, да и всей экономики США в целом. Именно это обстоятельство возвало шок для высшего руководства США.

После 2008 года план стимулирования национальной экономики, который обрел силу закона в феврале того же года, был призван оказать максимальное воздействие на государственную экономику летом 2010 года.

В докладе МВФ Selected Issues Paper U.S. Is Bankrupt and We Dont Even Know It [Электронный ресурс]: Laurence Kotlikoff. August 11, 2010 -- 8:00 AM NOVST от июля 2010 года говорится: "Фискальный гэп США, связанный с текущей фискальной политикой федеральной администрации, слишком огромен, чтобы учетные ставки внушали доверие". Фискальный гэп Финансовый словарь [Электронный ресурс]: Тимофей Мартынов - 2001. - текущий разрыв между прогнозируемыми расходами (в том числе на обслуживание официального долга государства) и прогнозируемыми доходами страны в будущем. В этом же докладе сказано, что для устранения гэпа страны необходимо ежегодно четко пересматривать бюджет США, уменьшая его примерно на 14% ВВП государства. На данный момент доходы государственного бюджета США равны около 18.1% ВВП Taxes and other revenues. note: excludes contributions for social security and other programs; if social contributions were added, taxes and other revenues would amount to approximately 22% of GDP (2015 est.) [Электронный ресурс]: Central Intelligence Agency , поэтому устранение такого разрыва практически невозможно без увеличения ставки налогов в два, а то и больше раз.

Видное улучшение экономических показателей в США во второй половине 2011 г. привело к сильному давлению на правительство страны, а так же на главу государства Б. Обамы. Такое улучшение было вызвано существенным снижением бюджетно-налогового стимулирования экономики федеральным правительством, которое же в свою очередь было направлено на постепенное возвращение модели рынка к рыночной. В декабре 2012 года ФРС (Федеральная резервная система) объявила о планах покупки на 85 миллиардов долларов ипотечных и казначейских ценных бумаг в попытке увеличить долгосрочные процентные ставки, а также держать краткосрочные ставки процента около нуля, это привело к тому, что безработица упала ниже 6,5%, а инфляция выросла выше 2,5%. В конце 2013 года, ФРС объявила, что она начнет уменьшать долгосрочные покупки облигаций на до 75 млрд долларов в месяц, в январе 2014 года они продолжили уменьшать их дальше; покупки облигаций ФРС закончились к лету 2014 г. В 2014 г. уровень безработицы снизился до 6,2%, и продолжает падать до 5,5%, как было зафиксировано на середину 2015 года, этот показатель является самым низким уровнем безработицы; инфляция составила 1,7%, а государственный долг, как доля ВВП, продолжает снижаться, после нескольких лет роста Economy - overview [Электронный ресурс]: Central Intelligence Agency.

Администрация Белого Дома планирует повысить налоги на доходы наиболее состоятельных слоёв населения, а это граждане с доходом свыше 250 тыс. долл., преимущественно за счет ликвидации многочисленных налоговых лазеек, которые позволяли снижать размеры уплачиваемых налогов. Данные налоговые поступления позволят добиться серьезного успеха в деле финансирования социальных программ. По расчётам администрации Б. Обамы, размер налоговых поступлений, который изменится всвязи с повышением налогов на богатейших резидентов США, начнут поступать в казну федерального правительства уже в 2016 фин. г. и составят не менее 11,0 млрд. долл., а к 2019 фин. г. достигнут показателей 45,6 млрд. долл.

Бюджетные наработки и разработки администрации США привели к острой и неоднозначной реакции политических элит, окончательно расколовшихся по партийно-идеологическому признаку в принятии и непринятии бюджетной стратегии.

Нестабильное положение федеральных финансов США на сегодняшний день остается основополагающим фактором, определяющим перспективы бюджетной политики в США, который поставит под угрозу экономическое развитие страны. Правительству США следует пересмотреть налогово-бюджетную политику и финансовый план страны в целом, чтобы предотвратить надвигающую угрозу кризиса.