logo
Направления развития Арктической зоны Российской Федерации с использованием механизма государственно-частного партнерства

2. Создание особых экономических зон с использованием принципов государственно-частного партнерства

На сегодняшний день, как в отечественной, так и зарубежной практике накоплен сравнительно небольшой опыт создания особых экономических зон на Крайнем Севере.

Из-за обширной территории страны многие российские регионы испытывают трудности во взаимодействии друг с другом. Единственным способом решения проблемы привлечения капитала и последующего экономического развития для таких регионов могут стать особые торговые и производственные условия. В этом смысле у России и Канады в целом наблюдаются схожие проблемы, порождаемые огромными расстояниями между центрами экономической активности. Для их решения федеральное правительство Канады, а также администрации некоторых ее провинций создали особые привилегированные программы регионального развития для указанных провинций, которые, по сути, стали своего рода суррогатами ОЭЗ. Hecht A, Volovik N. Special Economic Zones / Volovik N., Hecht A, Prihodko S.,Sharpe B., Mandres M. Consortium for Economic Policy Research and Advice - M.: IET. 2007. P.82

Деятельность по оказанию помощи северным районам провинции Саскачеван осуществляется на основании соглашений, заключенных на 5 лет, между федеральным центром и провинцией. Соглашение направлено на улучшение экономической инфраструктуры, перспектив занятости, уровня образования и предпринимательства.

Кроме того, применяются различного рода программы прямого действия, направленные на прямое содействие проектам, а также фонды по поддержке инновационных программ, фонд инфраструктуры сельских муниципалитетов и стратегия развития коренного населения Севера.

Однако канадский опыт социально-экономического развития провинции Саскачеван и развитие российской Арктики едва ли можно сравнить. Природно-климатические условия российского Севера и рассматриваемого региона Канады значительно отличаются.

Рассмотрим перспективы создания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа особой экономической зоны.

Ямало-Ненецкий автономный округ, являясь одним из главных ресурсодобывающих регионов Российской Федерации, отвечает за социально-экономическое развитие, как самого субъекта Федерации, так и всей страны в целом.

Создание особой экономической зоны на территории Ямало-Ненецкого автономного округа позволит привлечь предприятия малого и крупного бизнеса, что позволит развить новые отрасли экономики регионы, а также развить уже существующие. На наш взгляд, в дальнейшем это может послужить толчком для диверсификации и реструктуризации экономики региона. Поэтому мы считаем, что ОЭЗ отвечает нашей главной цели - социально-экономическому развитию данного субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем важно понимать, что создание ОЭЗ представляет собой совершенно новый и ранее не применимый инструмент государственного регулирования социально-экономического развития в Ямало-Ненецком автономном округе. По сути, создание ОЭЗ должно сопровождаться использованием новейших управленческих технологий в органах власти субъекта федерации. Ввиду этого, это способствует достижению еще одной цели ОЭЗ, цели внедрения инновационных технологий в государственное управление. Как мы видим, если раньше в отечественной научной литературе внедрение инноваций в государственное управление рассматривалось как самоцель, то в нашем случае, это, скорее средство для достижения большей цели, что, по нашему мнению, только ускорит процесс инновационного развития региона.

Как мы понимаем, создание особой экономической зоны на территории Ямало-Ненецкого автономного округа неразрывно связано с государственно-частным партнерством в части предоставления льгот частному бизнесу. Так, для установления такого рода взаимодействия государства и бизнеса необходимо пройти несколько стадий, которые схематично обозначены ниже:

1) Создание ОЭЗ (правовое обеспечение ОЭЗ - закрепление ОЭЗ на законодательном уровне ЯНАО - установление льготного режима на территории округа);

2) Проведение конкурса на развитие инфраструктурного проекта в ЯНАО (определение независимых членов комиссии - анонсирование конкурса на официальном сайте администрации ЯНАО с указанием сроков реализации проекта и условий конкурса - проверка заявок членами комиссии - оглашение результатов конкурса);

3) Непосредственно сотрудничество государства и частного бизнеса (контрактная основа сотрудничества - установление возможных рисков проекта - распределение рисков между сторонами - исполнение заказа).

По мнению некоторых авторов, весьма большой проблемой применения механизмов ГЧП в России и в Арктике является слабое закрепление данного вопроса на законодательном уровне. Распространение практики реализации проектов, основанных на механизмах государственно-частного партнерства, требует совершенствования их правового обеспечения, в том числе, с учетом в законодательстве соответствующей арктической специфики. Самоловов Д.А. О перспективах использования договорных правовых форм государственно-частного партнерства в целях устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2014. № 2(36). С.109 Поэтому первый этап, этап правового обеспечения реализации проектов, основанных на условиях ГЧП, является одним из первых и основополагающих.

Кроме того, на законодательном уровне важно учитывать, что Ямало-Ненецкий автономный округ, относящийся к Арктической зоне Российской Федерации, располагает значительными запасами ресурсов, являющиеся собственностью государства. Поэтому реализация всех крупных проектов на территории ОЭЗ должна происходить с координирующей ролью государства, которое выступает гарантом реализации проекта. Частный бизнес выступает в роли исполнителя государственного заказа с соблюдением всех установленных и прописанных в контракте условий.

В то же самое время важно помнить, что закон запрещает создавать особые экономические зоны на территории непосредственной добычи полезных ископаемых. Учитывая большой ресурсный потенциал, которым располагает Ямало-Ненецкий автономный округ, создание особой экономической зоны на территории добычи полезных ископаемых практически полностью запрещено. Однако, такая возможность сохраняется при создании территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР), на которых разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары.

По нашему убеждению, одним из важнейших направлений в социально-экономическом развитии Ямало-Ненецкого автономного округа помимо развития туризма, о котором говорилось во второй главе, может стать развитие морского транспорта.

Морской транспортный комплекс в арктической зоне Российской Федерации играет важную экономическую роль в обеспечении жизнедеятельности населения и функционировании хозяйственных комплексов, которые прилегают к арктическому побережью. Необходимость сильного морского транспортного комплекса обусловлена, во-первых большой протяженностью береговой линии северной зоны России, а во-вторых, слабой разветвленностью сухопутного транспорта и наземных коммуникаций круглогодичного периода движения. Кроме того, развитие морского судоходства в Арктике играет важную стратегическую роль ввиду возможности контроля над морскими акваториями, которые богаты природными ресурсами и транзитного значения Северного морского пути как внутреннего маршрута между северо-западными и дальне-восточными регионами России. Комков Н.И., Селин В.С., Цукерман В.А. Направления модернизации арктической морской транспортной системы // Модернизация. Инновации. Развитие. 2014. № 4(20). С.6.

Для Арктической зоны Российской Федерации характерны экстремальные природно-климатические условия, негативное воздействие которых усиливается транспортной недоступностью, высокими производственными издержками и стоимостью жизни.

Доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта Арктической зоны доходит до 60%, в то время как в среднем по России эта цифра составляет 10%. Там же* С.7. Таким образом, жизнеобеспечение населения Арктики напрямую зависит от поставок топлива, промышленных товаров, продовольствия по трассе Северного морского пути в ограниченный период полярной навигации. Ввиду этого рациональное и экономически обоснованное развитие транспортных сетей в Арктике, на наш взгляд, должно стать базисом в социально-экономическом развитии региона, а одним из важнейших направлений в освоении Арктических территорий должно стать опережающее развитие транспортной инфраструктуры.

По мнению некоторых авторов, развитие морского транспорта и внутреннего водного транспорта требует меньше капиталовложений, по сравнению, например, с железнодорожным и автомобильным транспортом. «Если сравнить удельные инвестиции по отношению к протяженности Единой глубоководной системы, то ее капиталоемкость составит 25 млн. руб. на 1 километр. Тогда как средняя стоимость строительства двухпутной железной дороги - 125 млн. руб. за 1 км, а стоимость автомобильной дороги - порядка 1 млрд. руб.». Комков Н.И., Селин В.С., Цукерман В.А. Направления модернизации арктической морской транспортной системы // Модернизация. Инновации. Развитие. 2014. № 4(20). С. 9

Развитие морской транспортной системы и Северного морского пути логично совместно с развитием прибрежной портовой инфраструктуры за счет заинтересованных грузовладельцев и приарктических субъектов Российской Федерации на основании механизма государственно-частного партнерства.

Учитывая необходимость развития морской транспортной системы в Ямало-Ненецком автономном округе и большой объем грузоперевозок морского транспорта, автором предлагается создание портовой экономической зоны (ПОЭЗ) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года создание портовых особых экономических зон выбрано одним из направлений развития конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре.

Однако, не смотря на относительно небольшой мировой опыт создания портовых особых экономических зон в Арктике, в Российской практике были попытки создания ПОЭЗ.

Так, на акватории и территории Мурманска и западном берегу Кольского залива была создана портовая особая экономическая зона после подписания Соглашения о создании портовой особой экономической зоны «Мурманск» 17 ноября 2010 года Министерством экономического развития России, администрациями Мурманской области, Мурманска и Кольского района Мурманской области. Однако, как известно, разработка Штокмановского месторождения была отсрочена ввиду отсутствия достаточных бюджетных средств для построения инженерной инфраструктуры. Все это привело к тому, что к 2013 году на территории ПОЭЗ не было ни одного резидента. А сама портовая экономическая зона была на грани ликвидации, однако, этого удалось избежать путем переориентации ее на рыбопереработку.

С целью предотвращения подобных случаев в дальнейшем, учитывая прошлый опыт, автором предлагается ряд мер для создания особых экономических зон в АЗРФ.

Во-первых, создание ПОЭЗ на территории российской Арктики не видится без применения механизмов государственно-частного партнерства. Опыт Мурманской ПОЭЗ показал, что построение инженерной инфраструктуры требует весьма солидных финансовых инвестиций. Однако, осуществление подобных проектов было бы гораздо стабильным при условии участия государства и частного бизнеса с использованием механизма государственно-частного партнерства, которое позволило бы избежать финансовых рисков, связанных с реализацией подобных проектов.

Во-вторых, прошлый негативный опыт создания ПОЭЗ в Мурманске говорит об отсутствии должного стратегического планирования на региональном уровне.

В-третьих, создание портовой экономической зоны должно происходить в непосредственной близости от логистических узлов сухопутного транспорта, а также в местах с развитой инфраструктурой. В то же самое время очень важно учитывать пропускную способность наземного транспорта, поскольку опыт показал, что минусом для Мурманской области является перегруженность железной дороги, являющейся основным средством для транспортировки сырья с шельфа, в связи с ее использованием для поставок мазута в регион. Фадеев А. Перспективы освоения Арктического шельфа. В рамках лекции «Транспортно-логистические и промышленные перспективы освоения Арктического шельфа: международный аспект». Российский совет по международным делам. От 25.03.2014. URL: http:// russiancouncil. ru/inner/?id_4=3373#top (Дата обращения: 17.03.2016) Этих недостатков как раз-таки лишен Ямало-Ненецкий автономный округ.

Эта же мысль прослеживается в докладе Всемирного Банка, где отмечается, что успех или неудача особой экономической зоны зависит зачастую не столько финансовых стимулов, которые призваны развивать инвестиционную активность на территории, сколько от факторов конкурентоспособности данной территории, к которым они причисляют развитую транспортную инфраструктуру. Yazer J. Special Economic Zones could boost Atlantic Canadas economy. Published 21 September,2015. URL: http://thechronicleherald.ca/expertopinions/1312076-special-economic-zones-could-boost-atlantic-canada%E2%80%99s-economy (Дата обращения: 03.04.2016)

В-четвертых, для качественного управления и стратегического развития данной территории необходим руководящий и контролирующий орган в составе органа власти субъекта РФ, на территории которого создана ПОЭЗ, который мог бы играть аналитическую, координирующую роль в управлении данной территорией.

Это же подтверждается заявлением Счетной Палаты России, которая отмечает неэффективность управления особыми экономическими зонами и расходование выделенных бюджетных средств. «Как показывают результаты проверки, всего за семь лет в ОЭЗ государство вложило почти 122 млрд руб. Из них свыше 94 млрд руб. составляют взносы в уставные капиталы управляющих компаний, 27,5 млрд руб. направлено регионами напрямую на строительство отдельных объектов. Фактически к 2013 году управляющими компаниями были выполнены работы на сумму 52 млрд руб., что составляет всего 26% ожидаемой до 2017 года стоимости строительства, а с учетом работ, оплаченных регионами, - около 40% стоимости». Счетпалата отмечает неэффективность управления особыми экономическими зонами. Информационное агентство России от 17.12.2013. URL: http://tass.ru/ekonomika/838513 (Дата обращения: 03.04.2016)

Основными целями создания ПОЭЗ в Ямало-Ненецком автономном округе должны являться:

1) Диверсификация системы экспорта нефти ЯНАО;

2) формирование конкурентоспособных транспортных схем для экспорта массовых сырьевых грузов с использованием крупнотоннажных транспортных судов;

3) Рост уровня социально-экономического развития населения региона путем появления новых транспортных сетей морского и сухопутного транспорта;

4) Развитие портового хозяйства региона;

5) Интенсификация освоения новых месторождений на арктическом шельфе.

В соответствии с этим выделим возможные эффекты при создании ПОЭЗ в Ямало-Ненецком автономном округе:

1) Экономические: Создание новых рабочих мест с высококвалифицированным персоналом, сохранение и развитие кадрового потенциала региона, повышение качества жизни населения;

2) Финансовые: дополнительные налоговые поступления в бюджет округа;

3) Инновационные: Позволит сформировать инновационную составляющую развития экономики региона с высокой добавленной стоимостью;

4) Повышение конкурентоспособности: создание современной инфраструктуры для перевалки всех видов грузов, предпосылки для развития Северного морского пути, а также позволит перераспределять потоки грузов и капиталов в интересах Российской Федерации;

5) Инфраструктурные: приведение транспортной инфраструктуры Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствие с современными экономическими условиями.

Таким образом, создание на территории округа портовой особой экономической зоны на основании принципов государственно-частного партнерства способствует появлению благоприятных условий для развития социальной и инженерной инфраструктуры. В то же самое время сотрудничество государства и бизнеса позволит избежать чрезмерных бюрократических методов управления. А важным условием эффективности функционирования созданной особой экономической зоны в автономном округе является стабильность законодательства. Таким образом, при выполнении этих условий создание портовой особой экономической зоны на территории округа должно явиться эффективным инструментом в активизации экспорта, развитии предпринимательской деятельности и обеспечить социально-экономическое развитие Ямало-Ненецкого автономного округа.