logo
Анализ использования фонда рабочего времени на примере ООО "Музенидис Тревел"

1.3 Анализ затрат рабочего времени с использованием нормативно-правовых актов в области организации сервиса и туризма

Для нормализации трудовых отношений и контроля за ними используются нормативно-правовые акты. Они предусматривают установление гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защиту прав и интересов наемных работников и работодателей.

Все правовые нормы по труду подразделяются на две большие группы:

1. Установленные вне предприятия (внешние документы). Это Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (указы, постановления, инструкции, методические указания и другие документы по вопросам труда и заработной платы), трудовые соглашения, законы субъектов РФ, акты органов местного самоуправления.

2. Установленные внутри предприятия (внутренние документы, т.е. локальные нормативно-правовые акты). Сюда относят трудовые договоры, приказы и распоряжения руководства по вопросам труда и его оплаты, правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание предприятия, должностные инструкции и иные аналогичные документы, трудовые книжки работников, положения и сметы по труду и заработной плате, документы по аттестации работников и рабочих мест, документы по нормированию труда, документы, фиксирующие рабочее время (график выхода на работу на месяц и табель фактически отработанного времени за месяц); расчетно-платежные ведомости (расчетный лист, лицевые счета работников, платежные ведомости) и др. Причем вторая группа базируется, дополняет, конкретизирует и улучшает, но не нарушает первую. В преемственности нормативных актов обозначен принцип соответствия локальных норм государственным.

Главный законодательный документ, имеющий в своем составе статьи, посвященные труду -- Конституция РФ. В частности, ст. 34 определяет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для любой деятельности, не запрещенной законом. Статья 37 подчеркивает свободу труда, право распоряжаться трудовыми навыками, выбирать род деятельности и профессию. В ст. 39 определяются виды социальной защиты граждан. Конституция РФ гарантирует каждому работнику оплату труда не ниже установленного федеральным законом минимального размера. Минимальный размер оплаты труда -- это социальный стандарт, он периодически пересматривается путем принятия соответствующего федерального закона. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством. Цели трудового законодательства: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основной сборник законодательных актов о труде -- Трудовой кодекс РФ. Он содержит основные нормы социального партнерства, трудовых договоренностей, времени работы и отдыха, нормирования и оплаты труда, гарантий и компенсаций для работников, трудового распорядка и дисциплины труда, материальной ответственности, особенностей регулирования труда отдельных категорий работников [1, 2, 6].

Значительная часть норм по труду отражается вразличных федеральных законах, например таких, как:

- Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

- Закон от 20 апреля 1996 г. №36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"";

- Закон РФ от 11 марта 1992 г. №2490 - 1 "О коллективных договорах и соглашениях";

- Закон от 12 января 1996 г. №10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности";

- Закон от 17 июля 1999 г. №181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и др.

Как разъяснения ко многим законам издаются дополнительные инструкции и комментарии, позволяющие руководителям и специалистам правильно применять тот или иной закон. Большую группу централизованных нормативно- правовых актов по труду составляют постановления, приказы, инструкции и рекомендации федеральных органов исполнительной власти. К ним относятся, например:

- постановление Госкомстата России от 25 мая 1993 г. №67 "Основные методологические положения по классификации данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу занятости";

- постановление Минтруда России от 14 июля 1993 г. №135 "Об утверждении рекомендаций по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме";

- постановления Минздравсоцразвития России о санитарных правилах и нормах, гигиенических нормативах и др.

В условиях перехода Российской Федерации к цивилизованному рынку наблюдается активный процесс обновления трудового законодательства и интеграции его в мировую систему. Поэтому трудовое законодательство России учитывает общепризнанные принципы и нормы международного права, которые отражены в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ), ратифицированных в стране. МОТ международная организация, призванная эволюционным путем содействовать общественному прогрессу посредством установления и поддержания социального мира между различными слоями общества, рекомендует применение современных правил в виде конвенций и рекомендаций в области труда. Конвенции МОТ -- это международный правовой документ, предполагающий ратификацию и последующее соблюдение ее государствами- участниками. Рекомендация МОТ - это ориентир в выработке отдельным государством политики, разработке национального законодательства и практических мер в социально-трудовой сфере. Разработками МОТ могут пользоваться как правительственные структуры, так и представители организаций наемных работников и работодателей. [10]

Главными целями деятельности МОТ являются:

- содействие социально-экономическому прогрессу стран;

- повышение благосостояния и улучшение условий трудалюдей;

- защита прав человека.

В настоящее время МОТ является по существу координатором в мире по современной организации труда.

Кроме того, она ведет работы в области охраны, гигиены и производственной среды. В вопросах заработной платы МОТ не ставит своей целью унификацию подходов: главным является достижение гарантий оплаты труда, обеспечивающих удовлетворительные условия жизни и признание принципа равенства вознаграждения за равный труд. Организация уделяет также внимание индексации заработной платы и оплате труда по результатам.

Различают два вида статистической отчетности по труду:

1. Федеральная отчетность. К ней относится форма №П-4 "Сведения о численности, заработной плате, движении работников", содержащая следующую информацию:

- численность, заработная плата работников (за отчетный месяц, предшествующий месяц и соответствующий период прошедшего года);

- использование рабочего времени и движение работников за квартал.

В ней отражается количество отработанных человекочасов (фактически отработанное время без учета времени нахождения работников в отпусках, отсутствия по болезни). Движение кадров характеризуется такими показателями, как оборот по приему и увольнению работников и текучесть кадров. В отчете также отражается число рабочих мест, намеченных к ликвидации, и численность работников, намеченных к высвобождению, а также предполагаемое число новых рабочих мест.

2. Ведомственная отчетность. К ней относится:

- форма №5-т "Отчет о численности и заработной плате работников" (годовая и квартальная). Она в значительной степени дублирует форму №П-4 федерального государственного статистического наблюдения; - форма 72-к "Отчет о составе, движении кадров в системе потребительской кооперации". Она содержит два раздела: состав работников по должностям, уровню образования, полу возрасту; движение кадров -- прием, выбытие, текучесть кадров по причинам увольнения;

- форма №12 "Отчет о занятости населения" (квартальная, годовая). Ориентировала на контроль за созданием рабочих мест. В ней отражается численность взрослого трудоспособною населения, не занятого трудовой деятельностью, а также наличие трудоспособного населения, зарегистрированного службами занятости.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что существует множество нормативно-правовых актов в области организации и нормирования труда на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.