logo
Новая классическая теория

5.1 Вид информации

Главным и единственным видом информации в модели Р. Лукаса ценовые сигналы. Хозяйственные субъекты, которые преследуют собственные интересы, способны обрабатывать эти сигналы и эффективно их использовать. При условии стабильности общего уровня цен экономические субъекты реагируют только на изменения относительных цен, отражающих меновые пропорции между товарами. Случай, когда внезапно растет цена на товар определенного производителя, служит сигналом роста спроса на товары приводит к увеличению предложения. При стабильном общего уровня цен эти сдвиги имеют локальный характер и не могут стать источником циклических колебаний конъюнктуры. Другая ситуация возникает, когда общий уровень цен меняется. В этом случае экономические субъекты не смогут отличить изменения общего уровня цен от изменений относительных цен на отдельные товары. Они считают общий рост цен показателем повышенного спроса на "свой" товар и начинают увеличивать выпуск продукции независимо от реальной потребности в ней. "Результатом этого процесса - пишет Р. Лукас, - станут совместные колебания цен, продукта и инвестиций на агрегатном уровне, как это происходит в реальном экономическом цикле".

Инфляция является фактором, влияющим на скорость обработки информации и принятия решений. Если инфляционные процессы имеют устойчивый и стабильный характер, то рациональные агенты в состоянии приспособиться к ним и скорректировать свои расчеты. Внезапные и непредсказуемые изменения цен, которые сводят на нет предвидения индивидов (по терминологии Р. Лукаса, "информационные разрывы"), могут влиять на объем производства и занятости и вызывать циклические колебания и кризисные явления в экономике. Уроки инфляции и стагфляции окончательно убедили научную общественность в том, что в условиях растущей ценовой нестабильности ожидания экономических субъектов приобретают первостепенное значения.

Р. Лукас отказался от традиции изучения цикла, которая связывала циклические колебания с неравновесной. В 20-е pp. XX ст.