6.5 Конкурентный анализ
Будем оценивать деятельность компании и проводить анализ конкурентной среды по следующим критериям:
1. Репутация. От репутации компании-разработчика зависит очень многое. Здесь узнаваемость компании на рынке предполагает не только имидж компании, как надежного партнера, но и наличие большого портфеля разработок. Репутация - в понимании благоприятной оценки выполненных компанией проектов.
2. Качество - в понимании степени соответствия результата установленному техническому заданию и отсутствия ошибок в работе программного обеспечения, спектра предоставляемых услуг и предполагаемых сроков выполнения проекта.
3. Дизайн - оценка проводится по степени креативности и использования уникальных технологий и методик, по качеству интерфейса сайта, удобству навигации.
4. Сейлинг - «продаваемость» услуг компании, гибкость компании относительно динамики рынка, оценка деятельности отдела маркетинга и продаж, умение объяснить соответствие назначенной цены эффекту от разработанного продукта, наличие качественной рекламной продукции;
5. Эффективность продукта - оценивает степень достижения рекламных и маркетинговых целей сайта, поставленных перед разработчиками.
В таблице 9 представлены основные компании отрасли, оцененные по данным показателям деятельности в конце 2008 года. Все показатели оценивались по 10-ти балльной шкале. Полученные результаты представлены в таблице.
Взвешенная оценка параметра конкурентоспособности характеризует степень значимости показателя с точки зрения потребителя продукта. Сумма взвешенных оценок по всем параметрам составляет 100%. Взвешенные оценки расставлены на основе проведенного экспертного опроса.
Показатель конкурентоспособности компании рассчитывался, как сумма произведений взвешенных оценок параметров и значений параметров конкурентоспособности. Данный показатель характеризует «процент соответствия» компании «идеальному», с точки зрения потребителя, уровню.
Таблица 9 «Сравнение компаний-лидеров Петербургского рынка»
Компания |
Репутация |
Качество |
Дизайн |
«Сейлинг» |
Цена |
Эффективность продукта |
Показатель конкурентоспособности компании |
|
Взвешенная оценка параметра |
0,14 |
0,21 |
0,12 |
0,14 |
0,16 |
0,23 |
||
Traffic |
9 |
7 |
9 |
6 |
6 |
8 |
74,5 |
|
RealWeb |
8 |
7 |
8 |
7 |
5 |
8 |
71,7 |
|
UmiStudio |
8 |
9 |
7 |
8 |
8 |
8 |
80,9 |
|
TomStudio |
8 |
10 |
7 |
8 |
7 |
9 |
83,7 |
|
Molinos |
10 |
8 |
7 |
9 |
4 |
8 |
76,6 |
|
WebMaster.Spb |
6 |
9 |
9 |
7 |
5 |
7 |
72 |
|
Pyramid IT |
6 |
9 |
9 |
7 |
9 |
7 |
78,4 |
|
Trinet |
5 |
7 |
7 |
6 |
9 |
7 |
69 |
|
Peterlink |
5 |
7 |
7 |
6 |
8 |
6 |
65,1 |
|
Nimax |
5 |
7 |
7 |
6 |
9 |
6 |
66,7 |
|
Volex |
5 |
6 |
6 |
6 |
8 |
6 |
61,8 |
|
WebDom |
5 |
6 |
6 |
6 |
7 |
6 |
60,2 |
|
ООО «КЕНГУ.RU» |
3 |
4 |
6 |
8 |
7 |
8 |
60,6 |
44
Анализируя данные таблицы, можно сказать следующее. Лидерами рынка с точки зрения конкурентоспособности являются компании TomStudio, UniStudio, Pyramid IT и компания Molinos, это происходит в основном засчет репутации и высокого качества производимого ими программного продукта. Компании «КЕНГУ.RU» пока сложно конкурировать по качеству проектов и репутации. Это связано с отсутствием достаточных практических наработок. В планах - добиться оценок 6-7 по этим показателям в течение 2009 года.
В данной таблице проанализирована ситуация на рынке на конец 2008 года. Проведем факторный анализ за 2007 и 2008 год по показателям конкурентоспособности. Взвешенные оценки оставим те же, данные о значении параметров и показатели конкурентоспособности сведены в таблицу 10.
Таблица 10 «факторный анализ за 2007 и 2008 год по показателям конкурентоспособности»
Показатель конкуренции |
Параметры показателя конкурентоспособности |
|||||||
Репутация |
Качество |
Дизайн |
«Сейлинг» |
Цена |
Эффектив ность продукта |
|||
2007 |
46% |
2 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
|
2008 |
60,6% |
3 |
4 |
6 |
8 |
7 |
8 |
|
Индекса прироста |
32% |
50% |
0 |
20% |
60% |
40% |
33% |
|
Взвешенная оценка параметра |
0,14 |
0,21 |
0,12 |
0,14 |
0,16 |
0,23 |
Индекс прироста характеризует, на сколько процентов вырос показатель за отчетный период.
Теперь посчитаем прирост показателя конкурентоспособности за счет каждого из параметров:
Репутация. (3*0,14+4*0,21+5*0,12+5*0,14+5*0,16+6*0,23)/10*100% - 46%=47,4%-46% = 1,4%
Остальные показатели считаются аналогичным образом.
Качество. 0%
Дизайн. 1,2%
«Сейлинг». 4,2%
Цена. 3,2%
Эффективность продукта. 4,6%
Таким образом, основное изменение показателя конкурентоспособности компании произошло засчет трех факторов:
1. Изменение качества «сейлинга», что говорит о большей гибкости компании на рынке по сравнению с 2007 годом, об усилении функций маркетинга и продаж в компании. В начале 2008 года в штат компании был принят и еще один менеджер по продажам, который также выполняет и функции внутреннего маркетинга
2. Повышение эффективности продукта - что говорит о более глубоком допроектном рыночном анализе, о более тесной и глубокой работе с клиентом. Повышение эффективности на выходе могло стать возможным после введения должности медиапланера и тестера, что произошло в первом квартале 2008 года.
3. Цена. Изначально компания выставляла свои услуги по достаточно высоким ценам, неприемлемым для некоторых клиентов, к началу 2008 года ценовая политика была пересмотрена.
Таким образом, по проведённому анализу предприятие можно считать достаточно конкурентоспособным, однако, несмотря на кажущуюся благополучность, надо заметить, что для дальнейшего расширения, повышения статуса и завоевания новых клиентов, предприятию следует повышать качество оказания услуг, возможно в скором времени придется закупать более совершенное оборудование или проводить обучение программистов и дизайнеров новым технологиям. Основной же недостаток компании - ее молодость на рынке, недостаточное количество практических разработок, неузнаваемость брэнда. Для повышения уровня репутации компании стоит задуматься о проведении дополнительных рекламных мероприятий.
К тому же многие клиенты предпочитают работать с аутсорсинговыми компаниями по целому ряду услуг - не только по разработке сайта, но и по его обслуживанию, по продвижению, по контекстной и баннерной рекламе в сети интернет. Из-за того, что компания ООО «КЕНГУ.RU» оказывает услуги только по разработке сайта, она теряет многих клиентов. Поэтому имеет смысл развивать и другие направления деятельности.
- 1. Общая характеристика предприятия
- 2. Конкурентные преимущества предлагаемого продукта
- 2.1 Описание продукта
- 3. Описание рынка и конкурентной среды
- 3.1 Рынок разработки сайтов в России
- 3.2 Сегменты рынка
- 4. Налогообложение в компании
- 5. Анализ производства и реализации продукции (объемов оказываемых услуг)
- 5.1 Анализ динамики объёма реализации услуг
- 5.2 Анализ продаж по ассортиментным группам
- 5.3 Показатели структуры объема реализации услуг
- 5.4 Расчет динамики показателей, влияющих на объем выпуска услуг
- 6. Анализ качества и конкурентоспособности услуг
- 6.1 Описание конкурентной среды по рынку разработки сайтов в Санкт-Петербурге
- 6.2 Товары-субституты
- 6.3 Восприятие потенциальной клиентурой конкуренции компаний на рынке создания сайтов
- 6.4 Критерии оценки качества разработки сайтов
- 6.5 Конкурентный анализ
- 7. Анализ эффективности использования основных фондов и производственных мощностей
- 7.1 Стоимость и структура основных производственных фондов
- 7.2 Анализ состояния и движения основных фондов
- 7.3 Анализ фондовооруженности и эффективности использования ОФ