logo
Анализ качества и конкурентоспособности услуг на примере ООО "КЕНГУ.RU" (интернет-агентство)

6.5 Конкурентный анализ

Будем оценивать деятельность компании и проводить анализ конкурентной среды по следующим критериям:

1. Репутация. От репутации компании-разработчика зависит очень многое. Здесь узнаваемость компании на рынке предполагает не только имидж компании, как надежного партнера, но и наличие большого портфеля разработок. Репутация - в понимании благоприятной оценки выполненных компанией проектов.

2. Качество - в понимании степени соответствия результата установленному техническому заданию и отсутствия ошибок в работе программного обеспечения, спектра предоставляемых услуг и предполагаемых сроков выполнения проекта.

3. Дизайн - оценка проводится по степени креативности и использования уникальных технологий и методик, по качеству интерфейса сайта, удобству навигации.

4. Сейлинг - «продаваемость» услуг компании, гибкость компании относительно динамики рынка, оценка деятельности отдела маркетинга и продаж, умение объяснить соответствие назначенной цены эффекту от разработанного продукта, наличие качественной рекламной продукции;

5. Эффективность продукта - оценивает степень достижения рекламных и маркетинговых целей сайта, поставленных перед разработчиками.

В таблице 9 представлены основные компании отрасли, оцененные по данным показателям деятельности в конце 2008 года. Все показатели оценивались по 10-ти балльной шкале. Полученные результаты представлены в таблице.

Взвешенная оценка параметра конкурентоспособности характеризует степень значимости показателя с точки зрения потребителя продукта. Сумма взвешенных оценок по всем параметрам составляет 100%. Взвешенные оценки расставлены на основе проведенного экспертного опроса.

Показатель конкурентоспособности компании рассчитывался, как сумма произведений взвешенных оценок параметров и значений параметров конкурентоспособности. Данный показатель характеризует «процент соответствия» компании «идеальному», с точки зрения потребителя, уровню.

Таблица 9 «Сравнение компаний-лидеров Петербургского рынка»

Компания

Репутация

Качество

Дизайн

«Сейлинг»

Цена

Эффективность продукта

Показатель конкурентоспособности компании

Взвешенная оценка параметра

0,14

0,21

0,12

0,14

0,16

0,23

Traffic

9

7

9

6

6

8

74,5

RealWeb

8

7

8

7

5

8

71,7

UmiStudio

8

9

7

8

8

8

80,9

TomStudio

8

10

7

8

7

9

83,7

Molinos

10

8

7

9

4

8

76,6

WebMaster.Spb

6

9

9

7

5

7

72

Pyramid IT

6

9

9

7

9

7

78,4

Trinet

5

7

7

6

9

7

69

Peterlink

5

7

7

6

8

6

65,1

Nimax

5

7

7

6

9

6

66,7

Volex

5

6

6

6

8

6

61,8

WebDom

5

6

6

6

7

6

60,2

ООО «КЕНГУ.RU»

3

4

6

8

7

8

60,6

44

Анализируя данные таблицы, можно сказать следующее. Лидерами рынка с точки зрения конкурентоспособности являются компании TomStudio, UniStudio, Pyramid IT и компания Molinos, это происходит в основном засчет репутации и высокого качества производимого ими программного продукта. Компании «КЕНГУ.RU» пока сложно конкурировать по качеству проектов и репутации. Это связано с отсутствием достаточных практических наработок. В планах - добиться оценок 6-7 по этим показателям в течение 2009 года.

В данной таблице проанализирована ситуация на рынке на конец 2008 года. Проведем факторный анализ за 2007 и 2008 год по показателям конкурентоспособности. Взвешенные оценки оставим те же, данные о значении параметров и показатели конкурентоспособности сведены в таблицу 10.

Таблица 10 «факторный анализ за 2007 и 2008 год по показателям конкурентоспособности»

Показатель конкуренции

Параметры показателя конкурентоспособности

Репутация

Качество

Дизайн

«Сейлинг»

Цена

Эффектив

ность продукта

2007

46%

2

4

5

5

5

6

2008

60,6%

3

4

6

8

7

8

Индекса прироста

32%

50%

0

20%

60%

40%

33%

Взвешенная оценка параметра

0,14

0,21

0,12

0,14

0,16

0,23

Индекс прироста характеризует, на сколько процентов вырос показатель за отчетный период.

Теперь посчитаем прирост показателя конкурентоспособности за счет каждого из параметров:

Репутация. (3*0,14+4*0,21+5*0,12+5*0,14+5*0,16+6*0,23)/10*100% - 46%=47,4%-46% = 1,4%

Остальные показатели считаются аналогичным образом.

Качество. 0%

Дизайн. 1,2%

«Сейлинг». 4,2%

Цена. 3,2%

Эффективность продукта. 4,6%

Таким образом, основное изменение показателя конкурентоспособности компании произошло засчет трех факторов:

1. Изменение качества «сейлинга», что говорит о большей гибкости компании на рынке по сравнению с 2007 годом, об усилении функций маркетинга и продаж в компании. В начале 2008 года в штат компании был принят и еще один менеджер по продажам, который также выполняет и функции внутреннего маркетинга

2. Повышение эффективности продукта - что говорит о более глубоком допроектном рыночном анализе, о более тесной и глубокой работе с клиентом. Повышение эффективности на выходе могло стать возможным после введения должности медиапланера и тестера, что произошло в первом квартале 2008 года.

3. Цена. Изначально компания выставляла свои услуги по достаточно высоким ценам, неприемлемым для некоторых клиентов, к началу 2008 года ценовая политика была пересмотрена.

Таким образом, по проведённому анализу предприятие можно считать достаточно конкурентоспособным, однако, несмотря на кажущуюся благополучность, надо заметить, что для дальнейшего расширения, повышения статуса и завоевания новых клиентов, предприятию следует повышать качество оказания услуг, возможно в скором времени придется закупать более совершенное оборудование или проводить обучение программистов и дизайнеров новым технологиям. Основной же недостаток компании - ее молодость на рынке, недостаточное количество практических разработок, неузнаваемость брэнда. Для повышения уровня репутации компании стоит задуматься о проведении дополнительных рекламных мероприятий.

К тому же многие клиенты предпочитают работать с аутсорсинговыми компаниями по целому ряду услуг - не только по разработке сайта, но и по его обслуживанию, по продвижению, по контекстной и баннерной рекламе в сети интернет. Из-за того, что компания ООО «КЕНГУ.RU» оказывает услуги только по разработке сайта, она теряет многих клиентов. Поэтому имеет смысл развивать и другие направления деятельности.