Анализ качества продукции ТД "Курасовщина"
1.6 Материальные ресурсы и оборотные средства предприятия
Доставка сырья и материалов осуществляется в основном транспортом поставщиков. Важным показателем хозяйственной деятельности организации торговли является анализ товарных запасов, определение обеспеченностью товарными запасами.
Товарооборот торговой организации зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов, на его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров, эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:
, (2)
где - товарные запасы соответственно на начало и конец периода;
- поступление (закупка) товаров;
- прочее выбытие товаров;
- товарооборот.
У ТД "Курасовщина" имеются следующие данные о движении товаров за 2007-2008 гг. (таблица 3).
Таблица 3. Товарный баланс ТД "Курасовщина" за 2007-2008 гг.
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
Отклонение (+/-) |
Влияние на динамику товарооборота |
|
Товарные запасы на начало года, млн. руб. |
1676 |
2070 |
+394 |
+394 |
|
Поступление товаров, млн. руб. |
26151 |
37543 |
+11392 |
+11392 |
|
Товарооборот, млн. руб. |
25526 |
36619 |
+11093 |
+11093 |
|
Прочее выбытие товаров, млн. руб. |
859 |
958 |
+99 |
-99 |
|
Товарные запасы на конец года, млн. руб. |
1442 |
2036 |
+594 |
-594 |
Увеличение товарооборота по организации в динамике произошло за счет роста поступления товаров (+11392 млн. руб.), остатков на начало периода (+394 млн. руб.), увеличения запасов на конец периода (-594 млн. руб.) и прочего выбытия товаров (-99 млн. руб.).
Определим средние товарные запасы:
2007 год: (1676 + 1442) / 2 = 1559 млн. руб.
2008 год: (2070 + 2036) / 2 = 2053 млн. руб.
Время обращения товаров в днях товарооборота рассчитывается по формулам:
или (3)
где - длительность одного оборота;
- средние товарные запасы (определяются по формулам средней хронологической или средней арифметической);
- количество дней анализируемого периода;
- объем реализации (или товарооборота);
- однодневный товарооборот.
Скорость обращения в количестве оборотов () определяется по формулам:
или . (4)
Проведем расчет товарооборачиваемости и скорости оборота товаров ТД "Курасовщина" за 2007-2008 гг. (таблица 4).
Таблица 4. Анализ товарооборачиваемости ТД "Курасовщина" за 2007-2008 гг.
Показатель |
2007 год |
2008 год |
Отклонение (+,-) |
Темп роста, % |
|
Товарооборот, млн. руб. |
25526 |
36619 |
+11093 |
143,5 |
|
Средние товарные запасы, млн. руб. |
1559 |
2053 |
+494 |
131,7 |
|
Товарооборачиваемость, дни |
21,99 |
20,18 |
-1,81 |
- |
|
Скорость оборота, обор. |
16,37 |
17,84 |
+1,47 |
- |
В ТД "Курасовщина" товарооборачиваемость в динамике ускорилась на 1,81 дн. и за 2008 г. составила 20,18 дней. В отчетном периоде в результате ускорения товарооборачиваемости количество оборотов, совершаемых средним товарным запасом, увеличилось с 16,37 до 17,84, или на 1,47 оборота.
На размер изменения среднего товарного запаса оказали влияние два фактора: рост объема товарооборота; ускорение товарооборачиваемости. Товарооборот по организации в динамике возрос на 43,5 %, а средние товарные запасы - на 31,7 %. Товарные запасы в данном случае вследствие роста товарооборота увеличились на 678,17 млн. руб. (1559 ? (+43,5) / 100), а за счет ускорения товарооборачиваемости средние товарные запасы снизились на 184,17 млн. руб. (494 млн. руб. - 678,17 млн. руб.).
С увеличением товарооборота товарные запасы растут более медленными темпами, то есть в размере корня квадратного из темпов прироста товарооборота. Следовательно, в связи с ростом товарооборота на 43,5 % товарные запасы должны были возрасти только на 6,6 % () и составить за 2008 г. 1661,9 млн. руб.(1559 ? 106,6 / 100).
Для ускорения товарооборачиваемости в ТД "Курасовщина" следует применять следующие мероприятия:
1) формирование оптимального объема и структуры розничного товарооборота;
2) улучшать коммерческую работу по закупке товаров;
3) улучшать товарные запасы, которые длительные сроки не реализуются;
4) эффективно использовать механизм ценообразования (уменьшать торговые надбавки, применять систему скидок);
5) применять прогрессивные формы обслуживания;
6) постоянно изучать спрос покупателей.