8. Хозяйственно-финансовая характеристика предприятия
Экономический потенциал предприятия характеризуется такими показателями как основные, оборотные фонды предприятия и численность его персонала.
Рассмотрим показатели эффективности использования основных средств. ОАО "Белмагистральавтотранс".
Показатели эффективности использования основных средств приведены в таблице 8.1.
Таблица 8.1 - Показатели эффективности использования основных средств
№ п. п. |
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение, +/- |
|
1 |
Выручка от реализации продукции, млн. руб. |
15330 |
17935 |
2605 |
|
2 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб. |
19508 |
21335 |
1827 |
|
3 |
Прибыль отчетного периода, млн. руб. |
2177 |
2187 |
10 |
|
4 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
193 |
197 |
4 |
|
5 |
Фондоотдача, р. стр.1/стр.2 |
0,786 |
0,841 |
0,055 |
|
6 |
Фондоемкость, р. стр.2/стр.1 |
1,273 |
1, 190 |
-0,083 |
|
7 |
Фондовооруженность, р. стр.2/стр.4 |
101,08 |
108,3 |
7,22 |
|
8 |
Рентабельность основных средств, % стр.3/стр.2 * 100 |
11,16 |
10,251 |
-0,91 |
Анализ таблицы позволяет сделать следующие выводы. В 2010 году фондоотдача увеличилась на 0,055 руб. по сравнению с 2009 г., т.е. на каждый рубль основных фондов в 2010 г. приходилось 0,841 руб. выручки от реализации. Фондоемкость в 2010 году снизилась по сравнению с 2009 г. на 0,083 руб., т.е. на каждый рубль выручки от реализации продукции приходилось 1, 190 руб. основных фондов. Фондовооруженность увеличилась на 7,22 руб. и в 2010 г. на одного работника приходилось 108,3 руб. основных фондов. Рентабельность основных фондов предприятия в 2010 г. составила 10,25%.
Далее рассмотрим эффективность использования оборотного капитала ОАО "Белмагистральавтотранс".
Таблица 8.2 - Показатели эффективности использования оборотных средств
№ п. п. |
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % |
|
1 |
Выручка от реализации продукции, млн. руб. |
15330 |
17935 |
2605 |
117,0 |
|
2 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, млн. руб. |
5022 |
5789 |
767 |
115,3 |
|
3 |
Прибыль отчетного периода, млн. руб. |
193 |
197 |
4 |
102,1 |
|
4 |
Дебиторская задолженность, млн. руб. |
3196 |
3037 |
-159 |
95,0 |
|
5 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, р., стр.1/стр.2 |
3,05 |
3,10 |
0,05 |
101,5 |
|
6 |
Длительность оборота оборотных средств, дней 360/стр.5 |
118 |
116 |
-2 |
98,5 |
|
7 |
Коэффициент загрузки средств в обороте стр.2/стр.1 |
0,33 |
0,32 |
-0,01 |
98,5 |
|
8 |
Коэффициент эффективности использования оборотных средств, стр.3/стр.2 |
0,038 |
0,034 |
-0,004 |
88,5 |
|
9 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, стр.1/стр.4 |
4,80 |
5,91 |
1,11 |
123,1 |
|
10 |
Срок погашения дебиторской задолженности, дней 360/стр.9 |
75 |
61 |
-14 |
81,2 |
Таким образом, в 2010 году на 1 рубль оборотных средств приходилось 3,10 рубля реализованной продукции, что больше на 0,05 руб. по сравнению с 2009 г. следовательно, эффективность использования оборотных средств повысилась по сравнению с 2009 гг.
Длительность оборота оборотных средств в 2010 году ускорилась на 2 дня по сравнению с 2009 годом и составила 116 дней.
В 2010 году коэффициент загрузки средств в обороте снизился по отношению к 2009 г. на 0,01, что свидетельствует о снижении эффективности использования оборотных средств.
Коэффициент эффективности использования оборотных средств в 2010 году уменьшился на 0,04 по сравнению с 2009 г.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,11 руб. и составил 5,91 руб. Это является положительным.
Срок погашения дебиторской задолженности в 2010 году сократился на 14 дня по сравнению с 2009 годом, то есть дебиторская задолженность погашалась быстрее.
Таким образом, обобщая проведенный анализ можно сделать вывод, что в целом эффективность использования оборотных средств в 2010 году увеличилась, о чем свидетельствует повышение коэффициента оборачиваемости, сокращение длительности оборота.
Основным показателем, характеризующим производительность труда, является выручка от реализации услуг, приходящаяся на 1 работающего.
Данные для расчёта влияния трудовых факторов на товарооборот предприятия представлены в таблице 8.3.
Таблица 8.3 - Трудовые факторы, влияющие на выручку организации
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % |
|
Выручка от реализации, млн. руб. (N) |
15330 |
17935 |
2605 |
117,0 |
|
Среднесписочная численность, чел. (R) |
193 |
197 |
4 |
102,1 |
|
Средняя за период выработка одного работника, млн. руб. (D) |
79,4 |
91,0 |
11,6 |
114,6 |
Чтобы выразить зависимость выручки от реализации от названных факторов, используем и преобразуем формулу производительности труда:
N = R*D
Влияние изменения численности на изменение выручки от реализации находим с помощью произведения:
ДNR = ДR*D0
где ДNR - изменение выручки от реализации под влиянием изменения численности работников;
ДR - абсолютное изменение численности работников в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;
D0 - производительность труда за базисный период.
2010 г. по сравнению с 2009 г.:
ДNR = 4 * 79,4 = 317,6 млн. руб.
Влияние изменения производительности труда на изменение выручки от реализации находим с помощью выражения:
ДND = R1*ДD
Где ДND - изменение выручки от реализации под влиянием изменения производительности труда, R1 - среднесписочная численность работников за отчетный период; ДD - абсолютное изменение производительности труда 2010 г. по сравнению с 2009 г.:
ДND = 197 * 11,6 = 2285,2 млн. руб.
Расчет показывает, что благодаря увеличению численности работников на 4 чел. выручка увеличилась на 317,6 млн. руб.
Положительным фактором также оказалась выработка, её рост на 11,6 млн. руб. /чел. привел к увеличению выручки на 2285,2 млн. руб.
Рассмотрим показатели заработной платы ОАО "Белмагистральавтотранс" в таблице 8.4.
Таблица 8.4 - Динамика фонда оплаты труда и заработной платы
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % |
|
Среднесписочная численность, чел. |
193 |
197 |
4 |
102,1 |
|
Фонд заработной платы, млн. руб. |
3548,1 |
4335,6 |
787,5 |
122,2 |
|
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
1532 |
1834 |
302 |
119,7 |
Из таблицы видно, что фонд заработной платы в 2010 году составил 4335,6 млн. руб., увеличившись по сравнению с 2009 годом на 787,5 млн. руб. Среднемесячная заработная плата в 2010 году составила 1834 тыс. руб., увеличившись относительно 2009 г. - на 302 тыс. руб.
Проведем далее анализ количественных и структурных показателей в составе активов баланса ОАО "Белмагистральавтотранс" в таблице 8.5.
Таблица 8.5 - Количественные и структурные показатели в составе актива баланса ОАО "Белмагистральавтотранс" за 2009-2010 гг.
Наименование показателя |
Количественные сдвиги, млн. руб. |
Структурные сдвиги, % |
|||||
2009 г. |
2010 г. |
Изменение, (+,-) |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение, (+,-) |
||
Внеоборотные активы (стр. 190) |
13201 |
12911 |
-290 |
72,44 |
69,04 |
-3,40 |
|
В том числе: |
|||||||
основные средства (стр.110) |
13177 |
12819 |
-358 |
72,31 |
68,55 |
-3,76 |
|
нематериальные активы (стр.120) |
4 |
4 |
- |
0,02 |
0,02 |
- |
|
вложения во внеоборотные активы (стр.140) |
20 |
88 |
68 |
0,11 |
0,47 |
0,36 |
|
Оборотные активы (стр.290) |
5022 |
5789 |
767 |
27,56 |
30,96 |
3,40 |
|
В том числе: |
|||||||
Запасы и затраты (стр.210) |
644 |
1236 |
592 |
3,53 |
6,61 |
3,08 |
|
Налоги по приобретенным ценностям (стр.220) |
7 |
6 |
-1 |
0,04 |
0,03 |
-0,01 |
|
Дебиторская задолженность (стр.230+стр.240) |
3196 |
3037 |
-159 |
17,54 |
16,24 |
-1,30 |
|
Денежные средства (стр.260) |
920 |
1255 |
335 |
5,05 |
6,71 |
1,66 |
|
Финансовые вложения (стр.270) |
255 |
255 |
- |
1,40 |
1,36 |
-0,04 |
|
Итого активы |
18223 |
18700 |
477 |
100,0 |
100,0 |
х |
Внеоборотные активы ОАО "Белмагистральавтотранс" в 2010 году уменьшились на 290 млн. руб., а их доля в структуре актива баланса снизилась на 3,40 п. п. и составила 69,04%. Сумма основных средств снизилась на 358 млн. руб., а размер нематериальных активов на конец года составил 4 млн. руб., сумма вложений во внеоборотные активы увеличилась на 68 млн. руб.
Оборотные активы увеличились в 2010 году на 767 млн. руб., а их доля в структуре актива баланса увеличилась на 3,40 п. п. и составила 30,96%. Увеличение оборотных активов произошло главным образом за счет роста денежных средств на 335 млн. руб. и запасов и затрат на 592 млн. руб. В 2010 году дебиторская задолженность снизилась на 159 млн. руб. и составила 3037 млн. руб., а ее доля в структуре активов составила 16,24%. Таким образом, в активе баланса в целом наблюдается положительная динамика.
Количественные и структурные показатели в составе пассива баланса отражены в таблице 8.6.
Таблица 8.6 - Количественные и структурные показатели в составе пассива баланса ОАО "Белмагистральавтотранс" в 2009-2010 гг.
Наименование показателя |
Количественные сдвиги, млн. руб. |
Структурные сдвиги, % |
|||||
2009 г. |
2010 г. |
Изменение, (+,-) |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение, (+,-) |
||
Капитал и резервы (стр.490) |
12289 |
14061 |
1772 |
67,44 |
75, 19 |
7,76 |
|
В том числе: |
|||||||
уставный фонд (стр.410) |
64 |
64 |
- |
0,35 |
0,34 |
-0,01 |
|
резервный фонд (стр.420) |
102 |
167 |
65 |
0,56 |
0,89 |
0,33 |
|
добавочный фонд (стр.430) |
10416 |
11035 |
619 |
57,16 |
59,01 |
1,85 |
|
нераспределенная прибыль, непокрытый (убыток) (стр.450) |
1707 |
2795 |
1088 |
9,37 |
14,95 |
5,58 |
|
Долгосрочные обязательства (стр.590) |
2862 |
2002 |
-860 |
15,71 |
10,71 |
-5,00 |
|
В том числе: |
|||||||
долгосрочные кредиты и займы (стр.510) |
841 |
474 |
-367 |
4,62 |
2,53 |
-2,08 |
|
прочие долгосрочные обязательства (стр.520) |
2021 |
1528 |
-493 |
11,09 |
8,17 |
-2,92 |
|
Краткосрочные обязательства (стр.690) |
3072 |
2637 |
-435 |
16,86 |
14,10 |
-2,76 |
|
В том числе: |
|||||||
краткосрочные кредиты и займы (стр.610) |
88 |
-88 |
0,48 |
0,00 |
-0,48 |
||
Кредиторская задолженность (стр.620) |
2976 |
2625 |
-351 |
16,33 |
14,04 |
-2,29 |
|
Задолженность перед участниками (учредителями) (стр.630) |
8 |
12 |
4 |
0,04 |
0,06 |
0,02 |
|
Итого пассивы: |
18223 |
18700 |
477 |
100,0 |
100,0 |
х |
Как видно из таблицы 8.6, наибольший удельный вес в пассиве баланса занимает капитал и резервы - 75, 19% в 2010 году, что выше на 7,76 п. п., чем в 2009 году. Капитал и резервы увеличился в 2010 году на 1772 млн. руб. При этом уставный фонд не изменился. Нераспределенная прибыль увеличилась в 2010 г. на 1088 млн. руб. и составила 2795 млн. руб.
Долгосрочные обязательства предприятия снизились в 2010 году на 860 млн. руб. То есть предприятие стало менее зависимо от внешних источников финансирования в долгосрочном периоде.
Сумма краткосрочных обязательств снизилась в 2010 г. на 435 млн. руб. и составила 2637 млн. руб.
Кредиторская задолженность уменьшилась на 351 млн. руб., а ее доля в пассиве баланса уменьшилась с 16,33% до 14,04%, т.е. на 2,29 п. п., что является положительным.
Рассчитаем показатели структуры капитала (таблица 8.7).
Таблица 8.7 - Показатели структуры капитала ОАО "Белмагистральавтотранс"
Наименовани показателя |
Расчетная формула (код строк) |
Оптимальное значение |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение, +/- |
|
Коэффициент собственности |
(стр.490+стр.640) / стр.700 |
>0,6 |
0,67 |
0,75 |
0,08 |
|
Коэффициент обеспечения финансовых обязательств активами |
(стр.590+стр.690-стр.640) /стр.700 |
<0,85 |
0,33 |
0,25 |
-0,08 |
|
Коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами |
(стр.490+стр.640-стр. 190) /стр.290 |
>0,3 |
-0,2 |
0,2 |
0,38 |
Коэффициент собственности на протяжении двух лет соответствовал оптимальному значению, то есть был выше 0,6, что свидетельствует о том, что все обязательства ОАО "Белмагистральавтотранс" могут быть покрыты собственными оборотными средствами. В 2010 году данный коэффициент повысился на 0,08.
Коэффициент обеспечения финансовых обязательств активами также соответствует оптимальному значению, следовательно, предприятие имеет финансовую независимость от внешних источников финансирования. Коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами в динамике увеличился, что говорит о достаточности собственных оборотных средств. Предприятие имеет достаточно собственных оборотных средств, чтобы покрыть свои обязательства.
Рассчитаем показатели ликвидности в таблице 8.8.
Таблица 8.8 - Показатели ликвидности ОАО "Белмагистральавтотранс"
Наименование показателя |
Расчетная формула (код строк) |
Оптимальное значение |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение, +/- |
|
Коэффициент текущей ликвидности |
стр.290/ (стр.690-стр.640) |
>1,7 |
1,63 |
2, 20 |
0,56 |
|
Коэффициент абсолютной ликвидности |
(стр.260+стр.270) / (стр.690-стр.640) |
>0,2 |
0,38 |
0,57 |
0, 19 |
|
Коэффициент критической (быстрой) ликвидности |
(стр.290-стр.210) / стр.690-стр.640 |
>1 |
1,43 |
1,73 |
0,30 |
Как видно из таблицы, коэффициент текущей ликвидности ежегодно растет. Следовательно, предприятие имеет достаточно оборотных средств для погашения краткосрочной задолженности. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что в 2009 предприятие могло погасить немедленно 38% всех краткосрочных обязательств, а в 2010 г. - 57% всех краткосрочных обязательств. Коэффициент критической ликвидности показывает, что при наступлении критической ситуации предприятие может полностью погасить свои обязательства. Таким образом, предприятие является ликвидным, прибыльным, финансово устойчивым и финансово независимым.
Анализ динамики прибыли предприятия представлен в таблице 8.9.
Таблица 8.9 - Анализ динамики прибыли ОАО "Белмагистральавтотранс"
Наименование показателя |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение |
Темп роста, % |
|
1. Выручка от реализации |
15330 |
17935 |
2605 |
117,0 |
|
2. Налоги, включаемые в выручку от реализации |
1742 |
2016 |
274 |
115,7 |
|
3. Выручка от реализации за вычетом налогов |
13588 |
15919 |
2331 |
117,2 |
|
4. Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг |
11893 |
14252 |
2359 |
119,8 |
|
5. Прибыль от реализации |
1695 |
1667 |
-28 |
98,3 |
|
6. Прибыль от операционной деятельности |
426 |
70 |
-356 |
16,4 |
|
7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций |
-73 |
293 |
366 |
-401,4 |
|
6. Прибыль за отчетный период |
2048 |
2030 |
-18 |
99,1 |
|
Расходы, не учитываемые при налогообложении |
129 |
157 |
28 |
121,7 |
|
7. Налоги и сборы, производимые из прибыли |
338 |
453 |
115 |
134,0 |
|
8. Расходы и платежи из прибыли |
153 |
156 |
3 |
102,0 |
|
9. Прибыль к распределению |
1557 |
1421 |
-136 |
91,3 |
Выручка от реализации в 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 годом - на 2605 млн. руб. Прибыль от реализации в 2010 году уменьшилась по сравнению с 2009 годом - на 28 млн. руб. Это произошло, потому что темпы роста себестоимости превышают темпы роста выручки от реализации. Прибыль от операционной деятельности в 2010 г. снизилась на 356 млн. руб. А прибыль от внереализационных операций в 2010 г. составила 293 млн. руб. Налоги и сборы производимые из прибыли возросли в 2010 году на 115 млн. руб. по сравнению с 2009 г. Прибыль к распределению уменьшилась по сравнению с 2009 годом - на 136 млн. руб. или на 8,7%.
Проведем анализ рентабельности продукции (таблица 8.10).
Таблица 8.10 - Показатели рентабельности продукции в 2009-2010 гг., млн. руб.