logo
Анализ конкурентной среды на рынке шинной продукции России

Введение

Актуальность темы. Повышение конкурентоспособности предприятий необходимо для их успешного функционирования в условиях рыночной экономики и предполагает постоянный анализ ряда влияющих факторов с целью поиска путей ее повышения в тактической и стратегической перспективе.

Достижение высокого уровня конкурентоспособности промышленных предприятий является одной из важнейших задач социально-экономического развития страны. Успешное функционирование отечественных промышленных предприятий - необходимое условие обеспечения экономической безопасности, повышения уровня жизни населения страны, товарного насыщения внутреннего рынка и успешной интеграции Российской Федерации в мировое экономическое сообщество.

В современных условиях отечественный рынок характеризуется высоким динамизмом, гибкостью и широкой диверсификацией. Это сопровождается усилением конкурентной борьбы. Поэтому руководители промышленных предприятий вынуждены постоянно отслеживать изменения рыночной ситуации и применять на практике соответствующие условиям конкуренции методы управления.

Оценка эффективности конкурентных стратегий и контроль их реализации является завершающим процессом стратегического управления, который обеспечивает устойчивую обратную связь между целями предприятия и процессом их достижения. Поэтому формирование эффективной конкурентной стратегии развития предприятия служит основой создания и укрепления конкурентных позиций на рынке.

Таким образом, управление развитием промышленного предприятия на основе анализа его конкурентоспособности и конкурентоспособности выпускаемой продукции является весьма актуальной и значимой для обеспечения социально-экономического развития отечественной экономики.

Исследованию экономической конкуренции посвящено достаточно большое количество научных трудов. В числе зарубежных авторов можно назвать Дж. Барбаша, Т. Батя, Л. Вальраса, Дж. Вумека, Д. Джонса, Г. Коуза, Дж. Кэрола, Х. Ламперта, Дж. Миля, Ф. Найта, В. Ойкена, Э. Петигрю, Д. Рикардо, Г.Саймона, А. Смита, П. Спароу, Г. Уипа, Дж. Фримена, Г. Ханана, К. Хандре, И. Шумпетера, уделявших основное внимание различным аспектам исследования конкуренции как элемента рыночных отношений.

Актуальность данной проблемы в условиях развития современной российской экономики, ее недостаточное решение, необходимость теоретического обоснования и поиска практических методов совершенствования механизма повышения конкурентоспособности предприятий в условиях экономического кризиса.

Цель и задачи исследования. Целью дипломной работы является раскрытие теоретических основ и разработка практических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятий шинной промышленности.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- раскрыть научные положения по определению конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия в условиях рынка;

- систематизировать факторы рыночной конкурентоспособности промышленных предприятий;

- выявить наиболее полно отражающие современные рыночные условия показатели конкурентоспособности предприятия;

- провести анализ конкурентной среды на рынке шинной продукции РФ и выявить основные тенденции развития российского рынка шин;

- разработать пути совершенствования организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления конкурентоспособностью предприятий отраслей промышленности.

Объектом исследования является предприятие ОАО "Нижнекамскшина".

Методы исследования. С целью теоретического углубления представлений о совокупности факторов рыночной конкурентоспособности предприятий в дипломной работе использованы: методы системного подхода, анализа и синтеза, индукции и дедукции; экономико-математические и аналитические методы: табличный и графический методы; метод сравнительного анализа и некоторые другие.

Информационной базой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых, материалы органов государственной статистики , промышленных предприятий.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставятся цель и задачи. В первой главе даются определения основным понятиям и объекта обследования, его сущность. Во второй главе проводится оценка конкурентоспособности ОАО "Нижнекамскшина". В третьей главе рассматриваются стратегии, направленные на достижение конкурентоспособности и предлагаются пути ее повышения. В заключении подводится итог проделанной работы и даются рекомендации по совершенствованию работы в этой области.

1. Теоретические основы формирования конкурентных преимуществ промышленных предприятий в отрасли