2.3 Анализ основных направлений организационно-сбытовой деятельности ОАО «Молкомбинат Кунгурский»
Анализ основных направлений сбытовой деятельности ОАО «Молкомбинат Кунгурский» предполагает динамику производства продукции.
Для того чтобы проанализировать сбытовую деятельность нужно провести анализ реализации продукции ОАО «Молкомбинат Кунгурский», рассмотреть структуру, объем и динамику производства продукции с помощью таблицы 2.
Таблица 2
Динамика производства продукции ОАО «Молкомбинат Кунгурский» в 2012-2013 гг.
Вид продукции |
2012 год |
2013 год |
?2012/2013 |
||
Изменение (+, -) |
темп роста, % |
||||
Молочные продукты, т. |
27 150 |
41 500 |
+14 350 |
152,86 |
|
Кисломолочные продукты, т. |
9 350 |
13 100 |
+3750 |
140,1 |
|
Итого |
36 500 |
54 600 |
+18 100 |
149,5 |
Из данных таблицы 2 видно, что среди данных видов производимой продукции ОАО «Молкомбинат Кунгурский» в 2012 году наибольшую долю составляет молочные продукты - 41 500 т. - на протяжении всего периода. Молочные и кисломолочные продукты имеют положительную динамику роста -52,86 % и 40,1% соответственно.
Важное значение имеют оценка степени выполнения плана и динамики реализации продукции, т.к. темпы роста объема реализации продукции непосредственно влияют на величину прибыли предприятия.
Таблица 3
Анализ выполнения плана по реализации продукции ОАО «Молкомбинат Кунгурский» за 2013 год
Вид продукции |
План, тыс. руб. |
Факт, тыс. руб. |
Отклонение от плана |
||
+, - |
% |
||||
Молочные продукты |
830 000 |
830 050 |
+ 50 |
100,006 |
|
Кисломолочные продукты, |
196 500 |
196 470 |
-30 |
99,99 |
|
Итого |
1 026 500 |
1 026 520 |
20 |
100,002 |
Из таблицы 3 видно, что в целом план по реализации продукции перевыполнен на 0,002 %. Это свидетельствует о том, что на предприятии выполняются планы реализации продукции, достаточно хорошо организована работа сбытового отдела, предприятия, осуществляется маркетинговая политика предприятия.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам оборачивается для предприятия снижением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях жесткой конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства [15].
Сначала проводится анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за декабрь 2013 года представлена в таблице 4.
Таблица 4
Анализ выполнения договорных обязательств ОАО «Молкомбинат Кунгурский» по отгрузке продукции за декабрь 2013 года
Изделие |
Потребитель |
План поставки по договору |
Фактически отгружено |
Недопоставка продукции |
|
Молочные продукты, тыс руб. |
ООО «Трейд -Сов» |
70 000 |
70 010 |
+10 |
|
Кисломолочные продукты, тыс. руб. |
ООО «Трейд -Сов» |
16 500 |
16 470 |
-30 |
|
Итого: |
86 500 |
86 480 |
-20 |
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл): Кд.п. = (86 500 - 86 480) / 86 500 = 99,9 %. За отчетный месяц недопоставлено продукции по договора на сумму 20 тыс. руб.
Большое влияние на эффективность сбытовой деятельности, на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент, структура и качество производства и реализации продукции. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
изучение жизненного цикла продуктов и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных продуктов;
оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту) [13, с. 109].
Таким образом, анализ сбытовой деятельности ОАО «Молкомбинат Кунгурский» показал, что предприятие использует как прямые, так и косвенные каналы сбыта продукции. Выбор прямого или косвенного канала распределения зависит от того, какой стратегии сбыта придерживается предприятие. ОАО «Молкомбинат Кунгурский» применяет стратегию интенсивного сбыта, поскольку предприятие производит продукцию повседневного потребления, относящуюся к скоропортящейся продукции. ОАО «Молкомбинат Кунгурский», расширяет клиентскую базу, увеличивая, таким образом, объем реализации выпускаемой продукции. Основным покупателям являются ООО «Трейд-Сов».
Анализ производства и реализации продукции показал, что в 2013 году наибольшую долю составляет молочные продукты - 41500 т - на протяжении всего периода. Все виды продукции реализованы сверх предусмотренного плана, в особенности молочные продукты - в 1,5 раз. В целом план по реализации продукции выполнен.
Процент выполнения договорных обязательств составляет 99,9 %. Анализ выполнения договорных обязательств за 2013 год в ОАО «Молкомбинат Кунгурский», показал, что наибольший объем недопоставки продукции наблюдается в декабре (20 тыс. руб.), что было вызвано недостаточным производством продукции в эти месяца.
Основными направлениями развития ОАО «Молкомбинат Кунгурский», являются, расширение рынка сбыта с поиском новых торговых организаций и оптимальной работой со старыми партнерами; исследование покупательского мнения, усовершенствованию товарного вида, разработке новых изделий; удержание имеющих позиций и доли рынка, а также захват доли у конкурентов, грамотной ценовой политики.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
- 1.1 Понятие и сущность конкурентных преимуществ
- 1.2 Теория конкурентного преимущества Майкла Портера
- 1.3 Стратегии достижения конкурентных преимущества по М. Портеру
- 1.4 Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОЛКОМБИНАТ КУНГУРСКИЙ»
- 2.1 Организационно-правовая форма (ОПФ) и структура управления предприятием
- 2.2 Месторасположение предприятия, конкуренты и потребители
- 2.3 Анализ основных направлений организационно-сбытовой деятельности ОАО «Молкомбинат Кунгурский»
- 2.4. Экономический анализ коммерческой деятельности на примере ОАО «Молкомбинат Кунгурский»
- ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО «МОЛКОМБИНАТ КУНГУРСКИЙ»
- 3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию кадровой политики
- 3.2 Пути повышения эффективности организации сбытовой деятельности в ОАО «Молкомбинат Кунгурский»
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ