logo
Анализ конкурентных преимуществ ОАО "Молкомбинат Кунгурский"

2.3 Анализ основных направлений организационно-сбытовой деятельности ОАО «Молкомбинат Кунгурский»

Анализ основных направлений сбытовой деятельности ОАО «Молкомбинат Кунгурский» предполагает динамику производства продукции.

Для того чтобы проанализировать сбытовую деятельность нужно провести анализ реализации продукции ОАО «Молкомбинат Кунгурский», рассмотреть структуру, объем и динамику производства продукции с помощью таблицы 2.

Таблица 2

Динамика производства продукции ОАО «Молкомбинат Кунгурский» в 2012-2013 гг.

Вид продукции

2012

год

2013

год

?2012/2013

Изменение (+, -)

темп роста, %

Молочные продукты, т.

27 150

41 500

+14 350

152,86

Кисломолочные продукты, т.

9 350

13 100

+3750

140,1

Итого

36 500

54 600

+18 100

149,5

Из данных таблицы 2 видно, что среди данных видов производимой продукции ОАО «Молкомбинат Кунгурский» в 2012 году наибольшую долю составляет молочные продукты - 41 500 т. - на протяжении всего периода. Молочные и кисломолочные продукты имеют положительную динамику роста -52,86 % и 40,1% соответственно.

Важное значение имеют оценка степени выполнения плана и динамики реализации продукции, т.к. темпы роста объема реализации продукции непосредственно влияют на величину прибыли предприятия.

Таблица 3

Анализ выполнения плана по реализации продукции ОАО «Молкомбинат Кунгурский» за 2013 год

Вид продукции

План,

тыс. руб.

Факт,

тыс. руб.

Отклонение от плана

+, -

%

Молочные продукты

830 000

830 050

+ 50

100,006

Кисломолочные продукты,

196 500

196 470

-30

99,99

Итого

1 026 500

1 026 520

20

100,002

Из таблицы 3 видно, что в целом план по реализации продукции перевыполнен на 0,002 %. Это свидетельствует о том, что на предприятии выполняются планы реализации продукции, достаточно хорошо организована работа сбытового отдела, предприятия, осуществляется маркетинговая политика предприятия.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам оборачивается для предприятия снижением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях жесткой конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства [15].

Сначала проводится анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за декабрь 2013 года представлена в таблице 4.

Таблица 4

Анализ выполнения договорных обязательств ОАО «Молкомбинат Кунгурский» по отгрузке продукции за декабрь 2013 года

Изделие

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Молочные продукты, тыс руб.

ООО

«Трейд -Сов»

70 000

70 010

+10

Кисломолочные продукты, тыс. руб.

ООО

«Трейд -Сов»

16 500

16 470

-30

Итого:

86 500

86 480

-20

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл): Кд.п. = (86 500 - 86 480) / 86 500 = 99,9 %. За отчетный месяц недопоставлено продукции по договора на сумму 20 тыс. руб.

Большое влияние на эффективность сбытовой деятельности, на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент, структура и качество производства и реализации продукции. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

изучение жизненного цикла продуктов и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных продуктов;

оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту) [13, с. 109].

Таким образом, анализ сбытовой деятельности ОАО «Молкомбинат Кунгурский» показал, что предприятие использует как прямые, так и косвенные каналы сбыта продукции. Выбор прямого или косвенного канала распределения зависит от того, какой стратегии сбыта придерживается предприятие. ОАО «Молкомбинат Кунгурский» применяет стратегию интенсивного сбыта, поскольку предприятие производит продукцию повседневного потребления, относящуюся к скоропортящейся продукции. ОАО «Молкомбинат Кунгурский», расширяет клиентскую базу, увеличивая, таким образом, объем реализации выпускаемой продукции. Основным покупателям являются ООО «Трейд-Сов».

Анализ производства и реализации продукции показал, что в 2013 году наибольшую долю составляет молочные продукты - 41500 т - на протяжении всего периода. Все виды продукции реализованы сверх предусмотренного плана, в особенности молочные продукты - в 1,5 раз. В целом план по реализации продукции выполнен.

Процент выполнения договорных обязательств составляет 99,9 %. Анализ выполнения договорных обязательств за 2013 год в ОАО «Молкомбинат Кунгурский», показал, что наибольший объем недопоставки продукции наблюдается в декабре (20 тыс. руб.), что было вызвано недостаточным производством продукции в эти месяца.

Основными направлениями развития ОАО «Молкомбинат Кунгурский», являются, расширение рынка сбыта с поиском новых торговых организаций и оптимальной работой со старыми партнерами; исследование покупательского мнения, усовершенствованию товарного вида, разработке новых изделий; удержание имеющих позиций и доли рынка, а также захват доли у конкурентов, грамотной ценовой политики.