logo
Анализ конкурентоспособности предприятия

ВВЕДЕНИЕ

  • В основе экономического прогресса лежит повышение эффективности деятельности организаций. Важнейшим, качественным показателем, отражающим эффективность работы организаций в рыночных условиях, является уровень конкурентоспособности.
  • Рыночная экономика обязательно предполагает, что отношения экономических субъектов складываются в условиях конкуренции. С точки зрения рыночной структуры конкуренция представляет собой ряд условий, которые ставят организацию в положение принимающего определенные условия игры. В этом смысле конкуренция может существовать только в условиях конкурентного рынка, противоположного монопольной структуре.
  • С другой стороны, конкуренция может быть определена как производное от слова “конкурировать” (соревноваться), поведение организаций-соперников на рынке. В общем виде конкуренция - соперничество, борьба за достижение лучших результатов в любом виде деятельности. Если соединить вышесказанное, то в условиях рынка борьба разворачивается за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей, что и обеспечивает реализацию произведенного товара или услуги.
  • Следовательно, конкуренция - это соревнование предприятий на рынке за предпочтения потребителей с целью получения максимальной прибыли или дохода. Конкуренция побуждает организации промышленного производства настраиваться на удовлетворение рыночного спроса (а через него и на имеющиеся потребности), снижение расходов на производство и реализацию, максимальное использование достижений научно-технического прогресса.
  • Именно конкуренция и конкурентный рынок, на котором правила игры устанавливают не производители, а потребители, приводят в действие два фактора, побуждающие организации к повышению качества и конкурентоспособности хозяйственной деятельности. Это совершенно реальная возможность провала (банкротства) и такая же реальная возможность крупного коммерческого успеха за счет обеспечения конкурентных преимуществ, для своей организации.
  • В современных условиях функционирования субъектов хозяйствования всё более очевидно, что инновации превращаются в движущую силу, которая может определять их стратегическое будущее. Инновационная деятельность направлена на создание, реализацию и коммерческое применение новшеств, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
  • Системная взаимосвязь законодательных, структурных и функциональных компонентов обеспечивающих развитие инновационной деятельности в Республики Беларусь, представляет собой Национальную инновационную систему.
  • Целью курсовой работы является анализ конкурентоспособности и выявление путей инновационного развития деятельности организации.
  • В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
  • - исследована сущность конкурентоспособности организации и продукции, методика их оценки, при этом изучено понятие конкурентоспособности продукции и организации и их оценки, рассмотрены показатели конкурентоспособности организаций, выявлены основные направления формирования конкурентных преимуществ организации;
  • - выявлены пути повышения конкурентоспособности продукции и организации в целях инновационного развития, при этом проведена оценка влияния конкурентоспособности на эффективность управления организации, рассмотрены основные направления повышения конкурентных преимуществ организации.
  • В работе использовались как методы общенаучного характера, так и прикладного. Основные общенаучные методы, использованные в курсовой работе: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстракция. При обработке информации применялись экономико-математические методы и приемы: метод горизонтального и вертикального сравнения; абсолютных и относительных величин, группировки; цепных подстановок, факторный анализ, индексный метод.