logo
Анализ конкурентоспособности предприятия

3. Основные направления формирования конкурентных преимуществ предприятия

  • Конкурентоспособность организации (ее конкурентные возможности) характеризуется двумя группами показателей [9, с. 436]:
  • 1) характеристики продукции, формируемые производством (в том числе ассортимент, качество, сервисное обслуживание, и другие характеристики), определяющие конкурентоспособность предоставляемых товаров;
  • 2) экономические и производственно-технологические характеристики (показатели) условий производства (цена, затраты на производство и реализацию, производительность труда, ресурсоемкость и т.д.), характеризующие ценовую конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность организации в целом.
  • Кроме того, на конкурентоспособность также оказывают влияние уровень конкуренции в отрасли, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые и другие макроэкономические условия.
  • Конкурентные преимущества организации отражают реальные возможности предприятия в конкуренции на конкретном рынке. Они определяются на основе анализа сильных и слабых сторон предприятия в сравнении с конкурентами. Реализация этих возможностей осуществляется через мероприятия, разрабатываемые по результатам такого анализа. Мониторинг и изучение конкурентоспособности должны вестись систематически и непрерывно для своевременного определения изменений конкурентоспособности (показателей конкурентоспособности). Оценка этих изменений и тенденций развития целевого рынка позволяет организации своевременно принимать упреждающие решения, направленные на сохранение или укрепление рыночной позиции предприятия.
  • Базой для мероприятий служат численные показатели, определяющие позицию на рынке, степень конкурентной устойчивости этой позиции и возможные, ее изменения.
  • Определение позиции организации на рынке предусматривает идентификацию факторов, непосредственно влияющих на изменение его доли в объеме продаж на рынке.
  • Систематизацию факторов, непосредственно влияющих на рыночную позицию предприятия, рассмотрим на примере организаций общественного питания:
  • а) ассортимент и качество предлагаемых потребителю товаров;
  • б) ценовые факторы;
  • в) общая атмосфера организации;
  • г) формирование имиджа организации;
  • д) поддержка и содействие деятельности отрасли национальными и региональными органами.
  • Ассортимент и качество предлагаемых товаров определяется уровнем технологического оснащения организации общественного питания, использованием новых, экологически чистых продуктов, творческим подходом к определению и реализации ассортимента товаров и технологии изготовления.
  • Ценовая политика поддержания конкурентных преимуществ предполагает установление приемлемого для потребителя уровня цен, систему скидок с отпускных цен.
  • Формирование имиджа предприятия также требует постоянного отслеживания и учета для достижения и сохранения его рыночной позиции. Здесь учитываются факторы наличия квалифицированного персонала для обеспечения высокого качества производства, активность рекламной деятельности. Большое значение для обеспечения эффективности работы и формирования благоприятного имиджа организации имеет поддержание связей с общественностью, социальная направленность деятельности.
  • Поддержка и содействие со стороны государственных органов и местной администрации, а также других организаций проявляется через гарантии кредитов и других инвестиций, налоговые квоты и льготы по другим платежам, предоставление субсидий, организацию информационной поддержки и другие меры. Поддержка государства и местной администрации создают благоприятные условия, стимулирующие производителей для удовлетворения общественных потребностей.
  • В экономической литературе принято разделять конкурентные преимущества на две группы: преимущества низкого и высокого порядка. К первой группе относятся «преимущества, которые могут легко получить и конкуренты, например низкие цены, экономия расходов, использование доставки производимой продукции в офисы, на дом и др. Получение преимуществ высокого порядка связано с уровнем квалификации руководителей и коммерческих работников; ассортимент предлагаемых блюд, быстрое обслуживание посетителей и т.д. К числу преимуществ высокого порядка можно отнести следующие: дифференциация на основе товаров и услуг, имидж организации, тесные взаимосвязи с поставщиками сырья и др.
  • В качестве основных направлений формирования (укрепления) конкурентных возможностей предприятия могут рассматриваться:
  • 1) ориентация деятельности на выпуск продукции, пользующейся спросом на рынке;
  • 2) обеспечение через создание конкурентоспособного ассортимента получения намеченных и стабильных конечных экономических показателей (объем производства, прибыль, рост капитала и т.д.);
  • 3) поддержание более низких затрат на производство по отношению к конкурентам;
  • 4) обеспечение качества продукции, требуемого рынком;
  • 5) обеспечение материального и технологического уровня производства, позволяющего расширять и обновлять ассортимент реализуемых блюд и увеличивать объем продаж;
  • 6) обеспечение финансовых возможностей предприятия (наличие средств или источников заемных финансов) и другие факторы, способствующие формированию конкурентоспособных преимуществ.
  • Таким образом, конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее наличие свойств и способностей объекта, позволяющих ему соперничать в экономическом соревновании для достижения поставленной цели в качестве объекта носителя этих свойств - конкурентных преимуществ - могут выступать различные виды продукции, предприятий, отраслей, а субъектом - товаропроизводители, работники предприятия, стремящиеся улучшить условия производства его имидж, качество товара услуг. Рассматривая теорию конкурентоспособности товара, отрасли, предприятия, следует отметить, что объединяющим эти различные понятия является свойство достижения преимущественных позиций относительно конкурентов в различных формах проявления конкуренции.