logo
Анализ конкурентоспособности продукции АО "Адал"

2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ АО "АДАЛ"

2.1 Особенности формирования рынка молочной продукции в

условиях конкуренции

В условиях ненасыщенного рынка, конкурентоспособность, всегда лежащая в коридоре «качество - цена - сервис» в республике сместилась в область «цена - качество - сервис». В результате перед отечественными производителями молока и молочных продуктов встала проблема необходимости использования в своей деятельности маркетинга, как инструмента, с помощью которого возможно успешное осуществление рыночной деятельности. На прилавках магазинов появился широкий ассортимент молочных продуктов, который составляет сейчас серьезную конкуренцию импорту, причем западные производители сами подготовили себе достойных конкурентов.

Наибольшее число предприятий расположено в Алматинской (г. Иссык, п. Космос), Жамбылской (с. Кордай) областях и в городах Шымкент, Астана, Костанай. Результаты анализа статистических данных свидетельствуют о наличии ряда особенностей в современной структуре производства молочной продукции. Молочная отрасль уже не первый год развивается гораздо более высокими темпами.

На казахстанском рынке более десяти лет в производстве молочной продукции конкурируют такие компании, как «ФудМастер», «Адал», «Агропродукт», «Кайсар сут», «Данон», «Смак», а также конкурентоспособными на казахстанском молочном рынке представлены такие фирмы-производители, как «Весёлый молочник» (Киргизия), «Домик в деревне» (Россия). [18]

Сейчас в мире проводится большая работа по производству экологически чистой продукции. Можно сказать, что в республике также данная благородная цель выполняется и реализуется: АПК «Адал», компания «ФудМастер» наладили производство новых видов кисломолочной продукции с лечебными и диетическими свойствами, а именно «БФБ» (бифидумбактерии) и «Био-С» (ацидофильная простокваша), новинка молока и кефир «Источник Здоровья», обогащенная йодированным белком и др.; а Институтом Питания РК налажено производство детских молочных продуктов из сои.

Решая задачу по выпуску конкурентоспособного ассортимента молочной продукции, предприятия в своем стремлении завоевать как можно большую долю рынка начали активно использовать политику распределения. Среди основных наиболее используемых типов торговых точек являются супермаркеты, ориентированные на покупателей с доходом выше среднего и со средним уровнем дохода, гастрономы, мелкие продовольственные магазины, киоски и лотки, расположенные на оптовых рынках или просто как элементы уличной торговли. [20]

Одним из наиболее общих выражений степени достижения преимущества конкурентом считается фактическая рыночная доля предприятия в совокупном объеме реализации молочной продукции. Отражая результат конкурентной борьбы, рыночная доля показывает степень доминирования предприятия на рынке. Доля рынка исчисляется как предполагаемый объем продажи товара предприятия на данном рынке.

2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия АО АПК "Адал"

Акционерное общество «Адал» находится в с.Космос, Енбекшиказахского района алматинской области. Организационно-правовая форма предприятия - акционерное общество, вид собственности - частная. Дата преобразования 05.01.2001 года. Основное направление - молочное, выращивание зерновых культур, кукурузы и заготовка кормов, переработка с/х продукции. Общая земельная площадь на 01.01.2011 - 5190,2 га в т. ч. с/х угодья - 4053 га, пашня - 3129 га, из них орошаемые - 2755 га, пастбища -924 га, прочие земли - 1137,2 га.

Выходное поголовье на 01.01.2011: всего КРС - 2744 гол., в т.ч. коровы молочные - 1145 гол., лошади - всего - 61 гол., в т. ч. конематки - 17 гол, свиньи - всего - 424 гол., в т. ч. свиноматки - 30 гол.

Из таблицы 3 видно, что доход от реализации продукции увеличился по сравнению с 2010 годом на 44,7% и составил в 2011 году 362 648 тенге, что прежде всего связано с увеличением объема производства и объёма реализации продукции за счет внедрения новых зарубежных технологий и использования высококвалифицированной рабочей силы. Данная политика предприятия обосновывается решением руководства расширить ассортимент выпускаемой продукции с целью привлечения новых потребителей. Решение принималось небезосновательно: оно явилось результатом проведенных маркетинговых исследований о предпочтениях потребителей. Данное маркетинговое явление выявило, что в последнее время потребители стали склоняться к продукции с различными вкусовыми добавками и наполнителями, что стало причиной появления кефира с фруктовыми добавками, йодизированного молока и продукции под торговой маркой "Молочный мир". Увеличилась и себестоимость от реализованной продукции на 56,5%, что объясняется общим увеличением объема производства. [21]

Таблица 1. Основные технико-экономические показатели АО АПК "Адал" за 2010-2011 гг.

Показатели

Ед.измерения

2010г.

2011г.

Отклонения, +,-

2010/ 2011,%

Доход от реализации продукции

Тыс.тенге

250 633

362 648

+112 015

144,7

Себестоимость реализованной продукции

Тыс.тенге

184 222

288 364

+104 142

156,5

Валовой доход.

Тыс. тенге

66 411

74 284

+7 873

111,9

Расходы периода

Тыс. тенге

49 862

51 316

+1454

102,9

Доход от основной деятельности

Тыс. тенге

16 549

22 968

+6419

138,9

Чистый доход

Тыс. тенге

19 732

22 488

+2756

114,0

Фонд заработной платы

Тыс. тенге

60 586

90 756

+30170

149,8

Среднесписочная численность ППП

человек

514

552

+38

107,4

Среднемесячная з/п на 1 чел.

тенге

9 822,6

13 701

+3878,4

139,5

Обратим внимание на то, что рост чистого дохода составляет 14,0%, а рост валового дохода 11,9 процентных пунктов, при этом расходы периода увеличились всего на 2,9%.

Следует учесть, что среднесписочная численность производственного персонала предприятия в 2011 году увеличилась с 514 до 552 человек, что в процентном выражении составило 7,4%, при этом среднемесячная заработная плата работников предприятия АО АПК "Адал" увеличилась в среднем на 3878,4 тенге, что в процентном выражении составляет 39,5%.

В целом по итогам таблицы 1 прослеживается рост основных показателей предприятия АО АПК "Адал", что является положительным для предприятия.

2.3 Анализ качества продукции как основного показателя конкурентоспособности продукции

Также одним из важных показателей деятельности предприятия АО АПК "Адал" является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счёт объёма продаж, но и за счёт более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надёжность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. [22]

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от её вида и назначения:

1. удельный вес новой продукции в общем её выпуске;

2. удельный вес продукции высшей категории качества:

3. средневзвешенный балл продукции;

4. средний коэффициент сортности;

5. удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;

6. удельный вес сертифицированной продукции;

7. удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

8. удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из её свойств:

а) полезность (жирность молока, содержание белка в продукте)

б) надёжность

в) технологичность

г) эстетичность

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

Таблица 2. Динамика брака продукции на АО АПК "Адал"

млн. тг.

Расходы по браку

2010г.

2011г.

Отклонения, +,-

%, (2011г./ 2010г.)

Себестоимость забракованной продукции

1,4

1,2

-0,2

85,7

Расходы по исправлению брака

0,2

0,15

-0,05

75

Стоимость брака по цене возможного использования

0,5

0,5

-

100

Сумма удержаний с виновных лиц

0,1

0,1

-

100

Потери от брака

1,0

0,75

-0,25

75

В 2011 году количество забракованной продукции по сравнению с 2010 годом сократилось на 0,2 млн. тг., что говорит об успешной деятельности предприятия в области применения и внедрения новых и более качественных технологий.

Для определения потерь товарной продукции в 2010 году подсчитаем фактический уровень рентабельности на предприятии АО АПК "Адал". Стоимость товарной продукции в действующих ценах равняется 385 млн. тг., а её себестоимость 288 млн. тг. Отсюда фактический уровень рентабельности равен 33,7% ((385-288)/288). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости в 1,33 раза. Потери товарной продукции будут составлять:

1 млн. тг. * 1,33 = 1,33 млн. тг

На предприятии АО АПК "Адал" изучаются причины понижения качества и разрабатываются мероприятия по их устранению, что снижает долю брака в общем объёме выпуска продукции и благотворно влияет на деятельность данного предприятия. [23]